Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-1627/2023 ~ М-1151/2023 от 18.08.2023

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сосногорск Республики Коми

ДД.ММ.ГГГГ

Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Тарасова А.А., при секретаре Мухиной Г.А., с участием истца ФИО3, представителя ответчика Гречанюк Я.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации МР «Сосногорск», Управлению ЖКХ администрации МР «Сосногорск» о возмещении ущерба,

установил:

ФИО3 обратилась в Сосногорский городской суд Республики Коми с исковым заявлением к администрации МР «Сосногорск», УЖКХ АМР «Сосногорск», просила взыскать с ответчиков в счет возмещения ущерба <данные изъяты> руб., причиненного повреждением автомобиля. В обоснование требования указано, что ДД.ММ.ГГГГ в ночное время в г.Сосногорске на стоянке для автомашин у многоквартирного дома по адресу: <адрес> стая бродячих собак в количестве 4-5 штук повредила автомобиль «TOYOTA RAV4», г, принадлежащий истцу на праве собственности. Для определения размера причиненного ущерба истец обратилась в ООО «ИНТЭР-А». Согласно акту осмотра (дефектной ведомости) стоимость восстановительного ремонта автомобиля составляет <данные изъяты>

Истец ФИО3 в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, просила взыскать сумму ущерба с ответчиков.

Представитель ответчиков Гречанюк Я.И., действующая на основании доверенности, в суде с исковыми требованиями не согласилась.

    Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Согласно статье 1069 ГК РФ, подлежит возмещению вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

В силу статьи 137 ГК РФ, к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Материалами дела установлено, что истцу на праве собственности принадлежит автомобиль «TOYOTA RAV4», <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ, в ночное время на стоянке автомобилей, расположенной у многоквартирного дома по адресу: г. <адрес> произошло нападение стаи бродячих собак в количестве 4-5 штук на автомобиль истца, в результате чего автомобилю причинены механические повреждения.

Как следует из протокола осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, составленного старшим УУП ОМВД РФ по г. Сосногорску ФИО7, в ходе осмотра транспортного средства обнаружены повреждения передних крыльев с правой и левой стороны, а именно: левая передняя (водительская сторона) имеет повреждения по нижней части крыла (по дуге относительно колеса) по ширине 10-12 см., имеются многочисленные в хаотичном порядке отверстия в виде точек (примерно с голову спички) и скользящие вмятины с повреждением металла… и не исключается от укусов зубов животных (собак), оторвана первая пластиковая накладка (состоит из 2-х частей), установленная на нижней части крыла по дуге относительно, параллельно колесу, оторвана часть нижнего подкрылка. Праве переднее крыло имеет повреждения по нижней части крыла по дуге параллельно колесу, по ширине 10-12 см., имеются многочисленные в хаотичном порядке отверстия в виде точек (примерно с голову спички) и скользящие вмятины с повреждением металла и пластиковой накладки (подкрылка), схожие и не исключается от укусов зубов животных (собак). Зеркала и стекла повреждений не имеют.

Для определения размера причиненного ущерба истец обратилась в ООО «ИНТЭР-А».

Согласно акту осмотра (дефектной ведомости ), в результате осмотра транспортного средства установлены множественные повреждения арки левого и правого крыла в виде множественных мелких вмятин (0,5-1 мм) по всему радиусу колесных арок с повреждением лакокрасочного покрытия. Повреждены расширители арок переднего левого и правого крыла в виде множества мелких вмятин и царапин. Поврежден передний бампер, с левой и с правой стороны по краям бампера имеются множественные вмятины, с обоих сторон бампера повреждено лакокрасочное покрытие. Молдинг бампера с правой стороны также имеет многочисленные вмятины и царапины (0,5-1 мм). Молдинг бампера с левой стороны отсутствует, места в бампере под его крепление частично разорваны. Требуется ремонт и покраска левого и правого крыла, а также переднего бампера с заменой элементов расширителей арок и заменой молдингов переднего бампера. Общая стоимость восстановительного ремонта автомобиля составляет 62 200 руб.

Истец обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, указывая на то, что вред ее имуществу причинен в результате действий безнадзорных животных (собак).

Материалами дела, в том числе фотоматериалами, видеозаписью подтверждается, что вред имуществу ФИО3 причинен при указанных выше обстоятельствах.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.

В силу части 2 статьи 14.1 указанного Федерального закона органы местного самоуправления городского, сельского поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Согласно пункту 49 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится также решение вопросов осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными (пункт 82 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ).

В соответствии с пп.9.1, 9.2, 9.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10, утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010 №54 (далее – Правила), органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляют контроль за соблюдением требований санитарного законодательства Российской Федерации, направленных на предупреждение возникновения и распространения случаев бешенства среди людей.

Согласно п.9.5 Правил, регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.1, п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях: предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.

Частью 1 статьи 18 вышеназванного закона определено, что мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части;

5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Согласно п. 3 ст.1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 N 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми", органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по организации на территории соответствующего муниципального образования мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Из п.2.1 Порядка обращения с безнадзорными животными на территории муниципального образования муниципального района «Сосногорск», утвержденного постановлением администрации муниципального района «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отлов безнадзорных животных осуществляется в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу организаций.

В соответствии с п.3 Постановления администрации муниципального района «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации проведения на территории муниципального района «Сосногорск» мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных», мероприятия по отлову безнадзорных животных проводятся по заявкам организаций и отлов животных производится специализированной службой по отлову безнадзорных животных или иными организациями, выполняющими данные работы на территории муниципального района «Сосногорск» на основании муниципального контракта.

В соответствии с решением Совета МО МР «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ №XVI-124 «Об утверждении Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск», полномочия по отлову безнадзорных животных возложены на УЖКХ. При этом УЖКХ является юридическим лицом, отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального района «Сосногорск», входящим в структуру администрации МР «Сосногорск». Разработка правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения является одной из основных задач УЖКХ. Согласно п.3.30 указанного Положения, в целях выполнения возложенных задач УЖКХ осуществляет функции по организации деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального района, поселения.

Установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ был заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по обращению с животными без владельцев, обитающих на территории муниципального района «Сосногорск». Однако, возложенные на ответчика обязанности в полной мере не исполнены.

Суд учитывает, что заключение муниципального контракта не освобождает УЖКХ от обязанности обеспечивать санитарно-эпидемиологическую безопасность граждан, находящихся на территории муниципального образования.

Как установлено в судебном заседании, собаки, причинившие вред имуществу истца, были без сопровождения кого-либо из людей, не имели намордника и поводка. Владельцы собак установлены не был. Следовательно, что материалами дела подтверждается, что собаки являются бесхозяйными. Доказательств, подтверждающих принадлежность собак какому-либо владельцу, ответчиками не представлено.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что доводы истца, изложенные в исковом заявлении и в суде о том, что в результате ненадлежащего исполнения УЖКХ полномочий по отлову безнадзорных животных, непринятия мер, обеспечивающих безопасность граждан на улицах города, ФИО3 причинен материальный ущерб, суд считает, что имеются основания для удовлетворения иска.

Суд учитывает, что обязанность по отлову безнадзорных животных действующее законодательство возлагает именно на органы местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления самостоятельно определяют методы и способы реализации возложенных на них полномочий, в том числе путём заключения муниципальных контрактов с иными лицами. Однако одновременно органы местного самоуправления в полной мере несут ответственность за надлежащее исполнение указанных обязанностей. Заключение муниципального контракта не освобождает органы местного самоуправления ни от обязанности контролировать исполнение такого контракта, ни от обязанности обеспечивать санитарно-эпидемиологическую безопасность граждан, находящихся на территории муниципального образования, ни от ответственности за ненадлежащее исполнение такой обязанности.

Таким образом, суд находит необходимым взыскать с надлежащего ответчика - УЖКХ администрации МР «Сосногорск» в пользу истца компенсацию материального вреда, при этом, не усматривая законных оснований для взыскания с администрации МР «Сосногорск».

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

    

Исковые требования ФИО3 к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск» - удовлетворить.

Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск» в пользу ФИО3, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в гор. ФИО2, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, паспорт 8705 , в счет возмещения материального ущерба – <данные изъяты> руб.

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к администрации МР «Сосногорск» - отказать.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                А.А. Тарасов

Копия верна:                            А.А. Тарасов

2-1627/2023 ~ М-1151/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шамрова Елена Валентиновна
Ответчики
Администрация МР "Сосногорск"
Управление жилищно-коммунального хозяйства АМР "Сосногорск"
Другие
ИП Зайцева Инна Андреевна
Суд
Сосногорский городской суд Республики Коми
Судья
Тарасов А.А.
Дело на странице суда
sosnsud--komi.sudrf.ru
18.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.08.2023Передача материалов судье
25.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2023Судебное заседание
14.11.2023Судебное заседание
15.11.2023Судебное заседание
17.11.2023Судебное заседание
30.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2024Дело оформлено
01.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее