Дело № 5-431/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 февраля 2021 года г. Симферополь
Судья Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым Злотников В.Я., изучив в порядке подготовки к рассмотрению материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
установил:
В Центральный районный суд <адрес> Республики Крым из Территориального отдела по <адрес> и <адрес> Межрегионального управления Роспотребнадзора по <адрес> и городу федерального значения Севастополю поступил протокол об административном правонарушении и иные материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1.
Изучив материалы дела об административном правонарушении в порядке подготовки, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Системное толкование вышеприведенных положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к выводу о том, что протокол об административном составляется в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В его отсутствие протокол об административном правонарушении может быть составлен только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
В соответствии с положениями части 1,2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Данная позиция также применима при направлении лицам, участвующих в деле об административном правонарушении, извещений о составлении протокола об административном правонарушении.
Из представленных административным органом материалов следует, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности. Однако представленные материалы не содержат надлежащих доказательств того, что ФИО1 была уведомлена о дате, времени и месте составления в отношении нее протокола об административном правонарушении.
Так, из представленных суду материалов усматривается, что уведомление (извещение) о составлении протокола об административном правонарушении было направлено по адресу проживания ФИО1 посредством почтовой связи (исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ л.м.4). Вместе с тем, согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 29500055198745 указано, что 28.01.2021г. получателю ФИО1 предпринята неудачная попытка вручения (л.м.5), после этого никаких сведений о вручении, либо о возврате отправителю не имеется.
Исходя из указанного выше, составление ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не соответствует требованиям процессуального закона.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Однако административный материал не содержит надлежащих доказательств направления лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, копии протокола (почтовая квитанция отсутствует), как и доказательств того, что протокол об административном правонарушении был вручен ФИО1
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен с существенным нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья при выявлении неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, имеющие место недостатки в процедуре оформления протокола об административном правонарушении, а также в оформлении иных материалов, что препятствует всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, суд полагает необходимым возвратить протокол об административном правонарушении и иные материалы дела об административном правонарушении в орган (должностному лицу), их составившему, для надлежащего оформления.
Срок привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год, и на момент возвращения протокола не истек.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.4, статьей 29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
определил:
протокол об административном правонарушении и иные материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, возвратить в Территориальный отдел по <адрес> и <адрес> Межрегионального управления Роспотребнадзора по <адрес> и городу федерального значения Севастополю для надлежащего оформления.
Судья