Дело № 2-126/2023
УИД 21RS0014-01-2023-000031-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2023 года п. Урмары
Урмарский районный суд Чувашской Республики
В составе:
Председательствующего судьи Калининой Л.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Урмарского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Урмарского муниципального округа ЧР об обязании создать муниципальный маневренный фонд,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Урмарского района обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Урмарского района проведена проверка исполнения жилищного законодательства администрацией Урмарского муниципального округа, в ходе которой установлено, что на территории Урмарского муниципального округа маневренный жилой фонд отсутствует, меры по его созданию не предприняты, обращений в адрес представительного органа местного самоуправления района о выделении средств из бюджета Урмарского района на эти цели не было. Указывая, что данным бездействием нарушаются жилищные права граждан, которые нуждаются или могут нуждаться в будущем во временном предоставлении помещений маневренного жилищного фонда, прокурор считает необходимым обязать ответчика в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать на территории Урмарского муниципального округа муниципальный маневренный фонд, состоящий из соответствующих жилых помещений.
Участвующий по делу заместитель прокурора Урмарского района ЧР ФИО2 иск поддержал в полном объеме по указанным в нем основаниям и вновь привел их суду. Просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации Урмарского муниципального округа Чувашской Республики по доверенности ФИО3, иск прокурора Урмарского района Чувашской Республики не признал. Суду пояснил, что администрация Урмарского муниципального округа всего несколько месяцев является правопреемником администраций сельских поседений Урмарского района ЧР. В настоящее время ими проводится работа по принятию в собственность жилищного фонда бывшей администрации Урмарского городского поселения. Уже выявлено несколько жилых помещений, которые могут служить для округа маневренным жилым фондом. После оформления указанных жилых помещений в собственность администрации, будет проведена работа по признанию этого жилья маневренным фондом. Полагал, что 6 месяцев для создания маневренного фонда для администрации округа будет достаточным сроком.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
На основании ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
Исходя из положений п. п. 6, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Как следует из положений ч. 2 ст. 19, п. 1, 4, 9 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, который включает осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, к которому относятся, в том числе, жилые помещения маневренного фонда.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
Статьей 95 ЖК РФ установлено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма (п. 1); граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными (п. 2); граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (п. 3); граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 3.1); иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством (п. 4).
Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (далее - жилые помещения) к специализированному жилищному фонду устанавливаются правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 (далее по тексту - Правила).
Жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта (п. 4 Правил).
Маневренный фонд может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений. Жилое помещение маневренного фонда предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека (п. 7 Правил).
В соответствии с п. 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Перечень документов для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда определен п. 13 Правил.
Указанное заявление рассматривается органом управления в течение 30 дней с даты подачи документов.
Из указанного правового регулирования следует обязанность органов местного самоуправления, в том числе и ответчика, создать маневренный жилищный фонд муниципального образования с целью соблюдения жилищных прав граждан.
В соответствии с Законом Чувашской Республики от 29.03.2022 № 26 «О преобразовании муниципальных образований Урмарского района Чувашской Республики и о внесении изменений в Закон Чувашской Республики «Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального округа и городского округа» правопреемником Урмарского района ЧР является Урмарский муниципальный округ ЧР.
Как следует из материалов дела прокуратурой Урмарского района в ходе проверки установлено, что маневренный жилой фонд на территории района отсутствует, в связи с чем прокурор Урмарского района 01.11.2021 г. выходит в адрес администрации Урмарского района ЧР с представлением об устранении указанных нарушений.
После чего 10.01.2021 г. письмом №04/01-02-4578 глава администрации Урмарского района ЧР дает ответ прокурору Урмарского района, из которого следует, что указанные в представлении нарушения приняты к сведению и будут учтены в дальнейшей работе по недопущению их впредь. Что администрацией Урмарского района готовится проект в адрес Урмарского районного Собрания депутатов с предложением о выделении средств из бюджета Урмарского района на создание маневренного жилого фонда по предоставлению помещений для временного проживания в том числе граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, граждан, оставшихся без жилья в результате чрезвычайных происшествий, в том числе пожаров.
Согласно письму главы администрации Урмарского муниципального округа № 05/01-15-448 на запрос прокурора Урмарского района ЧР от 06.02.2023 следует, что готовится проведение инвентаризации жилого фонда, свободного от прав третьих лиц, передаваемого из собственности Урмарского городского поселения в собственность Урмарского муниципального округа. По итогам инвентаризации будут приниматься решения об отнесении свободного жилья к маневренному жилому фонду.
Таким образом судом установлено, что администрацией Урмарского района меры по созданию такого фонда не предприняты, с предложениями в адрес представительного органа местного самоуправления района о выделении средств из бюджета Урмарского района на эти цели не обращалась, что безусловно, свидетельствует о бездействии администрации Урмарского муниципального округа ЧР, которая не принимает необходимых мер к формированию маневренного жилищного фонда.
Отсутствие маневренного жилищного фонда создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории округа, при возникновении обстоятельств, перечисленных в статье 95 ЖК РФ. Самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения не может умалять закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право граждан на жилище.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Учитывая вышеизложенное, в целях предупреждения чрезвычайной ситуации, вызванной обрушением домов, мероприятия по отселению из многоквартирных домов, в том числе, создание необходимо количества жилых помещений маневренного фонда, должны быть проведены заблаговременно.
Таким образом, из анализа приведенных правовых норм следует что исковое заявление прокурора Урмарского района Чувашской Республики в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Урмарского муниципального округа ЧР об обязании в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать на территории Урмарского муниципального округа муниципальный маневренный фонд, состоящий из соответствующих жилых помещений подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Урмарского района Чувашской Республики удовлетворить.
Обязать администрацию Урмарского муниципального округа Чувашской Республики создать на территории Урмарского муниципального округа муниципальный маневренный фонд, состоящий из соответствующих жилых помещений в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 17 марта 2023 г. через Урмарский районный суд Чувашской Республики.
Судья Л.А. Калинина.