Дело № 2-888/2024
УИД 04RS0008-01-2024-001243-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 августа 2024 г. п. Заиграево
Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Тютриной С.Н., при помощнике Шолойко О.А.,с участием помощника прокурора Плюснина Н.И., представителя администрации МО «Заиграевский район», МБДОУ «Онохойский детский сад «Солнышко» Мясникова А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Заиграевского района Республики Бурятия, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Заиграевский район», МБДОУ«Онохойский детский сад «Солнышко» об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Заиграевского района, обращаясь в суд, просит возложить обязанность на МБДОУ «Онохойский детский сад «Солнышко» в срок до 1 сентября 2025 года устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности путем: установки по периметру объекта ограждения, исключающего пребывание на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе, в непосредственной близости от объекта (территории); оснащения объекта системами оповещения и управления эвакуацией; установки дополнительного наружного освещения, обеспечивающего освещение всей территории объекта; установки дополнительных мер видеонаблюдения для обеспечения непрерывного наблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта; возложить обязанность на администрацию МО «Заиграевский район» организовать обеспечение выполнения мероприятий по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности в МБДОУ «Онохойский детский сад «Солнышко» в срок до 1 апреля 2025 года.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка в МБДОУ «Онохойский детский сад «Солнышко», в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности.
В судебном заседании помощник прокурора Плюснин Н.И. исковые требования поддержал.
Представитель администрации МО «Заиграевский район», МБДОУ «Онохойский детский сад «Солнышко» Мясников А.Г. исковые требования признал, заявление о признании иска приобщено к материалам дела.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьями 38, 41 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства, каждый имеет право на охрану здоровья. Государство обязано обеспечить охрану здоровья своих граждан.
В силу пункта «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ от 05.10.2009, одной из задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно статье 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ (далее – ФЗ «О противодействии терроризму») противодействие терроризму основывается на следующих основных принципах, в числе которых, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Приоритет мер предупреждения терроризма выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях. В первую очередь речь идет о мерах, связанных с выявлением и последующим устранением причин и условий, способствующих терроризму.
На основании части 3.1 статьи 5 ФЗ «О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с абзацем 2 пункта 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384 - ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования № 1006). Данное Постановление Правительства РФ вступило в силу с 17.08.2019 и установило обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами "д", «и», «м» пункта 24, подпунктом «а» пункта 25 Требований N 1006 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к третьей категории опасности, осуществляются мероприятия: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения; оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации.
Пунктом 30 Требований предусмотрено, что система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании») к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно подпункту 2 части 3 статьи 28 ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 ФЗ «Об образовании» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 8 части 1 статьи 41 ФЗ «Об образовании» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Пунктом 7 статьи 28 ФЗ «Об образовании» предусмотрена ответственность образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся.
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что МБДОУ «Онохойский детский сад «Солнышко» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 21.11.2012 г. № 1807.
В соответствии с пунктами 1.8, 1.9 Устава МБДОУ «Онохойский детский сад «Солнышко», утвержденного постановлением администрации МО «Заиграевский район» от 28.12.2015 года № 679 (далее – Устав), учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Согласно пунктам 1.3,1.3.1 учредителем учреждения является муниципальное образование «Заиграевский район», функции и полномочия учредителя осуществляет администрация муниципального образования «Заиграевский район» в лице управления образования администрации муниципального образования «Заиграевский район».
Согласно паспорту безопасности МБДОУ «Онохойский детский сад «Солнышко» присвоена 3 категория опасности.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой района в январе 2024 года, выявлены следующие нарушения.
В соответствии с подпунктами "д", «и», «м» пункта 24, подпунктом «а» пункта 25 Требований N 1006 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к третьей категории опасности, осуществляются мероприятия: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения; оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации.
Пунктом 30 Требований предусмотрено, что система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
В нарушение данных требований в МБДОУ «Онохойский детский сад «Солнышко» не исключено бесконтрольное пребывание посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта, поскольку забор по периметру имеет повреждения, высота забора около 1,5 м., что не позволяет исключить проход и пребывание на объекте посторонних лиц; территория объекта имеет недостаточное наружное освещение, отсутствует система наружного освещения по периметру двора; система видеонаблюдения не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории); учреждение не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района 22.01.2024 г. заведующей МБДОУ «Онохойский детский сад «Солнышко» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, неисполнение которого послужило основанием для обращения прокурора в суд.
Кроме того, суд принимает во внимание признание представителем ответчиков исковых требований прокурора об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности.
Недостаточность системы наружного освещения по периметру учреждения, возможность бесконтрольного пребывания посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта, не оснащенность объекта системой видеонаблюдения, отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательной организации, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на ее территории и может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении, в том числе в отношении несовершеннолетних, в силу возраста нуждающихся в особой защите, противоречит принципам государственной власти в области обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.
Обсуждая доводы относительно сроков исполнения решения суда, суд исходит из следующего.
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 БК РФ).
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 БК РФ).
В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по данному делу, именно администрация, обладающая функциями главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ее ведению, производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.
Учитывая финансовое положение администрации МО «Заиграевский район», а также требования разумности, длительность и сложность подлежащих выполнению работ, планирование бюджета, суд, с учетом требований ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает возможным установить срок исполнения решения суда до 1 июня 2026 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 196-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора Заиграевского района Республики Бурятия удовлетворить.
Возложить обязанность на МБДОУ «Онохойский детский сад «Солнышко» (ОГРН 1020300582510) в срок до 1 июня 2026 г. устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности путем:
- установки по периметру объекта ограждения, исключающего пребывание на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе, в непосредственной близости от объекта (территории);
- установки дополнительного наружного освещения, обеспечивающего освещение всей территории объекта;
- оснащения объекта системами оповещения и управления эвакуацией;
- установки дополнительных мер видеонаблюдения для обеспечения непрерывного наблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта.
Возложить обязанность на администрацию МО «Заиграевский район» (ОГРН 1020300583291) организовать обеспечение выполнения мероприятий по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности в МБДОУ «Онохойский детский сад «Солнышко» в срок до 1 июня 2026 г.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Заиграевский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись С.Н. Тютрина
Решение в окончательной форме принято 7 августа 2024 г.
Копия верна Судья С.Н. Тютрина