№12-905/2022 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
20 июня 2022 года город Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Жихарева А.А.,
с участием представителя Романовой Н.А. – Ельчаниновой Н.Н.,
представителя административного органа МЧС – Леонтьева И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Романовой Н.А. на постановление мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ в отношении председателя ПКОООО «Всероссийской общество инвалидов» Романовой Н.А.,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ председатель ПКОООО «Всероссийской общество инвалидов» Романова Н.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
Согласно постановлению мирового судьи ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 30 мин. при проведении плановой выездной проверки на территории и в помещениях защитного сооружения гражданской обороны, принадлежащих Пермской краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (далее по тексту - Общество), по адресу: <Адрес>, установлено, что должностное лицо – председатель Общества Романова Н.А. нарушила требования в области гражданской обороны:
1. в организации не назначены ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация правильного учета защитного сооружения ГО, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
2. журнал учета защитного сооружения гражданской обороны не ведется;
3. комплексная оценка технического состояния защитного сооружения ГО не проводится, акты оценки не оформлены;
4. годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций не составляются;
5. не обозначены маршруты движения к защитному сооружению ГО;
6. не соблюдаются сроки проведения технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта технических систем защитного сооружения ГО;
7. защитное сооружение ГО не обеспечено следующей документацией:
- журнал проверки состояния убежища (защитного сооружения);
- сигналы оповещения гражданской обороны;
- план перевода ЗС ГО на режим убежища;
- план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации;
- планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств;
- список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО;
- эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО;
- эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО;
- эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО;
- инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования;
- инструкции по использованию средств индивидуальной защиты;
- инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами;
- инструкция по противопожарной безопасности;
правила поведения укрываемых в ЗС ГО;
- журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ);
- журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью;
- журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования;
- схема эвакуации укрываемых из очага поражения;
- список телефонов
8. при эксплуатации защитного сооружения ГО в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитного сооружения и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении При этом не обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: защитно-герметических и герметических дверей, инженерно-технического оборудования (защитно-герметические двери имеют следы коррозии, нарушены герметические свойства, инженерно-техническое оборудование демонтировано, фильтровентиляционное оборудование демонтировано);
9. для обслуживания защитного сооружения ГО в мирное время не созданы звенья по обслуживанию защитного сооружения ГО;
10. в защитных сооружениях ГО не проводится ремонт строительных конструкций и
защитных устройств: стены имеют трещины;
11. емкости запаса питьевой воды не оборудованы водоуказателями, водоразборными кранами, люками для возможности очистки и окраски внутренних поверхностей, имеют следы коррозии;
12. на защитно-герметических ставнях защитного сооружения ГО не указан порядковый номер;
13. отсутствуют обозначения защитного сооружения ГО путем нанесения установленного знака на видном месте в ЗС ГО, а именно: не указаны инвентарный номер сооружения, принадлежность, адрес, должность и фамилия ответственных лиц за места хранения ключей;
14. санузлы, не используемые в хозяйственных целях, находятся в неисправном состоянии, не закрыты и не опечатаны;
15. проверки на герметичность ЗС ГО не проводятся ввиду неисправности оборудования систем вентиляции. Отсутствуют приборы для измерения подпора воздуха в убежище (тягонапоромер);
16. окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО не производится с требуемой периодичностью;
17. ЗС ГО не обеспечено запасами (резервами) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи на расчетное количество укрываемых;
18. не установлены подставки под защитно-герметические двери в ЗС ГО;
19. ЗС ГО используется под складское помещение для хранения сгораемых материалов без наличия автоматической системы пожаротушения;
20. в ЗС ГО все герметические клапаны и пускатели к ним не промаркированы;
21. во всех помещениях ЗС ГО не предусмотрены местные источники освещения от переносных электрических фонарей, аккумуляторных светильников.
Не согласившись с указанным постановлением, Романова Н.А. обжаловала его в Ленинский районный суд г. Перми, считает постановление незаконным и необоснованным, указывает в жалобе на отсутствие в деле доказательств наличия у ПКО ВОИ вины, наличие возможности для соблюдения правил и норм, а также достижения целей административного наказания. Не ясно, является ли ПКО ВОИ лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению законодательства о гражданской обороне в данном случае. В 2017 году ПКО ВОИ начата работа по снятию ЗС ГО № с учета, для чего была создана комиссия, в которую вошли представители ТУ Росимущества по Пермскому краю, ГУ МЧС по Пермскому краю, МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты». ПКО ВОИ были предприняты меры, предписанные правилами №: проведено техническое обследование объекта, выявлено его неработоспособное состояние, не подлежащее восстановлению; подготовлена и направлена документация для снятия объекта с учета. Имеющиеся материалы опровергают возможность юридического лица выполнить требования действующего законодательства. Указывает на то, что цели административного законодательства не будут достигнуты, поскольку учитывая физическую невозможность приведения ЗС ГО № в надлежащее состояние, подтвержденную документацию, наложение штрафа на ПКО ВОИ и на председателя ПКО ВОИ не изменит положение дел.
Романова Н.А., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы в судебное заседание не явилась, в связи с чем возможно рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель Р.Н.А. – Е.Н.Н. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила жалобу удовлетворить.
Представитель административного органа МЧС – Л.И.А. с жалобой не согласился по доводам, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу.
Частью 1 ст.20.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с п. 2, 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
На основании Правил № 583, рассчитанных на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО (п. 2.1 Правил).
В силу положений раздела I Правил № 583 обязанность по содержанию ЗС ГО, обеспечению готовности его использования по предназначению возложена на организации, эксплуатирующие эти сооружения.
На основании п. 1.3 Правил № 583 в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженернотехнического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
Для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости (п. 1.4 правил № 583).
Для оснащения ЗС ГО создаются запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых, а также комплекты врача или фельдшера при их наличии в звене (группе) по обслуживанию ЗС ГО согласно примерным нормам создания комплектов медицинских изделий для ЗС ГО, врача и фельдшера, приведенным в приложении № 3 (п. 1.6 Правил № 583).
Пунктом 3.6 Правил № 583 определен перечень документации, который должно иметь защитное сооружение гражданской обороны, в том числе, журнал оценки технического состояния ЗС ГО; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; Планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкция по противопожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы ДЭС; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов.
Пунктом 3.1.2 Правил № 583 установлено, что встроенные и отдельно стоящие ЗС ГО допускается использовать при выполнении обязательных требований действующих нормативных документов к помещениям данного функционального назначения, в частности, под складские помещения для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения.
В силу п. 3.2.1 Правил № 583 при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитногерметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженернотехнического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Во входах, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические ворота и двери должны находится в открытом положении на подставках и прикрываться съемными легкими экранами или щитами (п.3.2.5 Правил № 583).
Аварийные безнапорные емкости для питьевой воды должны содержаться в чистоте и заполняться водой при переводе на режим убежища (укрытия) после освидетельствования их представителями медицинской службы (п. 3.2.21 Правил). Санузлы, не используемые в хозяйственных целях, должны быть закрыты и опечатаны (п. 3.2.24 Правил № 583).
Согласно п.п. 4.1.3 и 4.1.6 тех же Правил комплексная оценка технического состояния ЗС ГО проводится 1 раз в 3 года организацией, эксплуатирующей ЗС ГО, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления составляют перспективные планы проведения оценок технического состояния.
Результаты оценки технического состояния ЗС ГО оформляются актом, форма которого приведена в приложении № 13.
На основании акта и ведомости дефектов составляются годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций по формам согласно приложениям №№ 15 и 16 (п. 4.1.7 Правил № 583). Перечень, объемы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ отражаются в годовых планах плановопредупредительных ремонтов (п. 5.2.4 Правил).
В соответствии с Правилами № 583 все герметические клапаны, вентиляторы и пускатели к ним должны быть промаркированы, а на воздуховодах обозначено направление движения воздуха (п. 4.3.9); герметичность убежища проверяется по величине подпора воздуха (п.4.3.10).
В силу п. 4.5.2 Правил № 583 емкости запаса питьевой воды должны быть оборудованы водоуказателями, водоразборными кранами, иметь люки для возможности очистки и окраски внутренних поверхностей. При этом особое внимание обращается на наличие воды в напорных емкостях, а в аварийных безнапорных емкостях - на их исправность и чистоту содержания.
В п. 5.1.1 Правил № 583 указано, что техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем включают: ТО № 1; ТО № 2; ТО № 3; текущий ремонт; средний ремонт; капитальный ремонт.
Периодичность планового технического обслуживания и ремонта специального оборудования приведены в таблице 2.
В соответствии с п. 5.2.1 Правил № 583 в ЗС ГО предусматривается 2 вида ремонта строительных конструкций и защитных устройств - текущий и капитальный. Ремонт строительных конструкций и защитных устройств должен производиться в предельно короткие сроки.
Периодичность окраски помещений и конструктивных элементов ЗС ГО установлена п. 5.2.3 Правил № 583.
Правилами № 583 также установлено, что все ЗС ГО подлежат обозначению, которое осуществляется путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в ЗС ГО. Знак обозначения представляет собой прямоугольник размером не менее 50 x 60 см, внутри которого указывается: инвентарный номер сооружения; принадлежность сооружения (наименование организации, цеха, органа управления жилищным хозяйством, адрес и т.д.); места хранения ключей (телефоны, адреса, должность и фамилия ответственных лиц) (п. 6.2.1). На всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ указывается порядковый номер, который наносится белой краской с наружной и внутренней стороны: "Дверь N 1", "Ставень N 2" и т.д.
Маркировке подлежит и все внутреннее оборудование защитного сооружения (п. 6.2.2). Маршруты движения к защитным сооружениям выбираются из условия минимально возможного времени подхода к ним от места работы или места жительства укрываемых. Маршруты обозначаются указателями в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время (в ночное время указатели подсвечиваются с учетом требований по светомаскировке). Указатели устанавливаются при каждом изменении направления маршрута движения (п. 6.2.3).
Мировой судья обоснованно признал председателя ПКОООО «Всероссийской общество инвалидов» Романову Н.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 КоАП РФ, поскольку факт совершения правонарушения и вина председателя ПКОООО «Всероссийской общество инвалидов» Романовой Н.А. подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, в частности решением малого совета Пермского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, приложением к акту передачи Пермского завода «Торгмаш» в собственность ПОП ВОИ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права, копией Устава, выпиской ЕГРЮЛ; выпиской из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, копией письма Общества от ДД.ММ.ГГГГ, решением о проведении плановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, заключением № от ДД.ММ.ГГГГ; копией письма Общества от ДД.ММ.ГГГГ, копией письма Общества от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными к нему документами; актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки мировым судьей, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом судебном постановлении, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов мирового судьи об установленных обстоятельствах.
Как установлено в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, статус указанного объекта гражданской обороны не изменен, защитное сооружение с учета не снято, обязанность по содержанию защитных сооружений гражданской обороны в надлежащем состоянии и обеспечению их сохранности возлагается на эксплуатирующую организацию, которой в рассматриваемом случае является ПКОООО «Всероссийской общество инвалидов». Организации, независимо от организационно-правовой формы, в чьем фактическом пользовании находятся объекты гражданской обороны, обязаны обеспечить сохранность объектов гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Доводы защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о том, что денежные средства распределены между региональными организациями и в определенном размере, денежные средства должны быть использованы только на осуществление уставной деятельности, в связи с чем Романова Н.А. не подлежит административной ответственности, суд признает не состоятельным, поскольку сведений о том, что Романова Н.А. за выделением денежных средств, в том числе в целях устранений нарушений, установленных должностным лицом по настоящему делу, не имеется.
Мировым судьей приведенные доказательства оценены в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ в их совокупности, оснований сомневаться и не доверять им не имеется. C учетом установленных конкретных обстоятельств дела действия должностного лица - председателя ПКОООО «Всероссийской общество инвалидов» Романовой Н.А. правильно квалифицированы мировым судьей по ч.1 ст.20.7 КоАП РФ, сроки привлечения к административной ответственности соблюдены, наказание назначено в пределах санкции статьи и с учетом требований ст.4.1 КоАП РФ, а потому справедливое, решение о виде наказания в достаточной мотивировано, оснований не согласиться с ним у суда не имеется, процессуальные нарушения, влекущие отмену или изменение обжалуемого постановления при производстве по делу не допущены.
Дело об административном правонарушении рассмотрено в соответствии с требованиями ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ.
Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, выводы мирового судьи обоснованы и подтверждены доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Перми от 5.04.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ в отношении председателя ПКОООО «Всероссийской общество инвалидов» Романовой Н.А. оставить без изменения, жалобу Романовой Н.А. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья. подпись
<данные изъяты>
Подлинное решение подшито в дело №5-308/2022 судебного участка №3 Ленинского судебного района г. Перми.