Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-104/2023 (2-2855/2022;) ~ М-2675/2022 от 29.08.2022

Дело №2-104/2023 (№2-2855/2022) 74RS0017-01-2022-003583-81

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    17 февраля 2023 года город Златоуст

    Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Шевяковой Ю.С.,

при секретаре Валиахметовой Т.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Златоуста Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению Златоустовского городского округа «Управление жилищно-коммунального хозяйства», обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЗлатСитиСервис», администрации Златоустовского городского округа о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Златоуста Челябинской области (далее по тексту – прокурор г. Златоуста Челябинской области) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЗлатСитиСервис» (далее по тексту - ООО УК «ЗлатСитиСервис»), администрации Златоустовского городского округа (далее по тексту – администрация ЗГО), в котором, уточнив заявленные требования, просил возложить на ответчиков обязанность привести в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилами благоустройства Златоустовского городского округа Челябинской области площадки для накопления твердых коммунальных отходов, расположенные по адресам:

<адрес>, а именно, обеспечить наличие на площадке ограждения с трех сторон, наличие крыши, размещение на площадке информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки, наличие на контейнерах маркировки с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, размещение на площадке графика (периодичности) вывоза твердых коммунальных отходов;

<адрес>, а именно, обеспечить наличие на площадке водонепроницаемого покрытия, ограждения с трех сторон, наличие крыши, размещение на площадке информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки, наличие на контейнерах маркировки с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, размещение на площадке графика (периодичности) вывоза твердых коммунальных отходов;

<адрес> а именно, обеспечить наличие на площадке ограждения с трех сторон, наличие крыши, размещение на площадке информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки, наличие на контейнерах и бункере маркировки с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, размещение на площадке графика (периодичности) вывоза твердых коммунальных отходов (л.д. 2-9, 87-88, 99-100).

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города рассмотрена информация о ненадлежащем содержании контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов (далее по тексту – ТКО), расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> В ходе проведенного осмотра установлено, что контейнерные площадки для сбора ТКО не соответствуют требованиям п. 3.6, 8-10 раздела II СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Площадка для накопления ТКО, расположенная по адресу: <адрес>, в соответствии с Реестром мест (площадок) накопления ТКО на территории Златоустовского городского округа, утвержденным распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ , включена в Реестр за , с адресным ориентиром: <адрес>, согласно данных Реестра имеет асфальтовое покрытие, числится за собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. На площадке по указанному адресу находится шесть контейнеров для сбора мусора, оборудованных крышками. Крышки контейнеров открыты, что не исключает возможность попадания осадков в контейнеры. Площадка имеет ограждение с двух сторон. На площадке отсутствует информация об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки, график (периодичность) вывоза ТКО, на контейнерах отсутствует маркировка с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО.

Площадка для накопления ТКО, расположенная по адресу: <адрес>, в соответствии с Реестром мест (площадок) накопления ТКО на территории Златоустовского городского округа, утвержденным распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ , включена в Реестр за , с адресным ориентиром: <адрес>, согласно данных Реестра имеет бетонное покрытие, числится за собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. На площадке по указанному адресу отсутствует водонепроницаемое покрытие, установлено шесть контейнеров для сбора мусора, оборудованных крышками, имеется контейнер для сбора пластика. Ограждение площадки полностью отсутствует. На площадке отсутствует информация об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки, график (периодичность) вывоза ТКО, на контейнерах отсутствует маркировка с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО.

Площадка для накопления ТКО, расположенная по адресу: <адрес> в соответствии с Реестром мест (площадок) накопления ТКО на территории Златоустовского городского округа, утвержденным распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ , включена в Реестр за , с адресным ориентиром: <адрес>, согласно данных Реестра имеет асфальтовое покрытие, числится за собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. На площадке по указанному адресу установлено семь контейнеров для сбора мусора, оборудованных крышками. Крышки контейнеров открыты, что не исключает возможность попадания осадков в контейнеры. Площадка не имеет ограждения. На площадке отсутствует информация об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки, график (периодичность) вывоза ТКО, на контейнерах отсутствует маркировка с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО.

Управление вышеуказанными многоквартирными домами осуществляет ООО УК «ЗСС». ДД.ММ.ГГГГ управляющей компании внесено представление об устранении выявленных нарушений в области обращения с ТКО, представление рассмотрено. Поскольку бездействие ответчиков нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, прокурор г. Златоуста Челябинской области обратился в суд с настоящим иском.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное казенное учреждение Златоустовского городского округа «Управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее по тексту – МКУ ЗГО «УЖКХ») (л.д. 107).

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Златоуста Челябинской области Казакова Т.Б. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнения исковых требований.

Представитель ответчика ООО УК «ЗлатСитиСервис» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен (л.д. 112, 114).

В письменном отзыве на исковое заявление, направленном в адрес суда, представитель ответчика ООО УК «ЗлатСитиСервис» ФИО6 против удовлетворения исковых требований возражала. Указала, что бремя содержания мест (площадок) накопления ТКО, специальных площадок для складирования ТКО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки. Собственники помещений многоквартирных домов никогда не обращались в орган местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположены контейнерные площадки для сбора ТКО, не проводили межевание придомовой территории, решений общего собрания по указанному вопросу не принимали. В технической документации на указанные в исковом заявлении многоквартирные дома, за которыми администрацией ЗГО закреплены контейнерные площадки, в разделе «Данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» отсутствует информация о том, что спорные контейнерные площадки входят в состав общего имущества, либо создавались силами и средствами собственников помещений многоквартирных домов. Площадки для накопления ТКО созданы в границах земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. Собственниками помещений многоквартирных домов договоры на использование земельного участка или его части заключены не были. Разрешение на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, собственники помещений многоквартирных домов не получали. В контейнеры на спорных площадках собственники помещений многоквартирных домов ТКО не складируют, договор на вывоз ТКО заключен не был. Учитывая, что создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО возложено на органы местного самоуправления, в обязанности собственника земельного участка входит содержание мест (площадок) накопления ТКО, специальных площадок для складирования ТКО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, спорные площадки должна содержать администрация ЗГО (л.д. 40.1).

Представитель ответчика МКУ ЗГО «УЖКХ» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен (л.д. 110).

В направленном в адрес суда письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика МКУ ЗГО «УЖКХ» ФИО7 возражала против удовлетворения исковых требований, считая МКУ ЗГО «УЖКХ» ненадлежащим ответчиком по иску. Указала, что на основании решения Собрания депутатов ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ было создано МКУ «УЖКХ ЗГО», на которое в соответствии с пп. 6 п. 12 Положения о МКУ ЗГО «УЖКХ» возложена обязанность осуществлять организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Организация и содержание на обслуживаемой территории домовладения контейнерной площадки для сбора ТКО в рамках осуществления мероприятий по содержанию общего имущества многоквартирного дома относится к обязанностям соответствующей управляющей организации. Контейнерные площадки, предназначенные для обслуживания многоквартирных домов, фактически являются общим имуществом собственников расположенных в них жилых помещений и находятся в зоне ответственности управляющих компаний (л.д. 117-119).

Представитель ответчика администрации ЗГО в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен (л.д. 111).

В письменном отзыве на исковое заявление, направленном в адрес суда, представитель ответчика администрации ЗГО ФИО8 возражала против удовлетворения исковых требований. Указала, что оборудование и содержание контейнерной площадки и прилегающей территории являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. На управляющую компанию возложена обязанность обеспечить установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов, свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории. Таким образом, организация и содержание на обслуживаемой территории домовладения контейнерной площадки для сбора ТКО в рамках осуществления мероприятий по содержанию общего имущества многоквартирного дома относится к обязанностям соответствующей управляющей организации (л.д. 115-116).

Представитель третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» (далее по тексту – ООО «ЦКС») в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен (л.д. 120).

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора г. Златоуста Челябинской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (статья 1).

Статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п.1).

Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (п.2).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п.3).

Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №1039 от 31 августа 2018 года, установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

    Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее по тексту - СанПиН 2.1.3684-21).

    В соответствии с п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).

    Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО

На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО (п. 6 СанПиН 2.1.3684-21).

При накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку (п. 9 СанПиН 2.1.3684-21).

Контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки (п. 10 СанПиН 2.1.3684-21).

Согласно п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года №641» лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.

В соответствии с п. 13 Постановления Правительства Челябинской области от 27 июня 2017 года №307-П «О порядке накопления твердых коммунальных отходов, в том числе раздельного накопления, на территории Челябинской области» контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов, исключая крупногабаритные отходы, могут быть наземного или заглубленного типа. Контейнеры должны быть изготовлены из пластика или металла, иметь крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнерная площадка, на которой расположен контейнер, оборудована крышей (в этом случае контейнеры должны быть оборудованы колесиками). Контейнеры должны быть промаркированы с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, и графика (периодичности) вывоза твердых коммунальных отходов.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором г. Златоуста Челябинской области руководителю ООО УК «ЗлатСитиСервис» было внесено представление с требованием создать места (площадки) накопления ТКО для всех многоквартирных домов, находящихся в управлении, включить сведения о них в Реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Златоустовского городского округа (л.д. 24).

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «ЗлатСитиСервис» сообщило, что создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО возложено на органы местного самоуправления, в обязанности собственника земельного участка входит содержание мест (площадок) накопления ТКО, специальных площадок для складирования ТКО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в связи с этим, администрация ЗГО обязана вести актуальный реестр и создать контейнерные площадки (л.д. 25-26).

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе начальника Управления муниципальной милиции администрации ЗГО ФИО9, начальника Территориального отдела по району металлургического завода ФИО10, главного специалиста административной практики УМММ администрации ЗГО ФИО11 было проведено обследование мест (площадок) для сбора ТКО. В ходе обследования установлено, что:

площадка по адресу: <адрес>, не имеет ограждения с трех сторон, крыши, на площадке не обеспечено размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей, о собственнике площадки, наличие на контейнерах маркировки с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО (л.д. 13);

площадка по адресу: <адрес>, не имеет водонепроницаемого покрытия, ограждения с трех сторон, крыши, на площадке не обеспечено размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей, о собственнике площадки, наличие на контейнерах маркировки с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО (л.д. 16);

площадка по адресу: <адрес> (ранее по Реестру – <адрес>) не имеет ограждения с трех сторон, крыши, на площадке не обеспечено размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей, о собственнике площадки, наличие на контейнерах маркировки с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО (л.д. 19);

Установленные нарушения подтверждены фототаблицами (л.д. 14-15, 17-18, 20-22).Из материалов дела следует, что на основании распоряжения администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ в Реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории ЗГО, были включены:

площадка по адресу: <адрес>; площадь площадки - 25кв.м., покрытие – бетонное, собственник площадки – собственники помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> (номер в Реестре -116);

площадка по адресу: <адрес>; площадь площадки - 25кв.м., покрытие - асфальтированное, собственник площадки - собственники помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> (номер в Реестре – 128);

площадка по адресу: <адрес> <адрес> площадь площадки - 25кв.м., покрытие – отсутствует, собственник площадки – собственники помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> (номер в Реестре -142) (л.д. 10-11).

Распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в распоряжение администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Златоустовского городского округа», фактический адрес площадки за номером 142 в Реестре, указан: <адрес>, собственниками площадки – собственники помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> (л.д. 96-98).

Из материалов дела следует, что управление вышеуказанными многоквартирными домами осуществляет управляющая компания ООО УК «ЗлатСитиСервис» (л.д. 41-45, 46-50, 55-59).

По условиям договоров управления многоквартирными домами, управляющая компания обязалась по заданию собственников осуществлять управление многоквартирными домами; оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в том числе, осуществлять техническое обслуживание, санитарное содержание, текущий ремонт.

Перечень работ и (или) услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома включает в состав работ, подлежащих выполнению исполнителем, уборку территорий контейнерных площадок, очистку урн от мусора, вывоз мусора из контейнеров, дезинфекцию контейнеров (л.д. 45, 50, 59).

Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель ответчика ООО УК «ЗлатСитиСервис» сослался на то, что бремя содержания мест (площадок) накопления ТКО является обязанностью администрации ЗГО, поскольку земельные участки, на которых расположены спорные контейнерные площадки, не входят в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов. Возложение на управляющую компанию обязанности обеспечить наличие на площадках накопления ТКО водонепроницаемого покрытия, ограждения с трех сторон, крыши, размещение на площадках информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок, наличие на контейнерах маркировки с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО, будет являться незаконным, поскольку образует нецелевое использование денежных средств, также нарушает жилищные права граждан.

Представители ответчиков МКУ ЗГО «УЖКХ», администрации ЗГО в своих возражениях указали, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, находящихся возле многоквартирных домов, не являющихся муниципальной собственностью, законодателем возложена на управляющие организации.

Оценив доводы участников процесса, суд приходит к следующему.

Статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Из положений ст. 13.4 указанного закона следует, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1).

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 4).

В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №1039 от 31 августа 2018 года, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (п. 4 Правил).

Таким образом, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществление ведение их реестра возложено на органы местного самоуправления.

Вместе с тем, при определении лица, ответственного за обустройство и содержание контейнерных площадок, необходимо рассматривать вышеприведенные положения закона в совокупности с требованиями жилищного законодательства.

В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

В ч. 1.1 указанной статьи предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

При этом состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ).

Частью 2.3 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290 (далее по тексту – Перечень № 290).

В пункте 26 (1) Перечня № 290 указано, что в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

В силу подп. «д(2)» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491 (далее по тексту – Правила № 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года №170 определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.

В частности, в соответствии с подп. 3.7.1 указанных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.

Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7 - 10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону (подп. 3.7.4 Правил).

Исходя из системного толкования вышеуказанных норм, руководствуясь положениями ст. ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года №290, суд приходит к выводу о том, что именно на управляющей организации, в данном случае ООО УК «ЗлатСитиСервис», лежит обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

При этом, не имеет правового значения то, что в договоре управления эта обязанность прямо не предусмотрена, поскольку она лежит на управляющих компаниях в силу норм жилищного законодательства.

ООО УК «ЗлатСитиСервис» осуществляет функции управления в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес>, следовательно, в силу п. 2.2 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, подп. «в» п. 40 и п. 42 Правил № 491, отвечает за надлежащее содержание общего имущества названных многоквартирных домов, а последнее включает в себя организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

В п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354, дано понятие «коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

В этом же пункте установлено, что к коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу жилищного законодательства ООО УК «ЗлатСитиСервис», заключив договоры управления многоквартирными домами, обязалось надлежащим образом оказывать все виды коммунальных услуг.

Доводы ООО УК «ЗлатСитиСервис» о том, что спорные площадки накопления ТКО расположены за пределами границ земельного участка под многоквартирным жилым домом правового значения для разрешения возникшего между сторонами спора по существу не имеют и основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, предъявленных к управляющей компании, не являются.

Расположение контейнерной площадки на земле, находящейся в муниципальной собственности, то есть за пределами придомовой территории многоквартирного дома, не исключает несение управляющей компанией обязанности по её содержанию, поскольку законом исполнение таковой связано с использованием объекта, вне зависимости от места его нахождения, поскольку данный вид работ обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Утверждения представителя ООО УК «ЗлатСитСервис» о том, что собственники вышеуказанных многоквартирных домов складирование ТКО на спорных площадках не осуществляют, обоснованными судом признаны быть не могут.

По информации, предоставленной ООО «ЦКС», услуги по вывозу ТКО с площадок, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>, предоставляются ежедневно (л.д. 71).

На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать ООО УК «ЗлатСитСервис» привести в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилами благоустройства Златоустовского городского округа <адрес> площадки для накопления ТКО, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> путем проведения мероприятий, указанных в исковом заявлении.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым установить срок для исполнения ответчиком возложенной на него обязанности – в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая указанный срок разумным и достаточным для исполнения.

В удовлетворении требований к администрации ЗГО, МКУ ЗГО «УЖКХ» суд полагает необходимым прокурору г.Златоуста Челябинской области отказать.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ООО УК «ЗлатСитиСервис» подлежит взысканию в доход бюджета Златоустовского городского округа государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой прокурор г. Златоуста Челябинской области при подаче иска был освобожден.

Руководствуясь статьями 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора города Златоуста Челябинской области, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «ЗлатСитиСервис» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилами благоустройства Златоустовского городского округа Челябинской области площадки для накопления твердых коммунальных отходов

по адресу: <адрес>, в отношении которой обеспечить наличие на площадке ограждения с трех сторон, наличие крыши, размещение на площадке информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки, наличие на контейнерах маркировки с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, размещение на площадке графика (периодичности) вывоза твердых коммунальных отходов;

по адресу: <адрес>, в отношении которой обеспечить наличие на площадке водонепроницаемого покрытия, ограждения с трех сторон, наличие крыши, размещение на площадке информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки, наличие на контейнерах маркировки с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, размещение на площадке графика (периодичности) вывоза твердых коммунальных отходов;

по адресу: <адрес> в отношении которой обеспечить наличие на площадке ограждения с трех сторон, наличие крыши, размещение на площадке информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки, наличие на контейнерах и бункере маркировки с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, размещение на площадке графика (периодичности) вывоза твердых коммунальных отходов.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЗлатСитиСервис» в доход бюджета Златоустовского городского округа государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

В удовлетворении исковых требований к администрации Златоустовского городского округа, Муниципальному казенному учреждению Златоустовского городского округа «Управление жилищно-коммунального хозяйства» прокурору города Златоуста Челябинской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Златоустовский городской суд Челябинской области.

Председательствующий Ю.С.Шевякова

    Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-104/2023 (2-2855/2022;) ~ М-2675/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор г. Златоуста в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц
Ответчики
ООО Управляющая компания "ЗлатСитиСервис"
Администрация ЗГО
МКУ "ЗГО УЖКХ"
Другие
ООО "Центр коммунального сервиса"
Суд
Златоустовский городской суд Челябинской области
Судья
Шевякова Юлия Сергеевна
Дело на сайте суда
zlatoust--chel.sudrf.ru
29.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.08.2022Передача материалов судье
05.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.09.2022Предварительное судебное заседание
06.10.2022Судебное заседание
25.10.2022Судебное заседание
15.11.2022Судебное заседание
30.11.2022Судебное заседание
13.01.2023Судебное заседание
30.01.2023Судебное заседание
03.02.2023Судебное заседание
17.02.2023Судебное заседание
27.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
07.03.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
18.03.2024Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
19.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее