П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Резолютивная часть постановления оглашена 07 мая 2020 года.
Мотивированное постановление изготовлено 08 мая 2020 года.
г. Самара 08 мая 2020 года
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи – Щеблютова Д.М.,
при секретаре судебного заседания – Буйловой Е.В.
лица, привлекаемого к административной ответственности – Матвеева М.Н.
защитников – Карномазова А.И. и Селезнева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ об административном правонарушении № 5-249/2020 отношении Матвеева Михаила Николаевича, ***
У С Т А Н О В И Л:
Протоколом 19 №... об административном правонарушении от 09.04.2020 года, составленным старшим инспектором ООПАЗ УОООП ГУ МВД России по Самарской области Казанским А.Е., Матвееву М.Н. вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного по ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ при следующих обстоятельствах: 25.03.2020 по адресу: г. Самара, ул. Соколова, д. 34 установлено, что *** Матвеев М.Н., в информационно-телекоммуникационной социальной сети «Твиттер», на своей персональной странице адрес распространил заведомо недостоверную общественно значимую информацию под видом достоверных сообщений следующего содержания: в 20 часов 36 минут “Семья из 6 чел. вернулась 15 марта в Новокуйбышевск из Европы. В течение недели (!) звонили на «горячую линию», чтобы их обследовали. Через 7 дней только добились: подтвердилась КВИ. Все это время ходили на работу. Это всё, что нужно знать о том, как в СО борются с эпидемией”, в 20 часов 41 минута “Об этом сегодня на Совете Думы рассказал депутат из Новокуйбышевска. Семья: муж (ходил в банк), жена (зам. директора бюджетной организации культуры) и четверо детей. Семь дней не могли добиться чтобы их обследовали. Сказкам не верьте, ограничьте свои выходы.”, создавал угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности, угрозу создания помех функционированию или прекращению функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, чем нарушил требования п. 6 ст. 10 Закона РФ от 27.07.2006 № 149 ФЗ «О информации, информационных технологиях и о защите информации».
Лицо, привлекаемое к административной ответственности Матвеев М.Н. вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ не признал, просил производство по делу об административном правонарушении в отношении него прекратить, дал аналогичные показания, изложенные в письменных пояснениях, приложенных к материалам дела. Указал также, что в целом информация, размещенная в твиттере подтвердилась, соответствовала действительности. В проводимой информации отсутствуют признаки фейка, а именно нет заведомой недостоверности.
Защитники Селезнев С.А. и Карномазов А.И. позицию лица, привлекаемого к административной ответственности, Матвеева М.Н., поддержали, просили производство по делу об административном правонарушении в отношении Матвеева М.Н. по ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Допрошенный в судебном заседании старший инспектором ООПАЗ УОООП ГУ МВД России по Самарской области Казанский А.Е. суду показал, что 09.04.2020 года он составлял в отношении Матвеева М.Н. протокол об административном правонарушении, на составлении протокола Матвеев М.Н. не явился, извещен был надлежащим образом, в связи с чем, протокол был составлен в его отсутствие. 09.04.2020 года Матвееву М.Н. по почте, по месту его регистрации и в приемную Матвеева М.Н. была направлена копия протокола. Весь административный материал был собран в рамках административного расследования.
Свидетель Свидетель №1 суду показал, что он со своей супругой с 7 по 14 марта 2020 года отдыхал в ОАЭ, 15 марта 2020 года они вернулись в г. Самара. 16 марта 2020 года его супруга неоднократно пыталась дозвониться на телефон горячей линии с целью извещения соответствующих органов о том, что они прибыли из-за границы. Спустя несколько дней, а именно 21 марта 2020 года с ними связались медики, и они с супругой были направлены в медицинское учреждение для осмотра. Врачу он пояснил, что у него насморк, в связи с чем, у него и его супруги был взяты анализы, которые были готовы 23 марта 2020 года, анализ у него был положительный, поэтому он был госпитализирован.
Допрошенная в судебном заседании свидетель Свидетель №2 супруга Свидетель №1 дала соответствующие показания показаниям своего супруга Свидетель №1
Свидетель Свидетель №3 суду показала, что она является главным врачом в ГБУЗ СО НЦГБ, у Свидетель №1 как у пациента, вернувшегося из-за границы и сообщившего об этом в поликлинику, был взят анализ на коронавирус, который дал сомнительный результат, после чего Свидетель №1 был госпитализирован бригадой скорой помощи в ГБ № 6, которая не относится к ее юрисдикции. Анализ на коронавирус у Свидетель №1 не подтвердился. Также пояснила, что ФИО3 выложил в социальные сети видео из ГБ № 6, и ей стали поступать звонки из СМИ о случае заражения Свидетель №1 коронавирусом. Данную ситуацию она не комментировала, поскольку достоверными сведениями не располагала. На официальной странице твиттера Матвеева М.Н. им была распространена информация о 6 заболевших в г. Новокуйбышевске коронавирусом, данную информацию она видела лично, данная информация не соответствовала действительности и не была подтверждена.
Допрошенная в судебном заседании свидетель Свидетель №4 суду показала, что она является заместителем начальника Роспотребнадзора в г.о. Новокубышевск, ею как должностное лицо было выдано предписание ЦНГБ для госпитализации Свидетель №1, поскольку результат его анализа был сомнительный. В отношении лиц, с которыми проживал и контактировал Свидетель №1, также были выданы предписания. Анализ на коронавирус у Свидетель №1 не подтвердился.
Свидетель Свидетель №5 суду показал, что он является председателем профсоюзной организации ГБУЗ СО НЦГБ, указал также, что 24 марта 2020 года на официальной странице твиттера Матвеева М.Н. депутатом была распространена не подтвержденная информация о 6 заболевших в г. Новокуйбышевске коронавирусом.
Допрошенная в судебном заседании свидетель Свидетель №6 суду показала, что она является старшим инспектором по ОП ОИОСГУ МВД России по Самарской области, 24 марта 2020 года в рамках суточного дежурства она осуществила мониторинг социальных сетей. В ходе которого, в твиттере Матвеева М.Н., был выявлен пост о 6 заболевших коронавирусом, она сделала скриншот страницы и указанную публикацию включила в рапорт подготовленный по итогам ее дежурства.
Изучив представленные материалы дела, выслушав свидетелей, лицо, привлекаемое к административной ответственности Матвеева М.Н., защитников Селезнева С.А. и Карномазова А.И., письменные возражения на протокол от Матвеева М.Н. и защитника Селезнева С.А., прихожу к следующим выводам.
Частью 9 статьи 13.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния.
Обязательным признаком объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 13.15 КоАП РФ, является заведомая недостоверность распространяемой информации под видом достоверной.Постановлением Губернатора Самарской области от 16.03.2020 года № 39 на территории Самарской области введен режим повышенной готовности в связи с распространением коронавирусной инфекции.
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых мировой судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
На основании ст. 26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Судом установлено, что 25.03.2020 по адресу: г. Самара, ул. Соколова, д. 34 *** Матвеев М.Н., в информационно-телекоммуникационной социальной сети «Твиттер», на своей персональной странице адрес распространил заведомо недостоверную общественно значимую информацию под видом достоверных сообщений, чем нарушил требования п. 6 ст. 10 Закона РФ от 27.07.2006 № 149 ФЗ «О информации, информационных технологиях и о защите информации».
Факт совершения административного правонарушения и вина Матвеева М.Н. подтверждается следующему доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 09.04.2020 года (л.д. 2), определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 03.04.2020 года, уведомлением прокурора Самарской области от 01.04.2020 года (л.д. 32-33), письмом председателя профсоюзной организацией ГБУЗ СО НЦГБ Свидетель №5 (л.д. 34), ответом из ОИиОС исх. №... от 06.04.2020 года со скриншотами (л.д. 36-41), рапортом дежурного сотрудника от 25.03.2020 года (л.д. 42-44), письмом из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Новокуйбышевске (л.д. 74), информацией о лицах, обратившихся на «горячую линию» по коронавирусу за 19.03.2020 года (л.д. 75-78), актом осмотра контента размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Твиттер» от 08.04.2020 года (л.д. 79-85), актом осмотра контента размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте «Facebook» (л.д. 86-90), письмом из прокуратуры Самарской области от 07.04.2020 года (л.д. 112-124), аудиозаписью заседания Совета Думы, показаниями свидетелей Свидетель №3, Свидетель №6, Свидетель №5, Свидетель №4, а также иными материалами дела.
Кроме того, показания свидетелей опровергают доводы Матвеева М.Н. о том, что им была распространена достоверная информация. Оснований не доверять показаниям свидетелей не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, объективно подтверждаются совокупностью других собранных по делу доказательств, свидетели ранее с Матвеевым М.Н. знакомы не были, в связи с чем, поводов для оговора не имели. Перед дачей показаний свидетели были предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ.
В рамках рассмотрения настоящего дела, проверив доводы заявителя о его невиновности и отсутствии события административного правонарушения, руководствуясь нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позицией, выраженной в пункте 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5, суд приходит к выводу о том, что не имеется оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса.
Непризнание вины Матвеевым М.Н. в совершении административного правонарушения суд расценивает, как избранный им способ защиты, поскольку обстоятельства дела и его вина подтверждается совокупностью исследованных доказательств, в том числе и показаниями свидетелей.
Противоречий по делу, которые в силу ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу Матвеева М.Н., не имеется.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с нормами КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом, не доверять сведениям, указанных в них, оснований не имеется.
Оценивая данные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о виновности Матвеева М.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст.13.15 КоАП РФ.
Таким образом, установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу в силу ст. 26.1 КоАП РФ.
Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При определении вида и размера административного наказания в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность по делу не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, по делу не установлено, добытые по делу доказательства получены с соблюдением требований статьи 26.2 КоАП РФ, являются вполне достаточными и допустимыми для выводов о виновности Матвеева М.Н. в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным назначить наказание, предусмотренное санкцией ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9, 29.10, 13.15 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Матвеева Михаила Николаевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 45 000 (сорок пять тысяч) рублей.
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, на расчетный счет: получатель платежа ГУ МВД России по Самарской области, ИНН 6317021970, КПП 631601001, №..., банк получателя: Отделение Самара, КБК 18811601131019000140, БИК 043601001, ОКТМО 36701000, УИН №...
Разъяснить Матвееву М.Н., что неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.
Документ, подтверждающий оплату штрафа, необходимо представить в канцелярию Октябрьского районного суда г. Самары по адресу: г. Самара, ул. Мичурина, д. 125А, каб. 110.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары.
Судья /подпись/ Д.М. Щеблютов
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья –
Секретарь –