46RS0031-01-2023-003357-54
Дело № 12-303/10-2023
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
05 декабря 2023 года г. Курск
Судья Промышленного районного суда г. Курска Дерий Т.В., рассмотрев жалобу Овчинникова Николая Сергеевича на постановление начальника отделения подготовки призыва граждан на военную службу военного комиссариата Центрального и Сеймского округов г. Курска Варламова А.Г. № 1/285 от 25.10.2023 по делу об административного правонарушении в отношении Овчинникова Н.С. по ч. 1 ст. 21.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 1/285 от 325.10.2023, вынесенным начальником отделения подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата Центрального и Сеймского округов г. Курск Варламовым А.Г., Овчинников Н.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 21.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Овчинников Н.С. обратился в суд с жалобой, в которой просит оспариваемое постановление отменить.
Овчинников Н.С. в судебное заседание не явился, о слушании извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Начальник отделения подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата Центрального и Сеймского округов г. Курска Варламов А.Г. в судебном заседании просил оставить постановление по делу об административном правонарушении без изменения, а в случае принятия судом решения о снижении размера назначенного штрафа – применить максимальный штраф, исходя из того, что Овчинников Н.С. ранее неоднократно привлекался к административной ответственности по ст. 21.5 КоАП РФ.
Выслушал пояснения сторон, проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу.
Копия оспариваемого постановления получена Овчинниковым Н.С. 25.10.2023, жалоба направлена 30.10.2023, то есть в установленный законом срок.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 21.5 КоАП РФ наступает за неявку гражданина без уважительной причины в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову иного органа, осуществляющего воинский учет и влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом указанного административного правонарушения выступают общественные отношения в области воинского учета.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы положениями Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны, в том числе, явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ предусмотрено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает, в том числе явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных указанным Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 31 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Как усматривается из материалов дела, Овчинников Н.С., предварительно извещенный о необходимости явиться 28.10.2022 в 13.00 час. в ВК ЦиСО г. Курск для отправки к месту прохождения военной службы, по повестке, врученной ему под роспись 13.09.2022, в указанное время и место без уважительных причин не прибыл.
Факт совершения Овчинниковым Н.С. административного правонарушения подтверждается копией протокола об административном правонарушении № 1/285 от 25.10.2023 года, копией повестки серии КЦС № 4622/02117.
Оснований для отмены обжалуемого постановления не установлено.
Однако в своей жалобе Овчинников Н.С. указывает на то, что редакция статьи 21.5 КоАП РФ, действовавшая на момент вменяемого ему административного правонарушения, предполагала наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 500 до 3 000 руб. Оценивая доводы жалобы, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части квалификации действий Овчинникова Н.С. и назначенного административного наказания.
В соответствии с ч. 2 ста. 1.7 КоАП РФ закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Санкция статьи 21.5 КоАП РФ, действующая на момент совершения Овчинниковым Н.С. административного правонарушения – 28.10.2022, предусматривала наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.
Редакция статьи 21.5 КоАП РФ (часть 1), предусматривающая наказание в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, вступила в силу с 01.10.2023.
Между тем в соответствии с положениями частей 1, 3 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Поэтому соответствующие положения Кодекса могут применяться только в отношении административных правонарушений, допущенных лицами после 01.10.2023. Ответственность же за правонарушения, совершенные до этой даты, наступает по правилам ранее действовавшего законодательства.
Административное наказание в соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ представляет собой установленную государством меру административной ответственности за совершение противоправного деяния и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Содержанием целей административных наказаний является соблюдение установленного правопорядка и обеспечение правомерного поведения граждан и юридических лиц.
Согласно части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействия) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
В связи с тем, что административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 21.5 КоАП РФ, было совершено Овчинниковым Н.С. в момент действия статьи 21.5 КоАП РФ (в ред. от 24.09.2022), предусматривающей наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей, квалификация его действий по ч. 1 ст. 21.5 КоАП РФ и назначение административного наказания в размере 30 000 руб. необоснованны.
Таким образом, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, принимая во внимание, что Овчинников Н.С. ранее привлекался к административной ответственности по ст. 21.5 КоАП РФ, данных о его личности, суд считает необходимым квалифицировать его действия по ст. 21.5 КоАП РФ и снизить назначенное административное наказание до штрафа в размере 3 000 рублей на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено указанное постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 21.5 КоАП РФ, в отношении Овчинникова Н.С. подлежит изменению, жалоба Овчинникова Н.С. подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.8, 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу Овчинникова Николая Сергеевича удовлетворить частично.
Постановление № 1/285 от 25.10.2023, вынесенное начальником отделения подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата Центрального и Сеймского округов г. Курск Варламовым А.Г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 21.5 КоАП РФ, в отношении Овчинникова Николая Сергеевича изменить в части: переквалифицировать действия Овчинникова Н.С. с ч. 1 ст. 21.5 КоАП РФ на ст. 21.5 КоАП РФ (в ред. от 24.09.2022) и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Промышленный районный суд г. Курска в течение 10 дней со дня получения копии настоящего решения.
Судья Т.В. Дерий