Дело № 2-2073/2024
УИД 23RS0040-01-2024-000622-31
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 28 марта 2024 г.
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе
председательствующего Довженко А.А.,
при секретаре Еряшевой В.А.,
с участием: представителя истца – помощника прокурора Карасунского округа г. Краснодара ФИО4,
представителя ответчика ФИО5, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Карасунского округа г. Краснодара в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Министерству здравоохранения Краснодарского края о понуждении обеспечить лекарственными препаратами,
установил:
Прокурор Карасунского округа г. Краснодара, действуя в интересах несовершеннолетней ФИО1, обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Краснодарского края о понуждении обеспечить лекарственными препаратами.
В обоснование требований указано, что ФИО1 является ребенком-инвалидом, решением врачебной комиссии от 12.09.2022 она признана нуждающейся в постоянном ингаляционном лечении препаратом «Пульмозим». До 01.05.2023 ФИО1 была обеспечена препаратом, однако с мая по настоящее время рецепты на лекарственный препарат «Пульмозим» не оформлялись (отсутствие препарата на складе). Таким образом, права несовершеннолетней ФИО1 на медицинскую помощь в гарантированном объеме в части своевременного обеспечения ее необходимыми лекарственными препаратами нарушены. Указанные обстоятельства явились поводом для обращения в суд.
На основании изложенного истец просит суд обязать Министерство здравоохранения Краснодарского края обеспечить несовершеннолетнюю ФИО1 лекарственным препаратом «Пульмозим» раствор для ингаляции, в дозе и количестве, рекомендуемом уполномоченным медицинским учреждением вплоть до отмены.
В судебном заседании представитель прокуратуры ФИО4 требования иска поддержал.
Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании против заявленных требований возражала.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В ч. 1 ст. 41 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Исходя из п.п. 3,5,15 ч.1 ст.16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, обеспечение разработки и реализация региональных программ научных исследований в сфере охраны здоровья, их координация.
В силу п. 4 постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Согласно п. 8 ст. 6.1 и ст. 6.2 Федерального закона РФ от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В силу п.п. 2.1., 2.3. Приказа Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, за предоставлением специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов - в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медико-генетическую помощь.
При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 28.06.2012 № 742 на министерство здравоохранения Краснодарского края возложены полномочия по организации профилактических мероприятий и обеспечению населения доступной и качественной медицинской помощью.
Таким образом, обязанность по обеспечению инвалидов бесплатно лекарственными препаратами на основании рецептов врачей возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в разбираемом случае - Министерство здравоохранения Краснодарского края.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что прокуратурой Карасунского округа г. Краснодара проведена проверка по вопросу нарушения прав несовершеннолетней ФИО1 на льготное лекарственное обеспечение по жизненным показаниям, в ходе которой установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, состоит на учете с диагнозом: мукависцидоз, смешанная форма, тяжелое течение.
Согласно выписного эпикриза № 1030615 ФИО1 рекомендована муколитическая терапия: Дорназа-Альфа (Пульмозим) 2,5 мг/сут ингаляции через компрессорный ингалятор, ежедневно; Гипертонический раствор NaCl 7% с гиалуронатом натрия по 5 мл 2 раза в день.
В соответствии с заключением врачебной комиссии ГБУЗ «Детская городская поликлиника № 3» МЗ КК № 489 от 12.09.2022 ФИО1 нуждается в непрерывном ингаляционном лечении лекарственным препаратом «Пульмозим» (МНН – Дорназа-Альфа), р-р для ингаляции, 2,5мг/2,5мл № 6 в упаковке, по 2,5мг 1 раз в день ежедневно через носовые канюли. Препарат замене и отмене не подлежит.
Вместе с тем, в ходе прокурорской проверки установлено, что до 01.05.2023 ФИО1 была обеспечена препаратом. Однако с мая 2023 года по настоящее время рецепты на лекарственный препарат «Пульмозим» в отношении ФИО1 не оформлялись (отсутствие препарата на складе).
При установленных обстоятельствах и с учетом изложенных выше правовых норм, у суда имеются основания согласиться с выводами прокурора о том, что невыполнение Министерством здравоохранения Краснодарского края, возложенных на него обязанностей по обеспечению несовершеннолетней ФИО1 бесплатными необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении ее прав на бесплатную медицинскую помощь.
Исходя из чего, исковые требования прокурора Карасунского округа г. Краснодара в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Министерству здравоохранения Краснодарского края подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 29.03.2024 ░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░