Дело №
УИД №RS0№-21
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 30 января 2024 год
Индустриальный районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Губенко К.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО4
с участием истцов ФИО1, ФИО2,
представителя ответчика ФИО7, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и <адрес> о признании незаконным отказа в назначении пособия, возложении обязанности,
установил:
Истцы ФИО1, ФИО2 обратились в суд с исковым заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и <адрес> (далее – ОСФР по <адрес> и ЕАО) о признании незаконным отказа в назначении Единого пособия на детей, возложении обязанности, в обоснование требований указав, что истцы состоят в законном браке с 2012 года, имеют общего несовершеннолетнего ребенка ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., а также двоих несовершеннолетних детей, рожденных в предыдущих браках – ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ г.р. (мать – ФИО1) и дочь ФИО6 (отец ФИО2), ДД.ММ.ГГГГ г.р., с которыми проживают совместно одной семьей, с 2022 года семья имеет статус «многодетной». С 2021 года истцы ежегодно получают Единое пособие на детей в возрасте до 17 лет, ФИО1 – на детей ФИО8 и ФИО5, ФИО2 – на дочь ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ истцы вновь обратились с заявлениями о назначении Единого пособия на детей, в удовлетворении которых отказано в связи с наличием в семье двух автомобилей, жалобы истцов на отказ в выплате пособия ответчиком оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском. Полагали, что ответчиком неверно произведен расчет среднедушевого дохода семьи при решении вопроса о назначении пособия по каждому заявлению - с включением в него суммы дохода на пятого члена семьи – ребенка, указанного в заявлении другого супруга, и делением общей суммы на четверых членов семьи, в результате чего среднедушевой доход составил более прожиточного минимума, тогда как по расчету истцов совокупного дохода по каждому заявлению он должен производится на четверых человек (без учета пособия на ребенка) и быть разделен на фактический состав семьи из пяти человек, будет составлять в этом случае менее размера прожиточного минимума. Просили признать незаконным отказ ОСФР по <адрес> и ЕАО в назначении ФИО1, ФИО2 Единого пособия на детей, возложить на ответчика обязанность пересчитать среднедушевой доход семьи истцов за 2022 год по каждому заявлению отдельно с учетом всех членов семьи, назначить пособие истцу ФИО1 на детей ФИО8 и ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ, назначить пособие истцу ФИО2 на дочь ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2 исковые требования поддержали с учетом их уточнения в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, просили их удовлетворить по изложенным в иске основаниям, признав незаконными решения ОСФР по <адрес> и ЕАО №.001585/2023-0137610 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении мер социального поддержки в виде Единого пособия на детей до 17 лет ФИО1, №.001585/2023-0166022 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении мер социального поддержки в виде Единого пособия на детей до 17 лет ФИО2, возложить на ответчика обязанность произвести истцам расчет Единого пособия на детей по заявлениям ФИО1 №.001585/2023-0113941 от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО2 №.001585/2023-0113970 от ДД.ММ.ГГГГ из расчета на пятерых членов семьи, возложить на ответчика обязанность выплаты указанного пособия истцам с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме по доводам, подробно изложенным в письменном отзыве. Просила учесть, что право на ежемесячное пособие на детей возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в субъекте РФ, тогда как в данном случае среднедушевой доход семьи по заявлениям ФИО1 и ФИО2 превышал величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в <адрес>, в связи с чем в назначении пособия отказано. Размер среднедушевого дохода был рассчитан по каждому заявлению в порядке, установленном Правилами назначения и выплаты ежемесячного пособия, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Полагала необоснованными доводы истцов о неверном расчете, поскольку перечень лиц, учитываемых в составе семьи заявителя определяемом на дату подачи заявления о назначении ежемесячного пособия и учитываемом при определении права на его получение и при расчете среднедушевого дохода семьи, определен п.45 Правил назначения пособия на детей, не включает в себя детей от предыдущего брака супруга (супруги), удостоверение многодетной семьи не является основанием для назначения пособия и учета в качестве члена семьи при расчете среднедушевого дохода детей супруга от предыдущего брака, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Изучив доводы искового заявления, письменных возражений ответчика, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, оценив исследованные в судебном заседании доказательства по отдельности и в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, истцы ФИО1 и ФИО2 состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующим свидетельством (л.д.9).
Совместно с истцами проживают трое несовершеннолетних детей – ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (мать – ФИО1), ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (отец – ФИО9 (ранее – Павлюков) А.В.), ФИО5 (отец – ФИО2, мать – ФИО1), согласно свидетельства №_2022-07-06_983, действительного до ДД.ММ.ГГГГ, истцам выдано удостоверение многодетной семьи на состав семьи из пяти человек – ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО8, ФИО6 (л.д.12, 13, 14, 17).
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились к ответчику с заявлениями о назначении ежемесячного пособия в связи с воспитанием ребенка, по заявлению ФИО1 – на несовершеннолетних детей – ФИО5, ФИО8, по заявлению ФИО2 – на несовершеннолетнюю ФИО6
Решениями ОСФР по <адрес> и ЕАО №.001585/2023-0137610 от ДД.ММ.ГГГГ и №.001585/2023-0166022 от ДД.ММ.ГГГГ, оставленными без изменения решениями этого же органа от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, истцам ФИО1 и ФИО2 отказано в назначении Единого пособия на детей в возрасте до 17 лет в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения (л.д.15, 16, 32-33, 37-38).
Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства; виды гарантированных государством пособий гражданам, имеющим детей, а также круг лиц, имеющих право на их получение, установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (преамбула, статьи 1, 3, 13 названного федерального закона).
Из положений статьи 9 Федерального закона N 81-ФЗ следует, что право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации. Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка назначается и выплачивается в соответствии с данным федеральным законом и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Назначение и выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка осуществляются одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации (части 1 - 3 указанной статьи).
Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с частью шестой настоящей статьи, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия (абз.6 ст. 9 Федерального закона N 81-ФЗ).
При определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка учитываются наличие у заявителя и членов его семьи движимого и недвижимого имущества, доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках и иных кредитных организациях, причины отсутствия доходов у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением несовершеннолетних детей) в соответствии с порядком и условиями назначения и выплаты указанного пособия, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации (абз.7 ст. 9 Федерального закона N 81-ФЗ).
Среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние двенадцать календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее двенадцати календарных месяцев), предшествовавших месяцу перед месяцем обращения за назначением указанного пособия, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (абз.8 ст. 9 Федерального закона N 81-ФЗ).
В состав семьи, учитываемый при определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка и при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, его супруг (супруга), его несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам) (абз.9 ст. 9 Федерального закона N 81-ФЗ).
На основании статьи 9.1 названного закона ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, выплачивается, начиная с месяца рождения ребенка, если обращение о назначении указанного пособия последовало в срок не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях указанное пособие выплачивается, начиная с даты обращения за назначением указанного пособия (часть 2). Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, назначается на двенадцать месяцев, но на срок не более чем до достижения ребенком возраста 17 лет (часть 5).
Правительством Российской Федерации постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, определяющие порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Пунктом 45 указанных Правил, установлен перечень лиц, учитываемых в составе семьи, определяемом на дату подачи заявления о назначении ежемесячного пособия и учитываемый при определении права на получение ежемесячного пособия и при расчете среднедушевого дохода семьи, в который включаются заявитель, его супруг (супруга), его несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), и его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам). Указанный перечень является исчерпывающим. Дети супруга от другого брака, в отношении которых заявителем не установлена опека, в указанный перечень не входят, в связи с чем не подлежат учету в составе семьи при определении права на получение ежемесячного пособия и при расчете среднедушевого дохода семьи.
В пункте 47 Правил приведен перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи при принятии решения о назначении пособия на детей, в числе которых, подлежат учету пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления, в расчетном периоде лицами, перечисленными в п.45 Правил.
Как видно из материалов выплатного дела, письменных пояснений ответчика, при расчете совокупного дохода семьи по заявлению ФИО1 о назначении пособия, учитывался, в том числе доход супруга ФИО2 в виде пособия на ребенка ФИО6 в размере 246181,00 руб. Указанное соответствует положениям п.п.45, 47 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия.
При этом, среднедушевой доход семьи рассчитывался на основании п. 45 Правил и сведений, указанных в заявлений ФИО1 о назначении пособия – на состав семьи из четырех человек – заявитель, супруг, дети – ФИО5 и ФИО8 Ребенок ФИО6 для ФИО1 не входит в состав лиц, указанных в п. 45 Правил и учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи.
Аналогичным образом произведен расчет совокупного и среднедушевого дохода семьи по заявлению ФИО2 – с учетом дохода супруги в виде пособия на ребенка 132713,00 руб., из расчета на основании п. 45 Правил и сведений, указанных в заявлений ФИО2 о назначении пособия – на состав семьи из четырех человек – заявитель, супруга, дети – ФИО5 и ФИО6 (без учета ребенка ФИО8)
Анализируя вышеприведенные положения законодательства и постановление Правительства РФ, суд приходит к выводу, что ответчиком верно, в порядке, установленном п.п.45-48 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, произведен расчет среднедушевого дохода семьи, с включением в совокупный доход семьи доходов супругов в виде пособий на несовершеннолетних детей и с учетом раздела суммы совокупного дохода семьи на указанный в заявлениях истцов о назначении пособия и в соответствии с п. 45 Правил состав семьи из четырех человек (без учета ребенка супруга от предыдущего брака).
Указанный расчет с учетом всех видов дохода подробно приведен в письменных возражениях ответчика и имеющихся в материалах дела ответах ОСФР по <адрес> и ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, является правильным и арифметически верным.
Величина прожиточного минимума в <адрес> на дату подачи истцами заявлений о назначении пособия установлена в среднем на душу населения 19170 рублей.
Выявив при рассмотрении заявлений ФИО1 и ФИО2 о назначении пособия, что среднедушевой доход семьи за 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу перед месяцем обращениями за назначением ежемесячного пособия, превысил величину прожиточного минимума в среднем на душу населения в <адрес> на дату подачи заявления, ответчиком правомерно отказано в назначении Единого пособия на детей.
Приведенный истцами расчет среднедушевого дохода, который, по их мнению, должен определяться без учета пособия на ребенка, получаемого супругом заявителя и путем разделения совокупного дохода на фактический состав семьи из пяти человек не может быть признан судом состоятельным, поскольку противоречит установленному Порядку его исчисления.
При таких обстоятельствах, правовые основания для удовлетворения исковых требований о признании незаконными отказа в назначении пособия, возложении обязанности осуществить расчет Единого пособия на детей на состав семьи из пяти человек, возложить на ответчика обязанность выплаты указанного пособия истцам с ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и <адрес> о признании незаконным отказа в назначении пособия, возложении обязанности – отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Индустриальный районный суд <адрес>.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья К.Ф. Губенко