ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Алтаева Т.Н..
дело № 12-146/2022
поступило 31.03.2022
РЕШЕНИЕ
26 апреля 2022г. г.Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Матвеева Н.А., рассмотрев жалобу должностного лица Цыбикмитова Б.Т. на постановление Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 25.02.2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении Леонтьева ФИО9,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 25 февраля 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Леонтьева ФИО10 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе Цыбикмитов Б.Т. просит постановление судьи районного суда отменить. Одновременно с подачей жалобы Цыбикмитов Б.Т. заявил ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления.
В заседание вышестоящего суда участники процесса не явились, будучи извещенными надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Из дела видно, что в судебном заседании при вынесении обжалуемого постановления Цыбикмитов Б.Т. не присутствовал, копия постановления направлена в отдел полиции №1 Управления МВД России по г.Улан-Удэ 15 марта 2022г.
Жалоба подана 25 марта 2022 года, следовательно срок для ее подачи не пропущен.
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, - и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Постановлением Правительства России от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 07.02.2020 № 72-р в целях предупреждения возникновения на территории Республики Бурятия чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением коронавирусной инфекции, и принятия своевременных мер по их ликвидации (минимизации последствий), с 10.02.2020 до стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки, введен режим функционирования «повышенная готовность».
В соответствии с пп. «2» п. «а» ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство РФ устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.п. «в», «г» ч. 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Указом Главы Республики Бурятия от 24 июня 2021 года № 183 «О дополнительных мерах по защите населения и территории Республики Бурятия от чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением и распространением инфекции, вызванной новым типом коронавируса (COVID-19)» на территории Республики Бурятия введен ряд ограничительных мероприятий.
Пункт 1.4 Указа предписывает лицам, находящимся на территории Республики Бурятия, соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метров (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым и маршрутным такси.
Согласно пункту 1.6 Указа лицам, находящимся на территории Республики Бурятия, предписано использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (медицинские, гигиенические маски, респираторы) при нахождении на открытом воздухе в местах массового скопления людей, в том числе в составе организованной группы людей и в иных подобных случаях.
Как следует из материалов дела Леонтьев А.А. ... 2022 года в ... минут находился в общественном месте по адресу: <...> без средств индивидуальной защиты органов дыхания – маски, без документов удостоверяющих личность, не соблюдая социальную дистанцию (1,5 метра).
Прекращая производство по делу по мотиву отсутствия состава административного правонарушения, судья районного суда исходил из того, что в действиях Леонтьева А.А. отсутствует состав административного правонарушения, поскольку из представленной в материалы дела фотографии, следует, что Леонтьев А.А. находится на улице рядом с домом, расположенном по адресу: <...> Данных о том, что в месте, где находился Леонтьев А.А., было массовое скопление людей и требовалось использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания, в деле отсутствуют.
Доказательств, что Леонтьев А.А. не соблюдал социальную дистанцию до иных граждан, в деле также не имеется.
Кроме того, отсутствие с собой документа, удостоверяющего личность, нельзя признать достаточным для возложения административной ответственности, поскольку сведений о вреде, повлекшем данным обстоятельством, не имеется.
При рассмотрении настоящей жалобы должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, на судебное постановление вышестоящий суд учитывает следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17 февраля 2021 года, дан ответ на вопрос, подлежат ли применению положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ, в случае отмены правовых норм, устанавливающих правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации (вопрос 22).
Из ответа следует, что отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 КоАП РФ, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного кодекса).
Новый Указ Главы Республики Бурятия от 03.03.2022 № 44 «О дополнительных мерах по защите населения и территории Республики Бурятия от чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением и распространением инфекции, вызванной новым типом коронавируса (COVID-19)» не содержит требование находиться в средствах индивидуальной защиты при нахождении на открытом воздухе, соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метров (социальное дистанцирование).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Таким образом, постановление районного суда не подлежит отмене в связи с тем, что Указ Главы Республики Бурятия от 24 июня 2021 года №183 в настоящее время утратил силу на основании Указа Главы Республики Бурятия от 03.03.2022 №43.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление судьи Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 25 февраля 2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении Леонтьева ФИО11 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия Н.А.Матвеева