№ 5-923/2020 (УИД 53RS0022-01-2020-007921-02)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 октября 2020 года Великий Новгород
Судья Новгородского районного суда Новгородской области Ящихина В.В., рассмотрев в порядке подготовки материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в отношении
Зиновьевой О.В., <адрес>
установил:
29 сентября 2020 года участковым уполномоченным полиции УМВД России по г.Великий Новгород Тарасовым М.О. в отношении Зиновьевой О.В. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, согласно которому в указанный день в 18 час. 55 мин. Зиновьева О.В., являясь <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес> находилась на рабочем месте без средств индивидуальной защиты (маски, перчаток) в нарушение п. 8.6 Указа Губернатора Новгородской области от 06 марта 2020 года N 97 "О введении режима повышенной готовности" (в редакции от 31 июля 2020 года).
На основании определения заместителя начальника полиции по ООП УМВД России по г.Великий Новгород от 30 сентября 2020 года вышеуказанный протокол об административном правонарушении и другие материалы дела переданы на рассмотрение в Новгородский районный суд Новгородской области (поступили 12 октября 2020 года).
В силу ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, в числе прочего, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, в случае выявления при подготовке к рассмотрению дела обстоятельств, свидетельствующих о неправильном составлении протокола об административном правонарушении и (или) оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
Исходя из приведенных выше положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Изучив при подготовке к рассмотрению представленные материалы дела об административном правонарушении, судьей установлены обстоятельства, свидетельствующие о неправильном составлении протокола об административном правонарушении.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, а именно установлено, что в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Как следует из протокола об административном правонарушении, Зиновьевой О.В. вменяется то, что она, являясь старшим продавцом <адрес>, 29 сентября 2020 года в 18 час. 55 мин. находилась на рабочем месте без средств индивидуальной защиты (маски, перчаток) в нарушение п. 8.6 Указа Губернатора Новгородской области от 06 марта 2020 года N 97 "О введении режима повышенной готовности" (в редакции от 31 июля 2020 года).
Вышеуказанные действия Зиновьевой О.В. квалифицированы должностным лицом по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Объектом указанного административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Для квалификации действий лица, привлекаемого к административной ответственности по вышеуказанной статье КоАП РФ, необходимо установить, какие конкретные правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации были не выполнены (нарушены) указанным лицом, а также то, что невыполнение таких правил не относится к случаям, предусмотренным ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, которая по отношению к ч. 1 ст. 20.6.1 названного Кодекса является специальной нормой.
Как указывалось выше, в протоколе об административном правонарушении Зиновьевой О.В. вменено нарушение п. 8.6 Указа Губернатора Новгородской области от 06 марта 2020 года N 97 "О введении режима повышенной готовности".
Указом Губернатора Новгородской области № 97 от 6 марта 2020 года "О введении режима повышенной готовности" в связи с угрозой распространения на территории Новгородской области коронавирусной инфекции, с 7 марта 2020 года на территории Новгородской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В пункте 8 названного выше Указа Губернатора Новгородской области (в редакции от 23 сентября 2020 года, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения в отношении Зиновьевой О.В. дела об административном правонарушении), перечислены обязанности, возлагаемые на всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории Новгородской области.
В числе таких обязанностей, в пункте 8.6 названного выше Указа определено, обеспечить применение работниками средств индивидуальной защиты (маски, респираторы, перчатки, кожные антисептики).
При этом, каких-либо предписаний относительно обязанностей работников, в частности, находиться при исполнении своих трудовых обязанностей на рабочих местах в средствах индивидуальной защиты, в данной норме не содержится.
Таким образом, приведенная в протоколе об административном правонарушении норма Указа Губернатора Новгородской области № 97 от 6 марта 2020 года "О введении режима повышенной готовности" сама по себе не может раскрывать объективную сторону административного правонарушения, вменяемого Зиновьевой О.В., поскольку не указывает на конкретные правила поведения, которые были не выполнены лицом, привлекаемым к административной ответственности, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно части 2 статьи 6.3 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Санитарные правила СП 3.1.2.3117-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями (пункт 1.2).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для физических и юридических лиц (пункт 1.3).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 года N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Данные санитарно-эпидемиологические правила и иные требования санитарного законодательства разработаны для исполнения юридическими лицами, в том числе для исполнения их работниками, в целях предотвращения распространения инфекционных заболеваний, в том числе, новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и их неисполнение в период введения режима повышенной готовности образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Кроме того, к протоколу об административном правонарушении не приложены документы, подтверждающие факт трудоустройства Зиновьевой О.В. и занимаемой должности.
С учетом вышеизложенного, в данном деле допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволяют судье сделать объективный вывод по вопросам, имеющим отношение к установлению события или состава административного правонарушения, правильности квалификации содеянного и назначению справедливого наказания.
При таких обстоятельствах, в соответствии п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Зиновьевой О.В. и другие материалы дела подлежат возращению в УМВД России по г.Великий Новгород для устранения недостатков, препятствующих рассмотрению дела.
Руководствуясь ст.ст. 29.1, 29.4, 29.12 КоАП РФ, судья
определил:
Протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Зиновьевой О.В. и другие материалы дела возвратить в УМВД России по г.Великий Новгород для устранения недостатков, препятствующих рассмотрению дела.
Возвращение протокола об административном правонарушении и других материалов дела не препятствует повторному их направлению суд в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, после устранения недостатков и надлежащего оформления.
На определение может быть подана жалоба лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 КоАП РФ, а прокурором принесен протест непосредственно в Новгородский областной суд или через Новгородский районный суд.
Судья В.В. Ящихина