УИД № 16RS0024-01-2023-000946-66
Дело №2-825/2023
Учет №2.171
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 сентября 2023 года г. Нурлат
Нурлатский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Бурганова Р.Р.,
при секретаре судебного заседания Маланьиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в лице Нурлатского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан к индивидуальному предпринимателю Дементьевой Екатерине Юрьевне о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга потребителей и возложении обязанности прекратить нарушение обязательных требований,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ в лице Нурлатского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ обратилось в суд с исковым заявлением к ИП Дементьевой Е.Ю. о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга потребителей и возложении обязанности прекратить нарушение обязательных требований.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ года в ТО Управления Роспотребнадзора по РТ в Нурлатском, Аксубаевском, Алькеевском, Черемшанском районах проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru. В ходе наблюдения установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года в 12.54 часов ИП Дементьевой Е.А. в <адрес> осуществлен вывод из оборота туалетной воды (Одеколон «Для мужчин» код товара №) с кодом идентификации №, чек на реализацию №. Товар с указанным кодом маркировки повторно выведен из оборота путем розничной продажи ДД.ММ.ГГГГ года в 15.54 часа ИП Дементьевой Е.Ю., чек на реализацию № Таким образом, ответчик допустил повторное формирование (генерацию) кода маркировки при маркировке товара. Вышеуказанные факты нарушают пункты 66, 66.1 Правил №1957. В связи с нарушением обязательных требований Управлением Роспотребнадзора по РТ Дементьевой Е.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, предусмотренных пунктами 66, 66.1 Правил №1957. ДД.ММ.ГГГГ года предостережение № размещено в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, также 16 июня 2023 года данное предостережение направлено по средствам почтовой связи ответчику, от которого возражения не поступили. В связи с тем, что средство идентификации уникально для каждой единицы товара, повторная реализация товара возможна только в случае возврата товара в оборот по причине его возврата потребителем с внесением соответствующей информации в ГИС МТ «Честный знак». Фактически, в действиях ИП Дементьевой Е.Ю. ГИС МТ «Честный знак» выявлены повторные отклонения. Так, в ДД.ММ.ГГГГ системой было зафиксировано 4 отклонения, за период ДД.ММ.ГГГГ 16 отклонений, в свою очередь осуществляется розничная реализация маркированных товаров не являясь участником незарегистрированного в товарной группе, к которой относится товар (ненадлежащий статус), что свидетельствует о нежелании хозяйствующим субъектом добровольно устранять нарушения. Все отклонения, фиксируемые ГИС МТ «Честный знак», указывают на повторную продажу одного и того же товара с одним и тем же кодом идентификации без возврата товара в оборот, что может свидетельствовать как о нарушении Правил №1957, выразившемся в невнесении информации о возврат товара, так и о неоднократном копировании кодов идентификации, то есть реализации немаркированного товара, что также является нарушением действующего законодательства. Действия ответчика образуют состав административного правонарушения. Вместе с тем, в настоящее время в силу Постановления Правительства РФ проведение проверочных мероприятий, а также привлечение контролируемых лиц к административной ответственности в рамках контроля (надзора) в области защиты прав потребителей в 2023 году запрещено.
Просит признать действия ответчика, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: действия по повторной продаже товаров без их возврата в оборот противоправными в отношении неопределенного круга потребителей; возложить на ответчика обязанность прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно не допускать повторную реализацию товара, ранее выведенного из оборота без его возврата в оборот; обязать ответчика в десятидневный срок с момента принятия судом решения об удовлетворении настоящего иска довести его до сведения потребителей через средства массовой информации.
Представитель истца - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ в лице Нурлатского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ Абзалова А.Ф. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Ответчик – ИП Дементьева Е.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Дементьевой Е.Ю. – Дементьева Н.Н. в судебном заседании исковые требования признала. В удовлетоврении исковых требований не возражала.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Пунктом 1 статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 2, 3 указанной статьи, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе, наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг).
Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
В целях обеспечения законного оборота товаров, защиты прав потребителей и предупреждения действий, вводящих их в заблуждение, охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, охраны окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, выполнения международных обязательств Российской Федерации и (или) обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительством Российской Федерации может быть установлена обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации (пункт 7 статьи 8
Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Во исполнение указанной нормы Правительством РФ издано Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 года №792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», а также утверждены Правила №1957.
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2019 года №1957 установлено, что на территории Российской Федерации ввод в оборот парфюмерной продукции без нанесения на нее средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке парфюмерной продукции средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота парфюмерной продукции, не маркированной средствами идентификации, допускаются до 1 октября 2020 г., за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е", ж" и "з" пункта 2 настоящего постановления.
Пунктом 15 Правил №1957 установлено, что участники оборота товаров несут ответственность за достоверность представляемых в информационную систему мониторинга сведений с 1 апреля 2021 г.
Согласно пункту 66 Правил №1957, Участники оборота парфюмерной продукции, осуществляющие продажу парфюмерной продукции с применением контрольно-кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга информацию об обороте парфюмерной продукции, если операция осуществляется между участниками оборота парфюмерной продукции, зарегистрированными в информационной системе мониторинга, или о выводе из оборота парфюмерной продукции с использованием контрольно-кассовой техники, за исключением участников оборота парфюмерной продукции, которые вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Участники оборота парфюмерной продукции, осуществляющие продажу маркированной парфюмерной продукции и операцию корректировки первично поданной информации о выводе из оборота парфюмерной продукции посредством контрольно-кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга информацию о корректировке вывода из оборота парфюмерной продукции посредством контрольно-кассовой техники. Корректировка первично поданной информации возможна только в отношении цены товара за единицу с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, стоимости товара с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, ставки налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость товара (пункт 66.1 Правил №1957).
В силу пункта 73 вышеуказанных Правил, При выводе парфюмерной продукции из оборота путем ее продажи по образцам или дистанционным способом продажи участник оборота парфюмерной продукции при отгрузке парфюмерной продукции со склада хранения для доставки потребителю до даты фактической доставки парфюмерной продукции потребителю вносит в информационную систему мониторинга следующие сведения:
идентификационный номер налогоплательщика участника оборота парфюмерной продукции, осуществляющего вывод парфюмерной продукции из оборота;
причина вывода парфюмерной продукции из оборота (продажа парфюмерной продукции по образцам, дистанционный способ продажи парфюмерной продукции);
наименование, дата и номер первичного документа о выбытии парфюмерной продукции из оборота;
коды идентификации или коды идентификации наборов товаров;
стоимость выводимой из оборота парфюмерной продукции (по данным учета участника оборота парфюмерной продукции).
В случае возврата на склад хранения парфюмерной продукции, ранее выведенной из оборота путем продажи по образцам или дистанционного способа продажи, участник оборота парфюмерной продукции вносит соответствующие сведения в информационную систему мониторинга и осуществляет перемаркировку парфюмерной продукции, если такая перемаркировка требуется в соответствии с настоящими Правилами, до предложения этой парфюмерной продукции для реализации (продажи), в том числе до ее выставления в месте реализации (продажи), демонстрации ее образцов (за исключением предоставления сведений о них при продаже товаров дистанционным способом). При возврате парфюмерной продукции с неповрежденным средством идентификации парфюмерная продукция повторно не маркируется, а в информационную систему мониторинга вносятся следующие сведения:
идентификационный номер налогоплательщика участника оборота парфюмерной продукции, принимающего парфюмерную продукцию;
код идентификации или код идентификации набора товаров;
реквизиты документов, подтверждающих возврат маркированных товаров, если товары были оплачены потребителем;
вид документа, подтверждающего соответствие товара требованиям технических регламентов (сертификат соответствия или декларация о соответствии), номер и дата документа, если срок действия документа, подтверждающего соответствие товара, который был указан ранее, истек (при наличии).
При возврате парфюмерной продукции и при необходимости ее перемаркировки участник оборота парфюмерной продукции вносит в информационную систему мониторинга следующие сведения:
идентификационный номер налогоплательщика участника оборота парфюмерной продукции, принимающего товары;
новый код идентификации, новый код идентификации набора товаров;
реквизиты документов, подтверждающих возврат маркированных товаров, если товары были оплачены потребителем;
вид документа, подтверждающего соответствие товара требованиям технических регламентов (сертификат соответствия или декларация о соответствии), номер и дата документа, если срок действия документа, подтверждающего соответствие товара, который был указан ранее, истек (при наличии).
Согласно пункту 77 Правил №1956, При возврате парфюмерной продукции потребителем с неповрежденным средством идентификации парфюмерная продукция не подлежит перемаркировке, а в информационную систему мониторинга участником оборота парфюмерной продукции вносятся следующие сведения:
идентификационный номер налогоплательщика участника оборота парфюмерной продукции, принимающего парфюмерную продукцию;
код идентификации, или код идентификации набора товаров;
реквизиты документов, подтверждающих возврат маркированной парфюмерной продукции.
При возврате парфюмерной продукции потребителем с поврежденным средством идентификации либо без средства идентификации (возможность идентификации парфюмерной продукции отсутствует) участник оборота парфюмерной продукции осуществляет перемаркировку парфюмерной продукции в соответствии с пунктом 75 настоящих Правил до предложения ее для реализации (продажи), в том числе до ее выставления в месте реализации (продажи), демонстрации ее образцов или предоставления сведений о ней в месте реализации (продажи) и вносит в информационную систему мониторинга следующие сведения:
идентификационный номер налогоплательщика участника оборота парфюмерной продукции, принимающего парфюмерную продукцию;
новый код идентификации или код идентификации набора товаров;
реквизиты документов, подтверждающих возврат маркированной парфюмерной продукции.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ №336 от 10 марта 2022 года "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" проведение проверочных мероприятий, а также привлечение контролируемых лиц к административной ответственности в рамках контроля (надзора) в сфере защиты прав потребителей в 2023 году запрещено.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года в ТО Управления Роспотребнадзора по РТ в Нурлатском, Аксубаевском, Алькеевском, Черемшанском районах проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru.
В ходе наблюдения установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года в 12.54 часов ИП Дементьевой Е.А. в <адрес> осуществлен вывод из оборота туалетной воды (Одеколон «Для мужчин» код товара № с кодом идентификации №, чек на реализацию № Товар с указанным кодом маркировки повторно выведен из оборота путем розничной продажи ДД.ММ.ГГГГ года в 15.54 часа ИП Дементьевой Е.Ю., чек на реализацию №.
Таким образом, ответчик допустил повторное формирование (генерацию) кода маркировки при маркировке товара.
Управлением Роспотребнадзора по РТ Дементьевой Е.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, предусмотренных пунктами 66, 66.1 Правил №1957. ДД.ММ.ГГГГ года предостережение № размещено в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, также ДД.ММ.ГГГГ года данное предостережение направлено по средствам почтовой связи ответчику, от которого возражения не поступили.
Также установлено, что действиях ответчика ГИС МТ «Честный знак» систематически выявляет отклонения. Так, в ДД.ММ.ГГГГ года системой было зафиксировано 4 отклонения, за период ДД.ММ.ГГГГ 16 отклонений, в свою очередь осуществляется розничная реализация маркированных товаров не являясь участником незарегистрированного в товарной группе, к которой относится товар (ненадлежащий статус).
Вышеуказанные факты нарушают пункты 66, 66.1 Правил №1957 маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации.
Действия ответчика образуют состав административного правонарушения. Вместе с тем, в настоящее время в силу Постановления Правительства РФ проведение проверочных мероприятий, а также привлечение контролируемых лиц к административной ответственности в рамках контроля (надзора) в области защиты прав потребителей в 2023 году запрещено.
Таким образом, изложенные истцом в исковом заявлении нарушения прав потребителей, допущенные ответчиком нарушения нормативно-правового законодательства Российской Федерации нашли свое подтверждение в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований в отношении ИП Дементьевой Е.Ю. и рассмотрения гражданского дела.
Вышеуказанные обстоятельства нарушают права неопределенного круга лиц потребителей на получение необходимой информации о товаре, лишают возможности проверить сведения о товаре, его легальности и качестве покупки.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ в лице Нурлатского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ к ИП Дементьевой Е.Ю. о признании действий противоправными и обязании их прекращении подлежащими удовлетворению.
В силу абзаца второго статьи 46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении иска органа государственного надзора о прекращении противоправных действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда
Соответствующие разъяснения приведены в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".
С учетом указанных положений и установленных обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что на ответчика необходимо возложить обязанность довести до сведения потребителей содержание принятого решения через средства массовой информации, в десятидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в лице Нурлатского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан к индивидуальному предпринимателю Дементьевой Е.Ю. (№) о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга потребителей и возложении обязанности прекратить нарушение обязательных требований удовлетворить.
Признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия индивидуального предпринимателя Дементьевой Е.Ю., выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно, действия по повторной продаже товаров без их возврата в оборот, и возложить на индивидуального предпринимателя Дементьеву Екатерину Юрьевну обязанность прекратить указанные противоправные действия.
Взыскать с Дементьевой Е.Ю. в доход местного бюджета 600 рублей государственной пошлины.
Обязать индивидуального предпринимателя Дементьеву Е.Ю. в десятидневный срок с дня вступления решения в законную силу опубликовать решение суда в средствах массовой информации
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нурлатский районный суд Республики Татарстан.
Судья: Р.Р. Бурганов
Мотивированное решение составлено 05 октября 2023 года.