Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-444/2022 (2-4453/2021;) ~ М-3882/2021 от 19.10.2021

Дело № 2-444/2022 (2-4453/2021)

УИД 44RS0001-01-2021-007853-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2022 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

судьи Шуваловой И.В.,

при секретаре Ершовой М. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Костромы в интересах Челамбицкого И.Г. к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственными средствами, взыскании ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Костромы, действуя в интересах Челамбицкого И. Г., обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственными средствами, взыскании ущерба. В обоснование требований указал, что прокуратурой г. Костромы по обращению Челамбицкого И. Г. проведена проверка соблюдения законодательства о лекарственном обеспечении, в ходе которой установлено, что Челамбицкий И.Г., <дата> года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, в необходимом объеме лекарственным препаратом «Цинктерал» (сульфат цинка) не обеспечен. Челамбицкий И. Г. является ... в связи с заболеванием, состоит на учете в ОГБУЗ «Городская больница города Костромы». Челамбицкому И. Г. назначен препарат «Цинктерал» (сульфат цинка) 124 мг № 150, 1 таблетка 5 раз в день. В июне-июле 2020г. Челамбицкий И. Г. лекарственным препаратом «Цинктерал» (сульфат цинка) в количестве 1 упаковки в месяц не обеспечен, что влечет нарушение его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно. На основании изложенного просил возложить на Департамент здравоохранения Костромской области обязанность обеспечить Челамбицкого И.Г. лекарственным средством «Цинктерал» (сульфат цинка) 124 мг № 150, 1 таблетка 5 раз в день, а также взыскать с Департамента здравоохранения Костромской области в пользу Челамбицкого И.Г. денежные средства в размере 894,40 рублей, затраченные на приобретение лекарственного препарата.

Определением Свердловского районного суда от 19.01.2022г. производство по делу в части исковых требований по возложению обязанностей по обеспечению лекарственными средствами прекращено.

В судебном заседании помощник прокурора города Костромы Густова О. П. исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Материальный истец Челамбицкий И. Г. в судебном заседании не участвовал, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании просил удовлетворить требования в полном объеме.

Департамент здравоохранения Костромской области своего представителя в судебное заседание не направил, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в отзыве на исковое заявление в удовлетворении требований просили отказать в полном объеме.

Выслушав позицию и пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).

В соответствии с п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст.76)

В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 указанного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что обеспечение инвалидов лекарственными средствами производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды. В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п. 1 ч. 1 ст. 6.2).

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» установлен Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно, которым для инвалидов 1 группы предусмотрено обеспечение бесплатно всеми лекарственными препаратами.

Пунктом 4 данного постановления Правительства РФ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.

Согласно пункту 2.3 Порядка, при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей -инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.

Постановлением Правительства РФ от 28.08.2014 № 871 утверждены Правила формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, согласно которым перечень лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан формируется по международным непатентованным наименованиям этих лекарственных препаратов (при отсутствии таких наименований - по группировочным или химическим наименованиям) из лекарственных препаратов, отвечающих установленным критериям.

В соответствии с п. 4 Инструкции по заполнению формы N 148-1/у-04 (л) «Рецепт» и формы N 148-1/у-06 (л) «Рецепт» (Приложение N 9 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 110) в рецептурном бланке указываются на латинском языке наименование лекарственного препарата (международное непатентованное или химическое, либо торговое), зарегистрированного в Российской Федерации, его дозировка и количество.

В соответствии с Порядком создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н, одной из функций врачебной комиссии является принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по торговым наименованиям.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).

Таким образом, решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными препаратами, ингредиентами для парентерального питания, средствами медицинского назначения относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

Постановлением Администрации Костромской области от 23.12.2019 № 511-а «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» утвержден Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой, в который включен лекарственный препарат – «Цинка сульфат».

В соответствии с Положением о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 года № 546 (далее – Положение), департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативному правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области.

В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения к полномочиям департамента в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится: организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Согласно п. 59 Положения департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций.

Как следует из материалов дела, согласно справке главного внештатного невролога департамента здравоохранения ФИО1 от 20.12.2016г. Челамбицкий И. Г. нуждается в продолжении терапии препаратом «Цинктерал» (сульфат цинка) 124 мг. 5 раз в день – для постоянного приема.

До настоящего времени назначение данного препарата Челамбицкому И. Г. не отменено.

Как указывает прокурор в обоснование требований, заявленных в интересах Челамбицкого И. Г., проведенной проверкой установлено, что Челамбицкий И. Г. не был обеспечен лекарственным препаратом «Цинктерал» (сульфат цинка) в полном объеме, в связи с чем на приобретение данного препарата им затрачены личные денежные средства в размере 894, 40 рубля.

Челамбицкому И. Г. предоставлено 2 упаковки препарата «Цинктерал-Тева» 124 мг. № 150 - 16.04.2020г., а затем 17.07.2020г., таким образом в период с 16.06.2020г. по 16.07.2020г., обеспечения лекарственным препаратом «Цинктерал-Тева» не осуществлялось.

Факт обеспечения лекарственным препаратом «Цинктерал» (сульфат цинка) Челамбицкого И. Г. не в полном объеме в заявленный период ответчиком в порядке ст. 56 ГПК РФ не оспорен и подтвержден содержанием счета лекарственных средств выписанных льготнику.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1).

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2).

В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Вследствие невыполнения департаментом здравоохранения Костромской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом Челамбицкому И. Г. причинен ущерб в сумме 894, 40 рубля, в связи с самостоятельной закупкой необходимого препарата, что подтверждается представленным в материалы дела кассовым чеком, который подлежит возмещению ответчиком в пользу истца.

В подтверждение данных доводов истец представил оригинал чека, согласно которому <дата> приобрел лекарственное средство «Цинктерал-Тева» на сумму: 894,40 рубля.

При таких обстоятельствах требования прокурора г. Костромы в интересах Челамбицкого И.Г. о возмещении понесенных истцом убытков на приобретение лекарственных препаратов являются обоснованными, и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Костромы в интересах Челамбицкого И.Г. к Департаменту здравоохранения Костромской области о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов удовлетворить.

Взыскать с Департамента здравоохранения Костромской области в пользу Челамбицкого И.Г. расходы на приобретение лекарственных препаратов в сумме 894,40 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы.

Судья И.В. Шувалова

Мотивированное решение изготовлено 21.01.2022.

2-444/2022 (2-4453/2021;) ~ М-3882/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Костромы
Челамбицкий Игорь Георгиевич
Ответчики
Департамент здравоохранения Костромской области
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Шувалова Ирина Викторовна
Дело на сайте суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
19.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2021Передача материалов судье
26.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2021Судебное заседание
21.12.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
18.01.2022Судебное заседание
19.01.2022Судебное заседание
21.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2023Дело оформлено
12.01.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее