Гр. дело №
УИД 05RS0021-01-2022-006729-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(в окончательной формулировке)
29 ноября 2022 года г. Каспийск
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Джамалдиновой Р.И.,
при секретаре судебного заседания Рамазановой З.Л.,
с участием представителя истца – заместителя Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Лукьянова М.О.,
представителя ответчика Администрации ГО «<адрес>» – Сагидова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации ГО «<адрес>» о возложении на Администрацию ГО «<адрес>» обязанности провести долгосрочную оценку состояния зеленых насаждений, расположенных на территории муниципального образования,
УСТАНОВИЛ:
Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации ГО «<адрес>» с требованиями о возложении на Администрацию ГО «<адрес>» обязанности провести долгосрочную оценку состояния зеленых насаждений, расположенных на территории муниципального образования, по результатам которой подготовить паспорта объектов зеленых насаждений, утвердить реестр зеленых насаждений.
В обоснование заявленных требований истец сообщает, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой установлены нарушения в деятельности Администрации ГО «<адрес>» при организации проведения мероприятий по охране зеленых насаждений. Реестр земельных насаждений ГО «<адрес>» не утвержден, поскольку инвентаризация городских зеленых насаждений, имеющихся на территории <адрес>, за последний 10 лет не проводилась, паспорта объектов зеленых насаждений отсутствуют, что не позволяет определить соответствие количества зеленых насаждений действующим строительным и санитарным нормам и создает угрозу для уничтожения имеющихся зеленых насаждений.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации ГО «<адрес>» внесено представление об устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. Как следует из ответа Администрации ГО «<адрес>» на данное представление, ответчиком инвентаризация зеленых насаждений не проведена, реестр зеленых насаждений по настоящее время не утвержден. Непроведение долгосрочной оценки состояния зеленых насаждений не позволяет в полной мере обеспечить охрану зеленого фонда города, определить систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды, что в свою очередь нарушает право неопределенного круга лиц на благополучную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
Представитель истца заместитель Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Лукьянов М.О. в судебном заседании по основаниям, изложенным в исковом заявлении, заявленные исковые требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации ГО «<адрес>» Сагидов А.С. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав объяснения сторон и изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов осуществляется в соответствии с законодательством (п. 3 ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Закон Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 28 «Об охране зеленых насаждений» в соответствии с федеральным законодательством в области охраны окружающей среды регулирует отношения в сфере охраны зеленых насаждений в населенных пунктах Республики Дагестан.
В силу положений п. 7 ст. 3 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 28 «Об охране зеленых насаждений» организация проведения мероприятий по охране зеленых насаждений осуществляется органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан.
Как установлено ст. 5 названного Закона полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны зеленых насаждений определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. 11 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.
Согласно п. 6 ст. 3 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 28 «Об охране зеленых насаждений» Порядок охраны зеленых насаждений устанавливается Правительством Республики Дагестан.
Согласно п. 6 Порядка охраны зеленых насаждений в населенных пунктах Республики Дагестан, утвержденного Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 227 (далее – Порядок охраны зеленых насаждений) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений осуществляется деятельность по охране зеленых насаждений через специально уполномоченные органы (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с п. 7. Порядка охраны зеленых насаждений планирование деятельности по охране зеленых насаждений осуществляется на основании оценки состояния зеленых насаждений.
Как установлено п. 8 названного Порядка, по результатам оценки состояния зеленых насаждений составляется перечень мероприятий на очередной год по созданию и сохранению зеленых насаждений, в том числе по производству уходных работ, санитарной и других видов обрезки де���������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�•�?�?�?�?�>�-�?�?�?�?�?�?�?�?�¦�?�?�?�?�?�?�•�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????????????????????????????�??????????�?????????ъ?ъ?ъ?ъ??�??????????�???????�??????????�??????????�????????
Согласно п. 25 Порядка охраны зеленых насаждений оценка состояния зеленых насаждений - деятельность по получению сведений о количественных и качественных параметрах состояния зеленых насаждений.
В силу положений пунктов 28, 29 Порядка охраны зеленых насаждений долгосрочная оценка ситуации осуществляется по результатам инвентаризации зеленых насаждений с периодичностью один раз в 10 лет. Документом, отображающим результаты инвентаризации зеленых насаждений, является паспорт объекта зеленых насаждений.
На основании сведений, содержащихся в паспортах объектов зеленых насаждений, ведется реестр зеленых насаждений городских округов, городских и сельских поселений, который утверждается должностным лицом администрации городского округа, городского или сельского поселения, курирующим охрану зеленых насаждений. (п. 30 Порядка охраны зеленых насаждений).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ в рамках проверки исполнения законов при использовании и охране зеленых насаждений, не вошедших в государственный лесной фонд, соблюдении режима земель, на которых они произрастают, Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес Администрации ГО «<адрес>» направлено требование № с просьбой предоставить сведения о проведенной инвентаризации зеленых насаждений и зеленых насаждениях, поставленных на учет.
Согласно ответу Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-П инвентаризация зеленых насаждений на территории ГО «<адрес>» не проводилась и учет зеленых насаждений не ведется.
ДД.ММ.ГГГГ Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес Администрации ГО «<адрес>» направлено представление №, из содержания которого следует, что органами прокуратуры установлены нарушения при организации проведения мероприятий по охране зеленых насаждений на территории ГО «<адрес>». Администрацией ГО «<адрес>» не проведена долгосрочная оценка состояния зеленых насаждений ГО «<адрес>», не утвержден печень мероприятий по созданию и сохранению зеленых насаждений на территории ГО «<адрес>» на 2022 год. В этой связи от Администрации ГО «<адрес>» требуется принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
Согласно требованию № от ДД.ММ.ГГГГ в Махачкалинской межрайонной прокуратуре находится на контроле устранение нарушений, отмеченных в представлении №, в части проведения долгосрочной оценки (инвентаризации) зеленых насаждений. В этой связи орган прокуратуры просит Администрацию ГО «<адрес>» представить информацию о принятых мерах, направленных на проведение долгосрочной оценки состояния зеленых насаждений, а также их результатах.
Ответом Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № сообщается, что в настоящее время проводится инвентаризация зеленых насаждений. По результатам реализации мероприятий по созданию и сохранению зеленых насаждений на территории ГО «<адрес>», будут внесены изменения в паспорта объектов зеленых насаждений и в реестр зеленых насаждений.
Пунктом 1. ст. 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с действующим законодательством на Администрацию ГО «<адрес>» возложена обязанность по проведению долгосрочной оценки состояния зеленых насаждений, расположенных на территории ГО «<адрес>» (инвентаризации зеленых насаждений), в ходе проведения которой, согласно установленному Порядку охраны зеленых насаждений, необходима подготовка паспортов зеленых насаждений и ведение реестра зеленых насаждений, расположенных на территории ГО «<адрес>».
Как следует из представленных доказательств, в нарушение требований законодательства Администрацией ГО «<адрес>» долгосрочная оценка состояния зеленых насаждений, расположенных в границах ГО «<адрес>» не проведена, реестр зеленых насаждений не утвержден, что затрудняет проведение мероприятий по охране зеленых насаждений на территории ГО «<адрес>» и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, пребывающих на территории ГО «<адрес>». Доказательств обратного в судебном заседании ответчиком не представлено.
Исходя из положений ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре;
При установленных обстоятельствах, ввиду представленных доказательств, свидетельствующих о невыполнении Администрацией ГО «<адрес>» возложенных законом обязанностей, влекущих за собой нарушение прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что заявленные требования махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить в полном объеме.
Обязать Администрацию ГО «<адрес>» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу провести долгосрочную проверку состояния зеленых насаждений, расположенных на территории муниципального образования «<адрес>» (инвентаризацию зеленых насаждений), подготовить паспорта объектов зеленых насаждений, утвердить реестр зеленых насаждений, расположенных на территории ГО «<адрес>».
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной формулировке путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд Республики Дагестан.
Решение в окончательной формулировке изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Р.И. Джамалдинова