Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-232/2022 ~ М-243/2022 от 30.05.2022

11RS0012-01-2022-000424-49 Дело № 2а-232/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Можеговой Т.В.

при секретаре Кныш Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

29 июня 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Чукилевой В.А. к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения Прилузского района» об отмене решения, обязании устранить нарушения требований законодательства о занятости населения, взыскании судебных расходов,

установил:

Чукилева В.А. обратился в суд с административным иском к ГУ РК «ЦЗН Прилузского района» об отмене решения, обязании устранить нарушения требований законодательства о занятости населения, взыскании судебных расходов. В обоснование иска указывает, что приказом ГУ РК «ЦЗН Прилузского района» от 23.03.2022 признана безработной и назначено пособие по безработице в минимальной величине. С данным приказом была не согласна, обратилась за перерасчетом, поскольку в течение всего периода, приходящегося на 3-хмесячный срок, предшествующий календарному кварталу перед месяцем подачи заявления, находилась в отпуске по уходу за ребенком, однако ответом от 12.05.2022 в перерасчете было отказано, в связи с чем вынуждена обратиться в суд с настоящим административным иском.

Определением суда от 15.06.2022 суд перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.

В судебном заседании не присутствует, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика, действующая на основании приказа и Устава, иск не признала, поддержав письменный отзыв, из которого следует, что Чукилева В.А. обратилась в ЦЗН с целью содействия в поиске подходящей работы 14.03.2022 и была признана безработной с назначением пособия в минимальном размере в соответствии с п. 1 ст. 34 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1-ФЗ, поскольку из сведений ОПФР следует, что за полгода, предшествовавшего обращению Чукилевой В.А. в Службу занятости, она не получала оплату за трудовую деятельность, ее не осуществляла и не имела активного стажа 26 недель, при этом с доходов истца страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не производились. Указание в Карточке персонального учета гражданина на количество трудовых недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, в количестве 51 недели 6 дней не подтверждается сведениями Пенсионного фонда.

Суд считает возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке лиц.

Заслушав правовую позицию ответчика, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что в период с 01.06.2020 по 11.03.2022 Чукилева В.А. проходила службу в должности судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Прилузскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (копия трудовой книжки, выписка из приказа от 10.03.2022

На основании Приказа от 23.03.2022 Чукилева В.А. признана безработной и ей назначено пособие в соответствии со ст.ст. 30, 31, 33, 34, 34.1, 34.2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 19.11.2021) «О занятости населения в Российской Федерации» с 14 марта 2022; установлен период выплаты пособия по безработице 3 месяца с 14.03.2022 по 13.06.2022; установлены размеры и сроки выплаты пособия по безработице: в размере минимальной величины пособия (1500,00 руб.) увеличить на размер районного коэффициента – 20% 1800,00 руб. с 14.03.2022 по 13.06.2022.

15.04.2022 Чукилева В.А. обратилась в ГУ РК «ЦЗН Прилузского района» с заявлением о производстве перерасчета размера пособия по безработице, при этом представила справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), согласно которой заработок за последние три месяца составил 51 886 рублей 95 копеек. Расчет заработка был произведен на основании Порядка исчисления среднего заработка для определения пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.09.2021 № 1552 «Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)».

В тоже время письмом от 12.05.2022 истцу отказано в перерасчете со ссылкой на Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 19.11.2021) «О занятости населения в Российской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации.

Не согласившись с вышеназванным отказом, истец обратилась в суд с настоящим иском, указав, что в течение 12 месяцев до увольнения она находилась в отпуске по уходу за ребенком, о чем предоставила соответствующую справку.

Проверяя обоснованность заявленных требований, судом установлено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

П. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В соответствии со ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 19.11.2021) «О занятости населения в Российской Федерации».

В силу п. 1 ст. 30 вышеназванного Закона пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

В тоже время п. 2 ст. 30 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 определено, что пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), за исключением граждан, указанных в пункте 1 статьи 34.1 настоящего Закона, гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, или не менее 26 недель до увольнения в связи с призывом на военную службу, гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.

Пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), за исключением граждан, указанных в пункте 1 статьи 34.1 настоящего Закона, гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, а также гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, или не менее 26 недель до увольнения в связи с призывом на военную службу, предшествовавших началу безработицы, начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено настоящим Законом (ст. 34 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1).

Для граждан, признанных в установленном порядке безработными, за исключением граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», минимальную величину пособия по безработице в размере 1500 рублей (Постановление Правительства РФ от 15.11.2021 № 1940 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2022 год».

В соответствии с п. 19 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 № 1909 ЦЗН запрашивает сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, по перечню согласно приложению, в том числе путем направления межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Зарегистрированные граждане вправе по собственной инициативе предоставить в центр занятости населения документы, подтверждающие указанные сведения.

В силу ч. 1 ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), что предусмотрено ст. 129 ТК РФ.

Согласно ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами. По заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность). Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).

В свою очередь ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет; право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.

Таким образом, суд приходит к выводу, что получение пособия по уходу за ребенком не является заработной платой в понимании Трудового кодекса Российской Федерации.

По информации Пенсионного Фонда Российской Федерации, представленной в ГУ РК «ЦЗН Прилузского района», представленной в виде электронного документооборота, следует, что с 11.02.2021 по 11.02.2022 по сведениям о периодах, за которые работодатель уплачивал страховые взносы, нет данных.

Согласно ответа ОПФР по Республике Коми от 22.06.2022 в региональной базе данных в отношении Чукилевой В.А. за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 нет сведений, составляющих пенсионные права.

Сведения о доходах физического лица Чукилевой В.А. за 2021 г. в налоговый орган не представлены, что подтверждается ответом МИФНС № 1 по Республике Коми от 21.06.2022 @.

При этом по информации УФССП по Республике Коми Чукилева В.А. проходила службу в органах принудительного исполнения РФ в период с 01.06.2020 по 11.03.2022, что подтверждается выписками из приказов от 20.05.2020 -лс и от 10.03.2022 -лс.

В свою очередь на основании приказа от 10.06.2020 -к Чукилевой В.А. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с 01.06.2020 по 04.03.2022, при этом из справок о заработной плате не следует, что истцу за спорный период начислялась заработная плата.

По сведениям Регионального отделения ФСС РФ по Республике Коми в течение 2021-2022 гг. Чукилевой В.А. не выплачивалось пособие по уходу за ребенком.

Представитель ответчика не оспаривает правильность производства расчета среднего заработка из расчета размера пособия в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.09.2021 № 1552 «Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)», в тоже время указывает, что данное Правило никак не регулирует расчет среднемесячной заработной платы при обращении в службу занятости и никак не подтверждает наличие или отсутствие стажа 26 недель.

Суд соглашается с доводами ответчика, признавая их верными.

В тоже время суд исходит из ошибочного толкования истцом норм материального права, в связи с чем не находит правовых оснований к удовлетворению исковых требований, поскольку в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено допустимых и достоверных доказательств исполнения трудовых обязанностей в течение 12 месяцев, предшествующих увольнению, в количестве 26 недель.

Поскольку истицу отказано в удовлетворении искового заявления, оснований к удовлетворению требования о взыскании судебных расходов в виде госпошлины суд также не находит.

Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Чукилевой В.А. к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения Прилузского района» об отмене решения, обязании устранить нарушения требований законодательства о занятости населения, взыскании судебных расходов - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Председательствующий Т.В. Можегова

Мотивированное решение изготовлено 29 июня 2022 года.

2-232/2022 ~ М-243/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чукилева Виктория Андреевна
Ответчики
ГУ РК "ЦЗН Прилузского района"
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Судья
Можегова Т.В.
Дело на странице суда
priluz--komi.sudrf.ru
30.05.2022Регистрация административного искового заявления
30.05.2022Передача материалов судье
30.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
30.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2022Судебное заседание
15.06.2022[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
29.06.2022Судебное заседание
29.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2022Дело оформлено
30.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее