УИД 91RS0№-58
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 февраля 2023 года пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Ермакова Н.А.,
при помощнике судьи ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и городе Севастополе, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, о прекращении права на земельную долю (пай), о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Красногорского сельского поселения <адрес> Республики Крым обратилась в суд с иском, в котором просит прекратить право общей долевой собственности на земельную долю (пай) и признать право муниципальной собственности на невостребованную земельную долю (пай) площадью 8,88 условных кадастровых гектар в праве общей долевой собственности на единое землепользование, из земель сельскохозяйственного назначения бывшего КСП «Красное Знамя» <адрес>, расположенную на территории Красногорского сельского совета, лот №, участок № право на которую на основании Сертификата серии КМ №, выданного на основании распоряжения <адрес>ной государственной администрации Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом распоряжения <адрес>ной государственной администрации Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, принадлежало ФИО1. В обоснование заявленных требований истец указал, что в список собственников земельных долей бывшего КСП «Красное Знамя» <адрес> была включена, в том числе, земельная доля (пай), принадлежавшая ФИО1 Истцом были выполнены все требования, регламентированные ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", поэтому истец просит прекратить право общей долевой собственности ФИО1 на спорную земельную долю (пай) и признать за истцом право муниципальной собственности на указанную невостребованную земельную долю.
Истец явку представителя в судебное заседание не обеспечил, от представителя истца в суд поступило заявление, в котором он просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, уведомлен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил, возражений не представил.
Третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, уведомлено надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просило, возражений не представило.
Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 8 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными, поэтому обращение Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым в суд является обоснованным.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по данному делу является Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе.
Судом установлено, что распоряжением <адрес>ной государственной администрации автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом распоряжения <адрес> государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержден расчет стоимости земельного пая и его размер 8,88 в условных кадастровых гектарах по КСП «Красное Знамя» <адрес>, после чего ФИО1 был выдан Сертификат серии КМ №.
Суд отмечает, что с целью ускорения земельной реформы в Украине были изданы указы Президента Украины № от ДД.ММ.ГГГГ «О безотлагательных мерах по ускорению земельной реформы в сфере сельскохозяйственного производства» и № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке паевания земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и организациям», которые предусматривали паевание земель, а также выдачу каждому члену сельхозпредприятия сертификата на право собственности на земельную долю (пай) с указанием в нем размера доли (пая) в условных кадастровых гектарах, а также в стоимостном выражении. Форма сертификата утверждена постановлением Кабинета Министров Украины № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы сертификата на право на земельную долю (пай) и образца Книги регистрации сертификатов на право на земельную долю (пай)».
Указанными нормами законодательства Украины регламентировано, что подтверждением права на земельную долю (пай) является сертификат.
ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, составленной Исполнительным комитетом <адрес> сельского совета <адрес> Автономной Республики Крым.
Согласно ответу нотариуса <адрес> нотариального округа Республики Крым ФИО6 наследственное дело к имуществу ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ не заводилось.
Из представленного нотариусом <адрес> нотариального округа Республики Крым ФИО7 наследственного дела №, заведенного у имуществу ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением о принятии наследства по завещанию на жилой дом по адресу: <адрес> <адрес> обратилась ФИО8 При этом сведений о выдаче ей свидетельства о праве на наследство на наследуемое имущество, а также заявлений о принятии наследства иными лицами на иное наследуемое имущество, материалы наследственного дела не содержат.
Согласно ст. 47 Устава муниципального образования Красногорское сельское поселение <адрес> Республики Крым, который имеется в открытом доступе в сети Интернет (https://krasnogorskoe.rk.gov.ru/ru/ document/show/151), Администрация <адрес> сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом Поселения, является юридическим лицом, запись о регистрации внесена ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым №а от ДД.ММ.ГГГГ. «О начале процедуры признания невостребованных долей (паев) на территории Красногорского сельского поселения» начата процедура признания невостребованных долей (паев), утвержден список невостребованных земельных долей (паев), который был подготовлен Администрацией в соответствии с требованиями ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № (№) опубликован список пайщиков, земельные доли (паи) которых могут быть признаны невостребованными.
Решением 19 сессии первого созыва «Утверждение протокола общего собрания пайщиков Красногорского сельского поселения <адрес> Республики Крым» № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Протокол общего собрания собственников земельных долей – участников общей долевой собственности с местоположением: Россия, Республика Крым, <адрес> о невостребованных земельных участках.
В силу п. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в ее составе новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В связи с обращением Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым с исковыми требованиями в 2022 году, суд применяет законодательство Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельхозназначения) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Положениями вышеуказанного Федерального закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.
Согласно ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными (далее - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Материалами дела подтверждается, что Администрация <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым, зарегистрированная, как юридическое лицо в Едином государственном реестре юридических лиц в 2014 году, в соответствии с п. 7 ст. 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ подготовила и опубликовала список невостребованных земельных долей, утвержденный общим собранием пайщиков бывшего КСП «Красное Знамя» <адрес>.
Список невостребованных земельных долей опубликован в газете «<данные изъяты>», а также размещен на информационных щитах населенных пунктов Красногорского сельского поселения <адрес> Республики Крым. В указанный список невостребованных долей вошла и земельная доля, право на которую принадлежало ФИО1
При этом в опубликованном извещении содержалось условие, что собственники земельных долей или их наследники вправе представить в письменной форме возражения в администрацию, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С момента опубликования списка невостребованных земельных долей до настоящего времени наследники ФИО1 или иные лица, претендующие на получение в собственность данного имущества, в Администрацию Красногорского сельского поселения <адрес> Республики Крым не обращались, свои возражения не представляли, ни один из наследников наследственных прав в отношении земельной доли не оформлял, свидетельство, подтверждающее право собственности на земельную долю, не получал, не выражал какого-либо намерения распорядиться земельной долей и не использовал земельную долю по назначению более трех лет подряд, что свидетельствует о том, что названная земельная доля не была ими востребована, добросовестных действий по надлежащему оформлению прав на земельную долю и распоряжению ею не предпринималось.
Архивным отделом <адрес> Республики Крым предоставлены сведения о выдаче на имя ФИО1 Сертификата серии КМ №, подтверждающего право на земельную долю (пай) в размере 8,88 в условных кадастровых гектарах по КСП «Красное Знамя» <адрес>.
По сообщению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру от ДД.ММ.ГГГГ исх №, право на спорную земельную долю в установленном законом порядке за ФИО1 зарегистрировано не было, в архивной документации Госземагенства Украины техническая документация в архиве не находится, государственный акт на имя ФИО1 отсутствует, в связи с чем исковые требования о признании права муниципальной собственности на конкретный участок № в лоте № не могут быть удовлетворены, так как земельный участок не выделен в натуре.
Таким образом, проанализировав представленные в материалы дела доказательства с учетом положений Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», суд приходит к выводу, что земельная доля, ранее принадлежащая ФИО1, обоснованно была признана невостребованной, что является основанием в соответствии с ч.8 ст.12.1 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для признания права муниципальной собственности на указанную невостребованную земельную долю и прекращения права ФИО1 на эту же земельную долю, так как собственник данной земельной доли умер, отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию на спорную земельную долю, в связи с чем исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым удовлетворить частично.
Прекратить право долевой собственности ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, на невостребованную земельную долю (пай) площадью 8,88 условных кадастровых гектарах в праве общей долевой собственности на единое землепользование из земель сельскохозяйственного назначения, расположенную на территории Красногорского сельского поселения, ранее принадлежавшую ФИО1 на основании Сертификата серии КМ №, выданного на основании распоряжения <адрес>ной государственной администрации Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом распоряжения <адрес>ной государственной администрации Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
Признать за Муниципальным образованием Красногорское сельское поселение <адрес> Республики Крым право муниципальной собственности на невостребованную земельную долю (пай) площадью 8,88 условных кадастровых гектарах в праве общей долевой собственности на единое землепользование из земель сельскохозяйственного назначения, расположенную на территории Красногорского сельского поселения, ранее принадлежавшую ФИО1 на основании Сертификата серии КМ №, выданного на основании распоряжения <адрес>ной государственной администрации Автономной Республики Крым от 18.08.1997 г. №646, с учетом распоряжения Ленинской районной государственной администрации Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
В удовлетворении иных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.А.Ермакова