РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 января 2020 года г.Губкин Белгородской области.
Губкинский городской суд Белгородской области в составе:
судьи Бобровникова Д.П.
при секретаре Кривошеевой А.А.
с участием:
истицы Сафоновой Л.В.,
представителя ответчика Камышниковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафоновой Людмилы Владимировны к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Губкине и Губкинском районе Белгородской области о защите пенсионных прав,
установил:
12.11.2019 Сафонова Л.В. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Губкине и Губкинском районе Белгородской области (далее УПФР) с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности более 30 лет.
Решением УПФР от 09.12.2019 в удовлетворении заявления было отказано. Специальный стаж на дату обращения исчислен 29 лет 6 месяцев 28 дней, исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
В исковом заявлении Сафонова Л.В. с учетом заявлений в порядке ст.39 ГПК РФ (л.д.<данные изъяты>) просила:
обязать УПФР включить в специальный стаж медицинской деятельности периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ;
установить продолжительность специального стажа 30 лет по состоянию на 12.11.2019 и обязать УПФР исчислять срок для установления досрочной страховой пенсии по старости с учетом 6-месячной льготы с 12.11.2019.
В судебном заседании истица Сафонова Л.В. требования поддержала.
Представитель ответчика Камышникова М.В. просила отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на обстоятельства, приведенные в решении УПФР от 09.12.2019.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп.20 п.1 ст.30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 13,8 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации в соответствии с п.2 ст. 30 вышеуказанного Закона.
В соответствии с п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 №781 (долее – Правила №781), в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пунктом 6 Правил №781 определено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке:
в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Списком профессий предусмотрена должность медицинской сестры.
Истицей предоставлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие неправомерность исключения ответчиком спорных периодов из ее специального стажа в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения (медицинской деятельности).
Из трудовой книжки (л.д.<данные изъяты>), справки, уточняющей характер работы, выданной ОГБУЗ «Губкинская ЦРБ» (л.д<данные изъяты>), следует что ФИО1 (до брака <данные изъяты>) Л.В. с 01.08.1986 по 16.05.1989 работала медицинской сестрой в стоматологической поликлинике, а с 21.10.1989 по настоящее время работает медицинской сестрой ОГБУЗ «Губкинская ЦРБ».
С заявлением о назначении досрочной пенсии по старости истица обратилась в УПФР 12.11.2019 (л.д<данные изъяты>).
Ответчик, отказывая решением от 09.12.2019 (л.д.<данные изъяты> во включении в специальный стаж истицы периодов пребывания на курсах повышения квалификации, сослался на положения пунктов 4-5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516 (далее – Правила №516), указывая, что названными пунктами Правил не предусмотрено включение в страховой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
Между тем, такой вывод ответчика суд находит неправомерным.
Согласно п.5 Правил №516, периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Статьей 187 ТК РФ установлено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Сохранение заработка является условием для уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.73 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.4 Порядка совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, утвержденного приказом Минздрава России от 03.08.2012 №66н, повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка работников проводятся главным образом с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.
Необходимость прохождения работниками повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки устанавливается работодателем.
Профессиональная переподготовка проводится в обязательном порядке для работников, планирующих выполнение нового вида медицинской или фармацевтической деятельности.
Повышение квалификации работников проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности.
Исходя из указанных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи, с чем они подлежат включению в специальных стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
На курсы повышения квалификации истица была направлена работодателем, так как это вызвано необходимостью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации, что подтверждается как справкой, уточняющей характер работы, так и приказами работодателя (л.д.<данные изъяты>).
Повышение квалификации входило в трудовые обязанности Сафоновой Л.В. (ст.196 ТК РФ). Периоды обучения указаны в соответствующих свидетельствах и удостоверении (л.д.<данные изъяты>).
Следовательно, поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Таким образом, спорные периоды пребывания, обучения истицы Сафоновой Л.В. на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в календарном исчислении.
В соответствии с расчетом, представленным самим ответчиком, при условии включения спорных период в специальный стаж (л.д.<данные изъяты>), Сафонова Л.В. на 12.11.2019 обладает специальным стажем, равным 30 годам.
Частью 1.1 ст. Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 – 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Приложением 7 к этому Закону определено, что при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году срок назначения страховой пенсии наступает не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
При этом в силу ч.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ №О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, право на досрочную страховую пенсию у лица, осуществлявшего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от его возраста, если соответствующий стаж достигнут в период с 01.01.2019 по 31.12.2020, возникает не ранее чем по истечении 6 месяцев со дня достижения 30-летнего специального стажа.
Это законоположение обязательно для УПФР, поэтому не требует принятия судом решения в части порядка и срока исчисления им 6-месячного льготного срока при назначении пенсии.
Расходы по уплате истицей государственной пошлины в сумме 300 руб. и ее почтовые расходы по направлению искового заявления ответчику 56 руб. в соответствии со ст.98 ГПК РФ, подлежат возмещению ответчиком.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
иск Сафоновой Людмилы Владимировны к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Губкине и Губкинском районе Белгородской области удовлетворить.
Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Губкине и Губкинском районе Белгородской области включить в специальный стаж Сафоновой Людмилы Владимировны в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, с установлением даты ДД.ММ.ГГГГ достижения Сафоновой Людмилой Владимировной необходимого специального стажа 30 лет для целей назначения ей досрочной страховой пенсии по старости.
Взыскать с государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Губкине и Губкинском районе Белгородской области в пользу Сафоновой Людмилы Владимировны расходы по уплате государственной пошлины 300 рублей и в возмещение почтовых расходов 56 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Губкинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Д.П. Бобровников
.