КОПИЯ
к делу № 2-486/2023
УИД 23RS0003-01-2022-007424-81
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г-к. Анапа «09» февраля 2023 г.
Анапский городской суд Краснодарского края в составе судьи Волошина А.В., при помощнике судьи Носковой С.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. Анапского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Демурчевой М. К. об обязании выполнить мероприятия в отношении гидротехнического сооружения,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Анапского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском Демурчевой М.К. об обязании выполнить мероприятия в отношении гидротехнического сооружения.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что Анапской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
В ходе проверки установлено, что Демурчева М.К. является собственником гидротехнического сооружения - «<данные изъяты>» (общая площадь 3 514 кв.м., кадастровый №), расположенного по адресу: <адрес>, с<адрес>, полевые земли, секция №.
Гидротехническое сооружение эксплуатируется ответчицей в нарушение ст.ст. 9, 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ст. ст. 5, 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
Представленный ответчицей расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на гидротехническом сооружении, не согласован с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.
По указанным основаниям и.о. Анапского межрайонного прокурора просит суд обязать Демурчеву М.К. выполнить ряд мероприятий в отношении гидротехнического сооружения «Бетонный водооградительный вал», в частности:
- выполнить расчет вероятного вреда в соответствии с Методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), утвержденной приказом Ростехнадзора от 10.12.2020 № 516;
- обеспечить выполнение согласования с Министерством природных ресурсов Краснодарского края расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения;
- разработать правила эксплуатации гидротехнического сооружения;
- обеспечить выполнение согласования с Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора правил эксплуатации гидротехнического сооружения;
- разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения и пояснительную записку к ним;
- составить и направить в установленном порядке декларацию безопасности гидротехнического сооружения в Северо-Кавказское управление Ростехнадзора;
- обеспечить внесение сведений о гидротехническом сооружении в Российский регистр гидротехнических сооружений;
- обеспечить получение в Северо-Кавказском управлении Ростехнадзора разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения;
- обеспечить контроль (мониторинг) показателей состояния гидротехнического сооружения, с проведением регулярного обследования гидротехнического сооружения;
- обеспечить наличие у работников, эксплуатирующих гидротехническое сооружение, необходимой квалификации, аттестации по вопросам безопасности гидротехнических сооружений;
- обеспечить наличие финансового обеспечения гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причинённого в результате аварии;
- в случае отнесения гидротехнического сооружения к I, II, III или IV классу обеспечить наличие договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Анапский межрайонный прокурор в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором поддержал исковые требования в полном объеме.
Ответчик Демурчева М.К. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, заявила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, в котором исковые требования признала полностью.
Представители третьих лиц – Министерства природных ресурсов Краснодарского края и Северо-Кавказского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Установлено, что Демурчева М.К. является собственником гидротехнического сооружения - «<данные изъяты>» (общая площадь 3 514 кв.м., кадастровый №), расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> полевые земли, секция №, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 01.09.2022 г.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения (далее – ГТС) обязан иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности.
Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения, осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.
Величина финансового обеспечения гражданской ответственности определяется на срок действия декларации безопасности гидротехнического сооружения и подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции.
Согласно п. 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 № 1596 (далее – Правила № 1596), расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с Методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), утвержденной приказом Ростехнадзора от 10.12.2020 № 516 (далее - Методика).
Подготовленный расчет вероятного вреда направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами.
В соответствии с п. 4 Правила № 1596 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 30-дневный срок согласовывает расчет вероятного вреда при соответствии его Методике.
Согласно п. 1 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.03.2009 № 206 (в ред. от 18.05.2017 г. № 338) уполномоченным органом по согласованию расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Краснодарского края в результате аварии гидротехнического сооружения, определено Министерство природных ресурсов Краснодарского края.
Представленный в материалах деда расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, разработанный и утвержденный Демурчевой М.Н., в нарушение п. п. 4 Правила № 1596 не согласовывался с Министерством природных ресурсов Краснодарского края.
Данное обстоятельство подтверждается заявлением представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности Калякина Р.В., выраженным в мотивированном отзыве на исковое заявление от 09.12.2022 г.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения подлежат декларированию.
Сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
Разработке декларации безопасности предшествует расчет вероятного вреда, производимый владельцем гидротехнического сооружения.
Сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.
В материалах дела отсутствуют сведения о внесении сооружения в Регистр и присвоении соответствующего класса опасности.
В соответствии с п. 4 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 № 1892, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса в соответствии со ст. 9 Закона № 117-ФЗ обеспечивают проведение регулярных обследований этого гидротехнического сооружения.
Для проведения регулярного обследования гидротехнического сооружения формируется комиссия с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Как следует из положений ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения обязан обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения, организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации.
Согласно ч. 1, 2 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством, в числе прочего, технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также посредством текущих ремонтов сооружения.
Таким образом, эксплуатация гидротехнического сооружения в отсутствие согласованного расчета вероятного вреда нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку не позволяет определить существенность вреда, который может быть причинен окружающей среде, жизни и здоровью граждан и их имуществу в случае аварии, препятствует определению необходимого финансового обеспечения ответственности собственника гидротехнического сооружения, может привести к нарушению своевременного и полного возмещения причиненного ущерба.
Кроме того, отсутствие согласованных правил эксплуатации гидротехнического сооружения, определяющих периодичность проведения регулярных обследований и осмотров сооружения, создает угрозу безопасной эксплуатации сооружения.
В ходе проведенной Анапской межрайонной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений установлено, что Демурчевой М.К. при эксплуатации гидротехнического сооружения допущены многочисленные нарушения:
- работники, эксплуатирующие гидротехническое сооружение, не имеют необходимой квалификации, аттестации по вопросам безопасности гидротехнических сооружений;
- не обеспечен контроль (мониторинг) показателей состояния гидротехнического сооружения, регулярное обследование гидротехнического сооружения;
- сведения о гидротехническом сооружении отсутствуют в Российском регистре гидротехнических сооружений;
- отсутствует разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения;
- отсутствует декларация безопасности гидротехнического сооружения;
- отсутствуют критерии безопасности гидротехнического сооружения и пояснительная записка к ним;
- не выполнено финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причинённого в результате аварии, отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности.
Доказательств обратного ответчицей суду не представлено.
В силу требований ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Совокупность установленных в судебном заседании обстоятельств позволяет прийти к выводу, что неправомерные действия и бездействие Демурчевой М.К. создают угрозу безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения, чем нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Ответчик Демурчева М.К. в своем письменном заявлении признала исковые требования в полном объеме.
Признание иска ответчицей не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов иных лиц, в связи с чем, принято судом.
При указанных обстоятельствах исковые требования и.о. Анапского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № №) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - «<░░░░░░ ░░░░░░>» (░░░░░ ░░░░░░░ 3 514 ░░.░., ░░░░░░░░░░░ №), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ №:
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 10.12.2020 № 516;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░;
- ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░;
- ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ I, II,III ░░░ IV ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░
09.02.2023 ░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №2-486/2023, ░░░ 23RS0003-01-2022-007424-81 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░