РЕШЕНИЕ
20 марта 2024 года г. Назарово Красноярского края
Судья Назаровского городского суда Красноярского края Иванова Ирина Михайловна,
с участием защитника юридического лица, привлеченного к административной ответственности Администрации Назаровского района Красноярского края А.С.М.,
должностного лица – начальника отдела НДиПР – главного государственного инспектора г. Назарово и Назаровского района по пожарному надзору К.Д.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе защитника юридического лица Администрации Назаровского района Красноярского края А.С.М. на постановление мирового судьи судебного участка № 102 в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края от 18 января 2024 года о привлечении юридического лица Администрации Назаровского района Красноярского края к административной ответственности по ч.1 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 102 в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края от 18 января 2024 года юридическое лицо Администрация Назаровского района Красноярского края привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, а именно Администрацией Назаровского района не созданы запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны в нарушение ч.1 ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 «О гражданской обороне», п.3 Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», п. 4 и 5 п.п. Б п. 6 Постановления Правительства РФ от 27.04.2000 № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств», п.7, 15.6, 15.7 приказа МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях». Указанные нарушения выявлены в ходе государственного контроля (надзора) 13 декабря 2023 года.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник юридического лица Администрации Назаровского района Красноярского края А.С.М. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая, что к вопросам местного значения муниципального района отнесено лишь организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, но не создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Указанный вопрос местного значения отнесен основным законом и Уставами муниципальных образований только к муниципальному и городскому округу. Также, главой муниципального образования направлялось предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись. Однако мировым судьей немотивированно сделан вывод об отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для применения ч.4 ст.24.5 КоАП РФ. Копия протокола об административном правонарушении вручена представителю юридического лица, отличная по содержанию от оригинала в части отсутствия объяснений представителя юридического лица и его подписей, что является существенным нарушением норм КоАП РФ.
В судебном заседании защитник юридического лица А.С.М. на удовлетворении жалобы настаивал по изложенным в ней основаниям, дополнив, что к моменту рассмотрению жалобы истек срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности.
Должностное лицо - начальник отдела НДиПР – главный государственный инспектор г. Назарово и Назаровского района по пожарному надзору К.Д.В. в судебном заседании указал на необоснованность доводов жалобы, полагал постановление мирового судьи законным и обоснованным, поскольку Администрация Назаровского района Красноярского края является органом местного самоуправления, на который возложено создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны.
Выслушав участвующих в рассмотрении жалобы лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 20.7 КоАП РФ невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Основанием для привлечения Администрации Назаровского района по указанной выше норме послужили выводы мирового судьи о том, что юридическим лицом допущены нарушения требований гражданской обороны: не созданы запасы материально-технических продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны, чем нарушены требования пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации», пункта 4, 5, п.п. «б» пункта 6 постановления Правительства РФ от 27.04.2000 № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств», пункт 7, 15.6, 15.7 приказа МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях»
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которым в совокупности мировой судья дал верную оценку и обоснованно признал администрацию Назаровского района виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В постановлении мирового судьи содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Доводы представителя юридического лица о том, что администрация Назаровского района не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 КоАП РФ, являются несостоятельными.
В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, в том числе создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
В силу п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в РФ» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Согласно п.п.27 п.1 ст.7 Устава Назаровского муниципального района к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории сельских поселений и муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
С учетом изложенного и доказанности несоблюдения администрацией Назаровского района требований, установленных федеральным законодательством в области гражданской обороны, данный орган местного самоуправления обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как верно указано мировым судьей, оснований для применения положений ч. 4 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях о прекращении производства по делу в случае, когда главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, не имеется.
Представленные в дело письменные обращения от 08.08.2022 и 14.06.2023 главы района за финансовой помощью не свидетельствуют о соблюдении порядка, при котором возможно прекращение производства по делу.
Доводы жалобы о нарушении права на защиту, поскольку в копии врученного юридическому лицу протокола об административном правонарушении отсутствовало объяснение законного представителя юридического лица и его подпись, являлись предметом оценки у мирового судьи и обоснованно отклонены, с чем суд соглашается, поскольку, как следует из пояснений защитника юридического лица А.С.М. в судебном заседании в Назаровском городском суде, при составлении протокола об административном правонарушении ему были представлены протокол об административном правонарушении и его копия, где оригинале протокола именно им были собственноручно изложены письменные объяснения по делу и заверены его подписью, в том числе и в графе о вручении копии протокола, в копию же протокола вносить свои письменные объяснения он не стал. Каких-либо иных разночтений протокол об административном правонарушении и его копия, представленная защитником, не содержит.
Дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и с соблюдением правил подсудности, в соответствии с требованиями статьи 29.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводы защитника юридического лица о том, что к моменту рассмотрения настоящей жалобы сроки давности привлечения к административной ответственности истекли, что является отдельным основанием для отмены обжалуемого постановления и прекращения производства по делу, не основаны на законе, поскольку по смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.
Вместе с тем, суд полагает, что обжалуемое постановление подлежит изменению.
Так, в силу ч.ч. 2, 3 ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Поскольку юридическим лицом Администрацией Назаровского района впервые совершено административное правонарушение, выявленное в ходе государственного контроля (надзора), что было подтверждено должностным лицом при рассмотрении жалобы, при отсутствии последствий в виде причинения вреда, суд приходит к выводу о замене юридическому лицу назначенного административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии с ч.1 ст.4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 102 в городе Назарово и Назаровском районе Красноярского края от 18 января 2024 года в отношении юридического лица Администрации Назаровского района Красноярского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях изменить:
- назначенное юридическому лицу Администрации Назаровского района Красноярского края наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей заменить на предупреждение.
В остальной части вышеуказанное постановление оставить без изменения, а жалобу защитника юридического лица А.С.М. - без удовлетворения.
Решение суда вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в надзорном порядке.
Судья И.М. Иванова