Дело № 2-1668/2019
УИД № 02RS0001-01-2019-003666-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 октября 2019 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Поляковой С.И.,
при секретаре Бобылевой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасова Д.С. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Республике о компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования,
УСТАНОВИЛ:
Тарасов Д.С. обратился в суд с иском к Минфину России в лице УФК по Республике Алтай о компенсации морального вреда в порядке реабилитации за незаконное уголовное преследование по ст. 264.1 УК РФ. Требования мотивировал тем, что приговором мирового судьи судебного участка Турочакского района Республики Алтай от 30.08.2018 года был признан виновным в совершении указанного преступления к наказанию в виде обязательных работ сроком на 230 часов, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 2 года. Апелляционным постановлением Турочакского районного суда Республики Алтай от 19.12.2018 года приговор мирового судьи был отменен, а производство по делу прекращено за отсутствием в действиях Тарасова Д.С. состава преступления. За истцом признано право на реабилитацию. В ходе предварительного расследования уголовного дела в отношении Тарасова Д.С. была избрана мера пресечения в виде подписки невыезде и надлежащем поведении, в связи с чем он не мог устроиться на работу вахтовым методом, с выездом за пределы Турочакского района, а найти другую работу в Турочакском районе не мог. В начале 2018 года истец планировал переезд вместе с семьей в г. Сочи, однако привлечение к уголовной ответственности и избрание меры пресечения сделало данный переезд невозможным, в итоге переезд был осуществлен только в конце мая 2019 года – по прошествии более чем 1 года. Истец полагает, что разумной и справедливой компенсацией морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, является денежная сумма в размере 300 000 рублей.
Истец Тарасов Д.С. в судебное заседание, о времени и месте которого был извещен надлежащим образом, не явился.
Представитель истца Харлапанов А.Н. в ходе судебного заседания требования заявленного иска поддержал, представил заявление истца о взыскании судебных расходов на услуги представителя в размере 15 000 рублей.
Представитель ответчика Министерства финансов России в лице УФК по Республике Алтай Пальчикова О.А., представитель третьего лица МВД по Республике Алтай Стрелкова Е.А., в судебном заседании требования заявленного иска не признали.
Представитель третьего лица Прокуратуры Республики Алтай Горбачева М.Г. в судебном заседании возражала по сумме заявленных требований, считая ее чрезмерно завышенной.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 1070 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
На основании положений ст. 1100 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя, в частности, в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде.
В отношении лиц, незаконного или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, основания возмещения вреда определены нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ, в соответствии со ст. 133 которого право на реабилитацию, включающее в себя, в том числе устранение последствий морального вреда, имеют: подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор; подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения; подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 2, 5, 6 ч. 1 ст. 24 и п. п.1, 4 – 6 ч. 1 ст. 27 кодекса; осужденный – в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 27 кодекса; лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, – в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной меры.
Иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются согласно ст. 136 Уголовно-процессуального кодекса РФ в порядке гражданского судопроизводства.
В ходе судебного разбирательства установлено, что приговором мирового судьи судебного участка Турочакского района Республики Алтай от 30.08.2018 года Тарасов Д.С. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ, с назначением уголовного наказания в виде обязательных работ сроком на 230 часов, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами. <данные изъяты>
Согласно разъяснениям п. п. 2, 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 29.11.2011 года «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве» применительно к судебным стадиям уголовного судопроизводства к лицам, имеющим право на реабилитацию, соответственно относятся: подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор; подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения и (или) по иным реабилитирующим основаниям; осужденный – в случаях полной или частичной отмены обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.
Факт причинения Тарасову Д.С. морального вреда в связи с необоснованным уголовным преследованием по ст. 264.1 УК РФ не вызывает сомнений и в доказывании не нуждается, поскольку само по себе придание гражданину статуса обвиняемого по преступлению, которого он не совершал, влечет для него неблагоприятные последствия в виде причинения определенного рода нравственных переживаний.
В рамках настоящего дела доказыванию подлежит лишь тяжесть перенесенных нравственных страданий и размер подлежащей компенсации морального вреда в ее денежном выражении.
При определении размера компенсации, суд учитывает все заслуживающие внимания обстоятельства: личностную характеристику истца, в том числе семейное положение – наличие <данные изъяты>, наличие ранее судимостей; тяжесть вмененного преступления, относящегося к категории преступлений небольшой тяжести; избрание в отношении истца меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении (с 18.06.2018 года по 19.12.2018 года); срок незаконного уголовного преследования (с 25.05.2018 года по 19.12.2018 года).
Доводы Тарасова Д.С. о том, что из-за избрания меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении он не мог устроиться на работу вахтовым методом с выездом за пределы Турочакского района Республики Алтай, не мог длительное время осуществить планы по переезду в г. Сочи, какими-либо средствами доказывания не подтверждены. Сведений о том, что до момента возбуждения уголовного дела Тарасов Д.С. где-либо работал, в том числе вахтовым методом, и из-за расследования уголовного дела был вынужден отказаться от осуществления данной трудовой деятельности, в материалах дела не имеется и истцом суду не представлено. Отсутствуют доказательства обращения Тарасова Д.С. к следователю о разрешении выезда за пределы Турочакского района. Как и не представлено доказательств того, что до 25.05.2018 года Тарасовым Д.С. приобретались авиабилеты для перелета в г. Сочи, подыскивалось место жительства, и (или) принимались меры к приобретению или найму жилья в указанном городе. Отсутствуют и доказательства того, что в результате незаконного уголовного преследования в настоящее время он не может трудоустроиться.
С учетом изложенного, на основании положений ст. ст. 150 – 151, 1099 – 1100 ГК РФ, руководствуясь принципами состязательности сторон гражданского судопроизводства, равенства всех перед законом и судом и правилами ст. 56 ГПК РФ о необходимости каждой стороны доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению – в сумме 25 000 рублей. Указанный размер компенсации морального вреда суд полагает соответствующим фактическим обстоятельствам настоящего гражданского дела, разумным и справедливым, отвечающим требованиям соразмерности перенесенных истцом страданий.
На основании положений ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом на услуги представителя выплачено 15 000 рублей, что подтверждается квитанцией об оплате от 01.02.2019 года и соглашением об оказании юридической помощи от 01.02.2019 года.
Учитывая объем оказанных представителем Харлапановым А.Н.услуг, категорию и сложность гражданского дела, роль представителя в его рассмотрении, количество проведенных судебных заседаний (2 заседания), суд находит размер заявленных к возмещению за счет ответчика расходов на оплату услуг представителя подлежащим снижению до 10 000 рублей, а само заявление о взыскании судебных расходов – подлежащим частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тарасова Д.С. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Тарасова Д.С. компенсацию морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования, в размере 25 000 рублей.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Тарасова Д.С. расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.
В удовлетворении требований Тарасова Д.С. о взыскании компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование в размере 275 000 рублей, о взыскании расходов на представителя в размере 5 000 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 28.10.2019 года.
Судья С.И. Полякова