Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-455/2023 от 17.05.2023

УИД 86MS0028-01-2023-001688-26

Дело № 12-455/2023

                                        РЕШЕНИЕ

              по делу об административном правонарушении

02июня 2023 года                                                г. Ханты-Мансийск

Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Черкашин В.В.,

с участиемпредставителя КУ ХМАО – Югры «Центроспас-Югория»Романюка А.С., представителя административного органа Белика Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Казенного учреждения ХМАО – Югры «Центроспас-Югория» Романюка А.С. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ханты-Мансийского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.05.2023 года, которым юридическое лицо – Казенное учреждение ХМАО – Югры «Центроспас-Югория» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 70 000 рублей,

          УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Ханты-Мансийского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.05.2023 года, юридическое лицо – Казенное учреждение ХМАО – Югры «Центроспас-Югория» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 70 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель КУ ХМАО – Югры «Центроспас-Югория» Романюк А.С. обратился в суд с жалобой, вё которой просит постановление отменить, указав, что в акте проверки от 23.11.2021 перечислены неисполненные пункты предписания, в которых имеются ссылки на СП, при этом не учтены положения Федерального закона от 31.07.2020, № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», согласно ч.1 ст. 15 которого Правительством Российской Федерации до 01.01.2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора)обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается приосуществлении государственного контроля (надзора). Распоряжением правительства РФ от 15.12.2020 № 3340-р утвержден указанный перечень. При этом, согласно ч.2 ст. 15 указанного Федерального закона независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года. Ссылка на указанные в обжалуемом предписании нарушения обязательных требований пожарной безопасности СП недопустима, так как они приняты до 01.01.2020г., в связи с чем в действиях юридического лица отсутствует состав инкриминируемого правонарушения.

В судебном заседании представитель КУ ХМАО – Югры «Центроспас-Югория» Романюк А.С. доводы жалобы поддержал в полном объеме, дав пояснения по существу жалобы. Также указал на неисполнимость предписания, так как оно не содержит четкой формулировки относительно устранения указанных в предписании нарушений требований пожарной безопасности.

Представитель административного органа Белик Е.С. указал на законность и обоснованность обжалуемого постановления.

Суд, выслушав стороны, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, установил следующее.

Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Ханты-Мансийского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05 мая 2023 года юридическое лицо - Казенное учреждение ХМАО – Югры «Центроспас-Югория» привлечено к административной ответственности по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ за то, что осуществляя свою деятельность по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул. Посадская, д.17, в установленный срок до 21.02.2023г. не выполнило пункты 1,3-5 предписания №152/1 от 23.11.2021, выданное отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г.Ханты-Мансийску и району Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий по ХМАО-Югре, не устранив на объекте защиты, расположенном по адресу: ул. Гагарина, д. 153А в г.Ханты-Мансийске нарушения п.1 ч.2 ст.1, ч.1 ст.6, ст. 85, ст. 138, чч. 1,3,8,13 ст.88, ч.2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.5.6.4 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты.Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», пп. 4.1.2.1, 9 табл. А1, пп.5.2, 9.1.2, 38 табл. А.3, п. А10, прил.А (обязательное), СП 5.13.130.2009 «Система противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», п.1.1, п.16 табл. 2 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления людей при пожаре. Требования противопожарной безопасности», п.7.2 СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», выразившиеся в том, что проем в противопожарной преграде, разделяющий помещения «Пожарное депо» от 1-го этажа объекта защиты, не заполнен противопожарным элементом 2-го типа; помещения 1-го и 2-го этажа объекта защиты не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации; помещения 1-го и 2-го этажа объекта защиты не оборудованы системой оповещения управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа (СОУЭ 2-го типа); из коридора 2-го, 3-го, 4-го этажей объекта защиты, без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 метров, отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения.

Указанными бездействиями КУ ХМАО – Югры «Центроспас-Югория» совершило 22.02.2023 в 00 часов 01 минуту правонарушение, предусмотренное ч.12 ст.19.5 КоАП РФ.

Административная ответственность по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 8 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года №644, должностные лица органов государственного пожарного надзора, при исполнении государственной функции, имеют право выдавать органам власти, организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Как следует из материалов дела, 23.11.2021 года по результатам проведения внеплановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности юридическим лицом КУ ХМАО – Югры «Центроспас-Югория», на объекте защиты «Пожарное депо на 4 автомобиля, инв. », расположенном по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, д. 153А, сотрудником отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Ханты-Мансийску и району УНДиПР Главного управления МСЧ России по ХМАО-Югре Тимощуком Я.И. в адрес КУ ХМАО – Югры «Центроспас-Югория» выдано предписание №152/1 о необходимости устранения в срок до 23.11.2022 выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности.

Копия указанного предписания получена КУ ХМАО – Югры «Центроспас-Югория»23.11.2021г.

В период с 17.03.2023 по 28.03.2023 в отношении КУ ХМАО – Югры «Центроспас-Югория» на основании решения отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Ханты-Мансийску и району УНДиПР Главного управления МСЧ России по ХМАО-Югре от 09.03.2023г. № 86-171-2023/0142рс проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения предписания №152/1 от 23.11.2021.

По результатам проведенной проверки установлено, что требования предписания №152/1 от 23.11.2021не выполнены в полном объеме, что зафиксировано в акте проверки №86-171-2023/0142ак от 28.03.2023, а именно:

- проем в противопожарной преграде, разделяющий помещения «Пожарное депо» от 1-го этажа объекта защиты, не заполнен противопожарным элементом 2-го типа;

- помещения 1-го и 2-го этажа объекта защиты не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации;

- помещения 1-го и 2-го этажа объекта защиты не оборудованы системой оповещения управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа (СОУЭ 2-го типа);

- из коридора 2-го, 3-го, 4-го этажей объекта защиты, без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 метров, отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения.

В связи с чем, в отношении КУ ХМАО – Югры «Центроспас-Югория» составлен протокол об административном правонарушении №40 от 12.04.2023 года за совершение правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст.28.2 КоАП РФ, каких-либо процессуальных нарушений суд не находит.

Виновность КУ ХМАО – Югры «Центроспас-Югория» установлена и подтверждается совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании: протоколом об административном правонарушении № 40 от 12.04.2023 года; решением органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой, выездной проверки от 09.03.2023г. №86-171-2023/0142рс; актом внеплановой выездной проверки от 28.03.2023г.; протоколом осмотра от 28.03.2023г. с фотоматериалами;копией решения о проведении внеплановой выездной проверки от 08.11.2021г. № 152-ПБ; копией акта внеплановой выездной проверки № 152-ПБ от 23.11.2021г.; копией предписания № 152/1 от 23.11.2021г.; выпиской из ЕГРЮЛ; копией Устава КУ ХМАО – Югры «Центроспас-Югория».

Указанные доказательства получены в соответствии с требованиями закона.

Выданное в адрес КУ ХМАО – Югры «Центроспас-Югория» предписание является законным и обоснованным, вынесено уполномоченным должностным лицом.

Сведений о том, что КУ ХМАО – Югры «Центроспас-Югория» уведомило орган, осуществляющий федеральный государственный пожарный надзор, о невозможности выполнения требований предписания в установленный срок либо обращалось с ходатайством о продлении этого срока, в представленных материалах не имеется.

Как следует из материалов дела, предписание №152/1 от 23.11.2021 КУ ХМАО – Югры «Центроспас-Югория» не обжаловалось и действие данного предписания не приостанавливалось.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Объективных доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения юридическим лицом требований предписания в установленный срок, принятии всех необходимых мер для его выполнения, не представлено и в судебном заседании не установлено.

Таким образом, в судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что КУ ХМАО – Югры «Центроспас-Югория» не исполнило в установленный срок законное предписание должностного лица, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, что образует состав правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что в выданном предписании не содержится конкретных действий, которые необходимо выполнить КУ ХМАО – Югры «Центроспас-Югория» для устранения нарушений, несостоятельны.

Пунктом 2 части 1 статьи 144 Федерального закона № 123-ФЗ, Государство предоставляет альтернативный способ оценка соответствия объекта защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров проводимой в форме независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности).

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) - это оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска (статья 1 ФЗ № 69-ФЗ).

Пунктом 4 Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2020 № 1325 (далее - Правила независимой оценки) также определено, что независимая оценка пожарного риска включает следующее:

а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты (продукции);

б) обследование объекта защиты (продукции) для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты (продукции) и соблюдении противопожарного режима, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, в том числе для проверки исправности и работоспособности имеющихся на объекте защиты (продукции) систем противопожарной защиты;

в) информация о проведении необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, проведении расчетов по оценке пожарного риска в случаях, установленных Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";

г) подготовку вывода о выполнении требований пожарной безопасности и соблюдении противопожарного режима либо в случае их невыполнения и (или) несоблюдения разработку мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты (продукция) будет соответствовать требованиям пожарной безопасности, и (или) подготовку перечня требований пожарной безопасности, при выполнении которых обеспечивается соблюдение противопожарного режима на объекте защиты (продукции).

Частью 2 статьи 78 Федерального закона № 123-ФЗ, определено, что для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Тем самым, у КУ ХМАО – Югры «Центроспас-Югория» существует четыре способа оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности (Выполнения требований пожарной безопасности).

Доводы о том, что в акте проверки от 23.11.2021 перечислены неисполненные пункты предписания, в которых имеются ссылки на СП, при этом не учтены положения Федерального закона от 31.07.2020, № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», согласно ч.1 ст. 15 которого Правительством Российской Федерации до 01.01.2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившимисилусо ссылкой на ч.1 ст. 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», несостоятельны.

Правовые и организационные основы установления и оценки применения, содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) определяет Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 247-ФЗ).

Действительно, статьей 15 Закона № 247-ФЗ предусмотрено, что с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года. Кроме того, несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

Между тем, в соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона № 247-ФЗ перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, подлежит размещению на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, с текстами действующих нормативных правовых актов. Порядок размещения и актуализации перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Исчерпывающий перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного пожарного надзора и привлечения к административной ответственности, размещен на официальном сайте МЧС России в разделе «Документы».

Указанный перечень содержит в себе, в том числе положения Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент).

При этом, в соответствии с ч.1 ст. 6 Технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных Техническим регламентом, а также одного из следующих условий:

1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 Технического регламента (в соответствии с частью 3 статьи 4 Технического регламента к нормативным документам по пожарной безопасности относятся: 1) национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона; 2) стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности);

    2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом;

    3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (приказ МЧС России от 28.11.2011 № 710);

    4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (приказ МЧС России от 15.11.2022 №1161);

    5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты.

Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, утвержден приказом Росстандарта от 13.02.2023 № 318, куда, в том числе входятСП 4.13130.2013; СП 486.1311500.2020; СП 3.13130.2009; СП 7.13130.2013.

В силу вышеизложенного, суд приходит к выводу, что КУ ХМАО – Югры «Центроспас-Югория» обоснованно привлечено к административной ответственности по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ.

Наказание КУ ХМАО – Югры «Центроспас-Югория» назначено в рамках санкции статьи в минимальном размере.

Процессуальных нарушений, допущенных при составлении административного материала и вынесении постановления о назначении административного наказания не установлено.

Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, суд

                                                РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ханты-Мансийского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.05.2023 года, которым юридическое лицо – Казенное учреждение ХМАО – Югры «Центроспас-Югория» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 70 000 рублей, - оставить без изменения, жалобу представителя КУ ХМАО – Югры «Центроспас-Югория» Романюка А.С., - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с даты его вынесения.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда                                                            В.В. Черкашин

12-455/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Казенное учреждение ХМАО-Югры "Центроспас-Югория"
Суд
Ханты - Мансийский районный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Черкашин В.В.
Статьи

ст.19.5 ч.12 КоАП РФ

Дело на странице суда
hmray--hmao.sudrf.ru
17.05.2023Материалы переданы в производство судье
02.06.2023Судебное заседание
02.06.2023Вступило в законную силу
09.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.06.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее