15 сентября 2020 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Бренд» Ермолаева О.Ф. на решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 июля 2020 года и постановление государственного инспектора в области окружающей среды – должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики № 232/01/03 от 13 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Бренд»,
установил:
19 декабря 2019 года заместителем прокурора Калининского района г. Чебоксары вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «Бренд» (далее – ООО «Бренд», общество).
Постановлением государственного инспектора в области окружающей среды – должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Исаева А.Л. № 232/01/03 от 13 января 2020 года ООО «Бренд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и юридическому лицу назначено административное наказание в виде 100000 рублей.
Решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 апреля 2020 года постановление государственного инспектора в области окружающей среды – должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики № 232/01/03 от 13 января 2020 года отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
И.о. прокурора района Федоровым И.В. в Верховный Суд Чувашской Республики на решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 апреля 2020 года подан протест.
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 16 июня 2020 года решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 апреля 2020 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 июля 2020 года постановление государственного инспектора в области окружающей среды – должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики № 232/01/03 от 13 января 2020 года оставлено без изменения.
В жалобе законного представителя ООО «Бренд» Ермолаева О.Ф. поставлен вопрос об отмене решения судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 июля 2020 года и постановления государственного инспектора в области окружающей среды – должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики № 232/01/03 от 13 января 2020 года по мотивам их незаконности и необоснованности. Заявитель считает, что в действиях ООО «Бренд» отсутствует состав вмененного административного правонарушения, данное дело, в нарушение положений частей 1 и 2 статьи 1.5, части 1 статьи 1.6, частей 1 и 2 статьи 2.2 КоАП РФ рассмотрено без всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела и всех представленных обществом доказательств в их совокупности. Полагает, что в материалах дела сведений о том, что твердые коммунальные отходы либо иные опасные вещества образуются на территории торгового комплекса «Хевешский» именно в процессе хозяйственной деятельности ООО «Бренд», не имеется.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, выслушав старшего помощника прокурора Калининской района г. Чебоксары Киркину Н.В., подтвердившую выявление обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО «Бренд» к административной ответственности, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие заявителя, надлежаще извещенного о судебном заседании, прихожу к следующему.
Административная ответственность по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ (нормы, приведенные в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельтств, послуживших основанием для привлечении ООО «Бренд» к административной ответственности») наступает за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушением требований природоохранного законодательства.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, могут быть граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, допустившие противоправные действия (бездействие), образующие объективную сторону состава указанного административного правонарушения.
Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (далее- Федеральный закон №7-ФЗ).
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством (статья 39 Федерального закона № 7-ФЗ).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом;
под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
под сбором отходов понимается прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
под обезвреживание отходов понимается уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Статьей 11 Федерального закона № 89-ФЗ запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.
Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (статья 11 названного Федерального закона).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что старшим помощником прокурора Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики Киркиной Н.В. 17 декабря 2019 года совместно со специалистом МБУ «Управление экологии г. Чебоксары» Силюковой Л.С. и представителем ЧРОО «Российская экологическое общество» Воробьевым А. проведена проверка соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления ООО «Бренд», осуществляющим свою хозяйственную деятельность в торговом комплексе «Хевешский», расположенном по адресу: <адрес>.
Проверкой установлен факт сжигания твердых бытовых отходов (пластиковые окна, деревянные изделия, полиэтиленовые изделия, пластмассовая тара и другой бытовой мусор), то есть выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без соответствующего разрешения в специальной установке индивидуального изготовления из металла, со следами многократного сжигания на территории торгового комплекса «Хевешский», где осуществляется хозяйственная деятельность ООО «Бренд» (акт проверки от 17 декабря 2019 года, рапорт старшего помощника прокурора Калининского района Киркиной Н.В. от 12 декабря 2019 года).
Материалами дела установлено, что Торговый комплекс «Хевешский» размещен на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, № и в объектах недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, №, собственником которых является ООО «Бренд».
Основанием для вынесения 19 декабря 2019 года заместителем прокурора Калининского района г. Чебоксары постановления о возбуждении в отношении ООО «Бренд» дела об административном правонарушении и вынесения должностным лицом органа административной юрисдикции постановления от 13 января 2020 года № 232/01/04 о привлечении названного юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, послужил установленный факт самовольной установки металлического контейнера, ограждения, организации на территории торгового комплекса «Хевешский» свалки отходов, пластмассы, бытового мусора, пищевых отходов, картона, и иных твердых бытовых и коммунальных отходов без соблюдения требований, предусмотренных федеральным законодательством Российской Федерации, выявленный в ходе проверки 17 декабря 2019 года при осмотре земельного и прилегающей территории к торговому комплексу «Хевешский»
При новом рассмотрении жалобы законного представителя ООО «Бренд» судья районного суда пришёл к правильному выводу о наличии в действиях ООО «Бренд» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Выводы судьи районного суда о виновности ООО «Бренд» в совершении вмененного административного правонарушения основаны на положениях КоАП РФ, Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства по делу судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Так, частности, установленные в ходе проведенной проверки обстоятельства объективно подтверждены не только письменными доказательствами, которым дана надлежащая оценка, но и представленными в вышестоящий суд видеоматериалами, в соответствии с которыми в Торговом комплексе «Хевешский» с помощью погрузчика сбор отходов производства и потребления на осуществлен на самовольной свалке для сжигания в самодельной установке.
Указанный способ обращения с отходами производства и потребления (сбор подлежащих удалению отходов производства и потребления, образующихся в торговом комплексе «Хевешский», и их размещение на самовольной свалке с целью сжигания в отсутствие технологии обезвреживания и безопасного размещения отходов) положениям Федеральных законов «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды» не соответствует, требования в области охраны окружающей среды при таком обращении не соблюдаются.
Несогласие заявителя с толкованием судами норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы жалобы в целом направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы жалобы были предметом проверки предыдущей судебной инстанции, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.
Доводы заявителя о том, что земельные участки и объекты недвижимости, в которых размещается торговый комплекс «Хевешский» переданы в аренду ООО <данные изъяты> которое во исполнение возникших арендных обязательств заключило с региональным оператором договор № на оказание услуг по обращению с коммунальными отходами», не исключают в соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ виновность ООО «Бренд» в совершенном административном правонарушении, поскольку последнее не прекратило полномочия по фактическому управлению подконтрольным торговым комплексом, в том числе при обращении с отходами.
Об этом свидетельствует, частности, нахождение органов управления Общества по адресу: <адрес> содержание им подъездных путей, обеспечение доступа и предоставления коммунальных ресурсов, равно как и проведение служебного расследования произошедших событий в соответствии с утвержденными ООО «Бренд» Правилами внутреннего распорядка Торгового комплекса «Хевешский».
Указанное объективно свидетельствует, что ООО «Бренд» участвовало в эксплуатации имущества, в совокупности образующее Торговый комплекс «Хевешский», и как юридическое лицо, являющееся собственником этого имущества, находясь в месте его нахождения, имело полномочия и объективную возможность для соблюдения требований в области охраны окружающей среды, предусмотренных Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», за нарушение которых частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, ООО «Бренд» обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Административное наказание назначено ООО «Бренд» в пределах санкции указанной статьи.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Нарушений процессуальных требований, которые могли бы являться основанием к отмене постановления, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора в области окружающей среды – должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики № 232/01/03 от 13 января 2020 года и решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 июля 2020 года и по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Бренд» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев