Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1783/2021 ~ М-1651/2021 от 28.09.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара                                      16 декабря 2021 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Калинниковой О.А.,

при секретаре судебного заседания – Добиной Д.Д.,

с участием представителя административного истца – Войтюлевича В.В., представителя заинтересованного лица ГБУ СО «ЦКО» Карловой И.А., представителя заинтересованного лица администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области Ивлева Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1783/2021 по административному исковому заявлению акционерного общества «Новокуйбышевская нефтехимическая компания» об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

акционерное общество «Новокуйбышевская нефтехимическая компания» (далее также АО «ННК», административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного в г. Новокуйбышевске Самарской области, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 5 208 000,00 рублей и взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником названного земельного участка, кадастровая стоимость которого, установленная по результатам очередной государственной кадастровой оценки в размере 14 603 945,00 руб., существенно превысила размер его рыночной стоимости, определенной Отчетом об оценке, тем самым затронуты права и обязанности общества, как плательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости участка.

С учетом изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке.

Представитель административного истца Войтюлевич В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном иске.

Представители заинтересованных лиц Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр кадастровой оценки» - Карлова И.А., администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области - Ивлев Д.В., действующие на основании доверенностей, не возражали против установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере, определенном заключением судебной экспертизы.

Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованное лицо - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области представлены письменные пояснения, в которых разрешение заявленных требований оставляют на усмотрение суда.

В соответствии со ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца, представителей заинтересованных лиц – ГБУ СО «ЦКО», администрации г.о. Новокуйбышевск, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», часть 2 статьи 3 Федерального закона от 03 июля 2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

Как следует из материалов дела, АО «ННК» является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 15 500 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения промышленных объектов, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от 24.04.2021.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2020 года № 935 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области» по состоянию на 01.01.2020 в размере 14 603 945,00 рублей, о чем представлена выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта от 09.09.2021.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частям 1 и 3 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Будучи собственником земельного участка, административный истец уплачивает земельный налог в бюджет муниципального образования, на территории которого расположен участок, исходя из его кадастровой стоимости, в связи с чем, заинтересован в установлении действительной рыночной стоимости участка.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований обществом представлен отчет об оценке № 21-365-Н от 01.07.2021, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» ФИО1., согласно которому рыночная стоимость спорного участка по состоянию на дату кадастровой оценки составляет 5 208 000,00 рублей.

В ходе судебного разбирательства удовлетворены ходатайства заинтересованных лиц – ГБУ СО «ЦКО» и администрации городского округа Новокуйбышевск о назначении судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости спорного земельного участка.

Из заключения эксперта № 50/С.10-2021 от 17.11.2021, подготовленного экспертом ООО «<данные изъяты>» ФИО2., следует, что по состоянию на 01.01.2020 итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером составляет 6 727 000,00 рублей.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Оценивая заключение эксперта по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что при оценке земельного участка эксперты руководствовались федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости земельного участка, описание качественных и количественных характеристик объекта оценки, анализ рынка в сегменте объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования, обоснование выбора объектов-аналогов и используемого подхода к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.

Таким образом, заключение судебной экспертизы отвечает требованиям действующего законодательства, у суда не имеется оснований подвергать сомнению выводы экспертов, которые предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, в исходе дела не заинтересованы.

Оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка в размере, определенном отчетом об оценке ООО «<данные изъяты>» суд не усматривает и полагает, что экспертное заключение является наиболее полным и аргументированным.

Возражений относительно выводов эксперта представителем административного истца и иными участвующими в деле лицами не заявлено.

Таким образом, административные исковые требования подлежат удовлетворению в соответствии с результатами судебной экспертизы.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца с заявлением в суд является 28.09.2021, что следует отразить в резолютивной части решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае удовлетворения требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы могут быть взысканы с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Вместе с тем, при решении вопроса о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.

С учетом изложенного, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П указал на допустимость расхождения результата массовой оценки стоимости объекта недвижимости с результатами оценки этого объекта с учетом индивидуальных характеристик в приемлемых границах, что само по себе не свидетельствует об ошибочности, незаконности кадастровой стоимости, определенной методом массовой оценки недвижимости и о нарушении прав административного истца, которому принадлежит объект недвижимости.

Следовательно, с учетом специфики данной категории дел и приведенной выше правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, при разрешении вопроса о взыскании судебных расходов, следует учитывать соотношение кадастровой стоимости объекта недвижимости и его рыночной стоимости, установленной судом в качестве кадастровой, является ли эта разница существенной либо соответствует допустимым отклонениям, принятым в государственной кадастровой оценке.

Принимая во внимание диапазон расхождения между кадастровой стоимостью спорного земельного участка (14 603 945,00 руб.) и его рыночной стоимостью (6 727 000,00 руб.), определенной экспертным заключением, суд полагает, что с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки такое расхождение не может быть признано приемлемым, допустимым, что свидетельствует о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к спорному объекту недвижимости.

В связи с этим, требование административного истца о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины, в связи с подачей административного иска в суд в размере 2 000 рублей, несение которых обусловлено требованиями закона и подтверждено платежным поручение № 119427 от 16.08.2021, является обоснованным.

С учетом изложенного, с административного ответчика - Правительства Самарской области, утвердившего результат определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, в пользу АО «ННК» подлежат взысканию судебные расходы в размере 2 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск акционерного общества «Новокуйбышевская нефтехимическая компания» удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 15 500 кв.м, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 6 727 000,00 рублей.

Взыскать с Самарской области в лице Правительства Самарской области за счет казны Самарской области в пользу акционерного общества «Новокуйбышевская нефтехимическая компания» судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 2 000 рублей.

Датой обращения АО «ННК» с заявлением в суд считать 28.09.2021.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                                     О.А. Калинникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 24.12.2021.

3а-1783/2021 ~ М-1651/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
АО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания"
Ответчики
Правительство Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
Администрация г.о. Новокуйбышевск Самарской области
ГБУ СО "ЦКО"
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Калинникова О. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
28.09.2021Регистрация административного искового заявления
29.09.2021Передача материалов судье
30.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2021Судебное заседание
02.12.2021Производство по делу возобновлено
16.12.2021Судебное заседание
24.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее