дело №5-568/2024
УИД: 23RS0003-01-2024-003072-74
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Анапа "24" июня 2024 года
Судья Анапского городского суда Краснодарского края Аулов А.А.
при секретаре Засеевой О.В.
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Коленова Д.В.,
потерпевшего М.А.М., и его представителя Рахимбергенова Ж., действующего на основании доверенности 23АВ 4356216 от 18 июня 2024 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.24 КоАП РФ, в отношении Коленова Д. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес> проживающего по адресу: <адрес>, №, <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Коленов Д.В. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.12.24 КоАП РФ, то есть нарушение Правил дорожного движения, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
Как установлено судом и следует из протокола об административном правонарушении и приложенных к нему материалов, 02 февраля 2024 года в 20 часов 40 минут на автодороге "Анапа-Сукко" 05км.+852м. водитель Коленов Д.В., управляя транспортным средством марки "МАЗДА-ДЕМИО" с государственным регистрационным знаком №, совершил выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, в случае, когда это запрещено ПДД РФ, пересек при этом линию разметки 1.16.1 Приложения 2 ПДД РФ, допустил столкновение с транспортным средством марки "ВАЗ 21053" с государственным регистрационным знаком №, под управлением водителя М.А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения В результате дорожно-транспортного происшествия пассажиру транспортного средства марки "ВАЗ 21053" с государственным регистрационным знаком №, К.А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, были причинены телесные повреждения, причинившие легкий вред здоровью.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Коленов Д.В. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения признал полностью, а также пояснил, что не предпринимал мер к возмещению потерпевшему К.А.В. вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием, поскольку ему не было известно, о том, что потерпевшему был причинен какой-либо вред здоровью, в связи с чем просил назначить ему минимально возможное административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией ч.1 ст.12.24 КоАП РФ.
Потерпевший К.А.В., в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, путем направления судебных извещений посредством почтовой связи заказной корреспонденции по адресу его места жительства, и посредством направления смс-сообщения на абонентский номер мобильного телефона сотовой связи, находящегося в его пользовании, сведения о котором содержаться в материалах дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не представил, в связи с чем суд в соответствии с ч.3 ст.25.2 КоАП РФ полагает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица.
Потерпевший М.А.М. и его представитель Рахимбергенов Ж. в судебном заседании при разрешении вопроса о назначении Коленову Д.В. административного наказания за совершенное административное правонарушение, полагались на усмотрение суда.
Из разъяснений, данных в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5, следует, что должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ. Вместе с тем, при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
Таким образом, лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, является должностным лицом, заинтересованным в разрешении данного дела, поэтому не может являться его участником и обладать каким-либо иным процессуальным статусом.
Нормами КоАП РФ не оговаривается необходимость обязательного участия в рассмотрении судом дела должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении и (или) вынесшего постановление об административном правонарушении.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту только лицами, привлекаемыми к административной ответственности, а также потерпевшими, но не должностными лицами административного органа, в связи с чем суд рассматривает дело об административном правонарушении, - в отсутствие должностного лица административного органа, составившего протокол об административном правонарушении.
Заслушав лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела, суд полагает установленным факт совершения Коленовым Д.В. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.24 КоАП РФ, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 12.24 КоАП РФ нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 2 статьи 12.24 КоАП РФ, является нарушение лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, конкретных требований Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, которое повлекло причинение легкого вреда либо средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
Определение степени тяжести вреда здоровью потерпевшего производится путем проведения судебно-медицинской экспертизы.
Согласно примечания 1 к статье 12.24 КоАП РФ под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
В пункте 2 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 года №522 содержится понятие "вред здоровью", согласно которому под вредом, причиненным здоровью человека, понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней среды. В соответствии с пунктом 3 указанных Правил вред, причиненный здоровью человека, определяется в зависимости от степени его тяжести (тяжкий вред, средней тяжести вред и легкий вред).
В силу пункта 1.3 и 1.5 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090, участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Пунктом 9.7 Правил дорожного движения РФ установлено, что если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Событие административного правонарушения и вина Коленова Д.В. в его совершении подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а, именно: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования 23ДТ 146565 от 02 февраля 2024 года по факту дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 02 февраля 2024 года в 20 часов 40 минут на автодороге "Анапа-Сукко" 05км.+852м., рапортом инспектора ДПС ОР ДПС ГИБДД ОМВД России по г. Анапе Г.А.Р. от 03 февраля 2024 года, схемой места дорожно-транспортного происшествия от 02 февраля 2024 года, на которой запечатлены место дорожно-транспортного происшествия и направление движения участников дорожно-транспортного происшествия, местоположение транспортных средств после произошедшего дорожно-транспортного происшествия, протоколом осмотра места совершения административного правонарушения 23РО 042890 от 02 февраля 2024 года, фотоматериалами, на которых запечатлены участок автодороги, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие, с расположением транспортных средств после происшествия, письменными объяснениями Коленова Д.В. от 02 февраля 2024 года, письменными объяснениями К. А.В. от 02 февраля 2024 года, письменными объяснениями М. А.М. от 02 февраля 2024 года, заключением эксперта ГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" министерства здравоохранения Краснодарского края Анапское отделение № 132/2024 от 16 февраля 2024 года, протоколом об административном правонарушении 23АП 691823 от 08 мая 2024 года.
Как усматривается из заключения эксперта Анапского отделения ГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" министерства здравоохранения Краснодарского края № 132/2024 от 16 февраля 2024года, у К.А.В. на основании данных представленной медицинской документации было выявлено телесное повреждение в виде закрытого перелома левой носовой кости. Механизм образования данного перелома является ударное взаимодействие (удар, соударение) спинки носа с твердым тупым предметом. Зафиксированный у К.А.В. закрытый перелом левой носовой кости причин легкий вред здоровью, как вызывающий кратковременное его расстройство (временную нетрудоспособность) продолжительностью до трёх недель от момента причинения травмы (согласно п. 8.1 приложения к приказу Минздравсоцразвития РФ от 24 апреля 2008 года №194н "Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека"). Механизм образования установленного у К.А.В. повреждения, учитывая обстоятельства дела, мог быть реализован в условиях дорожно-транспортного происшествия от 02 февраля 2024 года, сопровождающегося столкновением транспортных средств.
Степень вреда здоровью в данном случае определена согласно утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 года №522 Правилам определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека.
Экспертиза проведена специалистом, имеющим специальные познания в указанной области, на основании представленных медицинских документов, в соответствии с требованиями ст.ст.25.9, 26.4 КоАП РФ. Эксперту разъяснены процессуальные права и обязанности, эксперт предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.17.9 КоАП РФ, о чем свидетельствует подпись эксперта в заключении.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, описано событие административного правонарушения и признаки объективной стороны состава правонарушения, предусмотренные ч.1 ст.12.24 КоАП РФ, имеются сведения о разъяснении Коленову Д.В. прав, предусмотренных ст.25.1 КоАП РФ, а также ст.51 Конституции РФ, о чём свидетельствует его подпись в протоколе.
Таким образом, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, у судьи оснований не имеется, в связи чем являются допустимыми доказательствами по делу.
Представленные доказательства в совокупности объективно свидетельствуют о том, что действия Коленова Д.В. не соответствовали требованиям п.п.1.3,1.5, 9.7 Правил дорожного движения РФ, что привело к совершению дорожно-транспортного происшествия, в связи с чем причиненный потерпевшему К.А.В. вред здоровью находится в прямой причинно-следственной связи с нарушением Коленовым Д.В. Правил дорожного движения РФ.
Управляя источником повышенной опасности, водитель должен проявлять повышенное внимание для соблюдения безопасности движения, обеспечиваемой, в том числе правилами дорожного движения, требования которых обязательны для исполнения водителями. Таким образом, Коленов Д.В., как водитель транспортного средства, должен был не допустить наступления угрозы для иных участников дорожного движения.
С учётом изложенного действия Коленова Д.В. подлежат квалификации по ч.1 ст.12.24 КоАП РФ, то есть нарушение Правил дорожного движения РФ, повлекшее причинение легкой тяжести вреда здоровью потерпевшего К.А.В.
Смягчающими административную ответственность Коленова Д.В. обстоятельствами, предусмотренными п.1 ч.1, ч.2 ст.4.2 КоАП РФ, суд признает полное признание им своей вины, раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, совершение административного правонарушения лицом, имеющим малолетних и несовершеннолетнего детей.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относится повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
В соответствии с разъяснениями, данными в абз.2 пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ.
В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Согласно сведениям, содержащимся в списке административных правонарушений по состоянию на 06 мая 2024 года, Коленов Д.В. в течение срока, установленного ст.4.6 КоАП РФ, привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.12.9, ч.3 ст.12.16, ч.2 ст.12.37 КоАП РФ, являющихся однородными с административным правонарушением, предусмотренным ч.1 ст.12.24 КоАП РФ.
Таким образом, отягчающим административную ответственность Коленова Д.В. обстоятельством, предусмотренным п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ, суд признает повторность совершение однородного административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Статьей 3.8 КоАП РФ в качестве критерия применения наказания в виде лишения специального права предусмотрено грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.
Административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.12.24 КоАП РФ, по своему характеру является грубым.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При назначении административного наказания суд, исходя из принципа публично-правовой ответственности, учитывая характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, объектом которого является безопасность участников дорожного движения, а также жизнь и здоровье людей, личность лица, совершившего правонарушение, наличие смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, суд приходит к выводу, что при таких обстоятельствах имеется целесообразность применения к Коленову Д.В. административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, поскольку данный вид наказания будет способствовать достижению целей административного наказания и восстановлению социальной справедливости, предупреждению совершения правонарушителем новых правонарушений.
При этом суд полагает необходимым отметить, что допущенное правонарушение является грубым и отнесено законодателем к правонарушениям, посягающим на безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан, при этом КоАП РФ не содержит норм, исключающих применение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами к лицам, которым необходимо право на управление транспортными средствами для осуществления трудовой деятельности, само по себе указанные обстоятельства, не являются безусловным основанием для назначения административного наказания в виде штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 12.24, статьями 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Коленова Д. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.24 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 (один) год.
Разъяснить Коленову Д. В. положения ч.1.1 ст.32.7 КоАП РФ, согласно которых в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные ч.ч.1-3.1 ст.32.6 КоАП РФ, в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок.
Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: