УИД 77RS0002-02-2022-004767-12
Дело № 2-3141/2022 13 октября 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Пановой А.В.
при помощнике Юхниной К.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Великолукского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «<данные изъяты>» об обязании установить в помещениях зданий железнодорожного вокзала на станции Локня автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах,
у с т а н о в и л:
Великолукский транспортный прокурор обратился в Басманный районный суд города Москвы с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «<данные изъяты>» об обязании в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить в помещениях зданий железнодорожного вокзала на станции Локня автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что Великолукской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите прав пассажиров на железнодорожном вокзале Локня производственного участка пассажирских обустройств № (Новосокольники) Санкт-Петербург –Витебского регионального участка пассажирских обустройств Октябрьской дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «<данные изъяты>», в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства о защите прав пассажиров, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, выразившиеся в отсутствии в помещениях зданий железнодорожного вокзала на станции Локня автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Отсутствие автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах нарушает требования действующего федерального законодательства, права пассажиров на качественное обслуживание на железнодорожном вокзале и на беспрепятственное пользование транспортными услугами. Прокурор просил обязать ОАО «<данные изъяты>» установить в помещениях зданий железнодорожного вокзала на станции Локня автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением Басманного районного суда г. Москвы от 15.06.2022 данное гражданское дело было передано на рассмотрение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга.
Представитель истца ФИО в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности ФИО в судебное заседание явился, исковые требования не признал, представил письменные возражения, в соответствии с которыми требования прокурора не подлежат удовлетворению поскольку требования пожарной безопасности, на которые ссылается прокурор применяются при строительстве, проектирование новых зданий, к ранее возведенным здания подлежат применению в случае, если дальнейшая эксплуатация приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, не представлено доказательств существования угрозы пожара при дальнейшей эксплуатации станции, свод правил на который ссылается прокурор не включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил являющихся обязательными, заявленный прокурором срок оборудования автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения при пожарах является неисполнимым, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Великолукской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите прав пассажиров на железнодорожном вокзале Локня производственного участка пассажирских обустройств № (Новосокольники) Санкт-Петербург –Витебского регионального участка пассажирских обустройств Октябрьской дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «<данные изъяты>», в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства о защите прав пассажиров, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, выразившиеся в отсутствии в помещениях зданий железнодорожного вокзала на станции Локня автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с данным иском в защиту неопределенного круга лиц, поскольку нарушение ответчиком закона создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга людей.
Согласно статье 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей главе - вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.
Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. При этом под обязательными требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Пунктом 54 Правила противопожарного режима в Российской Федерации установлено, что руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона; стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Частью 3 статьи 52 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечивается путем устройства систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска.
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» утвержден и введен в действие СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности.
В соответствии с разделом 7 Свода правил СП 3.13130.2009 здания (сооружения) должны оснащаться системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах соответствующего типа в соответствии с таблицей 2. Допускается использование более высокого типа системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах для зданий (сооружений) при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.
Из пункта 10 Таблицы 2 раздела 7 Свода правил СП 3.13130.2009 следует, что вокзалы относятся к 3 типу системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах.
Как установлено судом и подтверждается материалами проверки, в помещениях зданий железнодорожного вокзала на станции Локня отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах.
Поскольку действующим законодательством предусмотрена обязанность по оборудованию вокзалов автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах, а ответчиком в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено допустимых доказательств, подтверждающих оборудование помещений зданий железнодорожного вокзала на станции Локня таковой, суд полагает возможным исковые требования прокурора удовлетворить.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что для исполнения решения суда ответчику необходимо произвести определенные действия по выделению денежных средств в рамках инвестиционной программы, выполнению проектно-изыскательских работ, а также принимая во внимание необходимость выполнения строительно-монтажных работ в железнодорожном вокзале станции Локня, суд полагает, что для исполнения решения суда ответчику потребуется время не менее 18 месяцев.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает необходимым взыскать с ОАО «<данные изъяты>» государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден на основании пп. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статье 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Исковые требования Великолукского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать ОАО «<данные изъяты>» установить в помещениях зданий железнодорожного вокзала на станции Локня автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в течение 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с ОАО «<данные изъяты>» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья
Решение в окончательной форме принято 28 октября 2022 года
На №______________от______________ |
Великолукский транспортный прокурор 182107, Псковская область, г.Великие Луки, пр.Гагарина, д. 61 ОАО «<данные изъяты>» <адрес> |
Направляю копию решения суда от 13 октября 2022 года по делу №2-3141/2022.
Приложение: указанное на 5 листах в каждый адрес.
Судья А.В.Панова