Дело № 2-91/2024 (2-3496/2023)
11RS0005-01-2023-003098-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Изъюрова С.М., при секретаре судебного заседания Писаревой М.А., с участием (до перерыва) представителей Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Долговой Т.В., Шучалина М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 13 марта 2024 года гражданское дело по иску Киренкова И.Б. к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России, ГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России и Бюро № 12 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России об отмене решений медико-социальных экспертиз, обязании направить на медико-социальную экспертизу, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Киренков И.Б. обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11» Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ГБУ ФБ МСЭ Минтруда России), Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России), Бюро № 12 – филиалу Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Бюро № 12 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России) о признании недействительными и отмене решений, возложении обязанности направления истца на врачебную комиссию (далее - ВК) в новом составе врачей узкой специализации с последующей подачей на медико-социальную экспертизу (далее - МСЭ) для освидетельствования на наличие инвалидности; взыскании компенсации морального вреда в размере 200000 руб., в обоснование требований указав, что отбывает наказание в виде лишения свободы, имеет ряд тяжких и особо тяжких заболеваний, в связи с чем неоднократно обращался с <...> г. в филиал «Медицинская часть № 13» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России с целью установления группы инвалидности, однако истца не направляли на врачебную комиссию и медико-социальную экспертизу. В дальнейшем ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России направило истца на врачебную комиссию для проведения медико-социальной экспертизы, при этом, не предоставив всю необходимую информацию об имеющихся у истца заболеваниях и состоянии здоровья, что привело к тому, что Бюро № 12 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России отказало истцу в установлении группы инвалидности. Далее истец обжаловал решение Бюро № 12 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России в вышестоящие инстанции, где истцу так же было отказано в установлении группы инвалидности. Истец считает, что вышестоящие инстанции проводили проверку решения Бюро № 12 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России по имеющимся первоначальным документам, которые в свою очередь ответчик ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России предоставил не в полном объеме, в связи с чем, решения ответчиков являются недействительными и подлежащими отмене. Кроме того, истец полагает, что при проведении ВК и МСЭ ответчики нарушили положения Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2006 № 95 (далее - Правила). Указанные действия ответчиков причинили истцу нравственные страдания и моральный вред, в связи с чем, истец был вынужден обратиться в суд за судебной защитой.
Протокольным определением суда от 01.08.2023 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России (далее – ФСИН России).
Истец в судебное заседание не явился, поскольку отбывает наказание в местах лишения свободы, извещен надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания. Ранее, участвуя в судебном заседании посредством видеоконференц-связи 01.08.2023, требования, изложенные в иске, поддержал в полном объеме, пояснив суду, что просит отменить решение Бюро № 12 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России от <...> г. об отказе в установлении группы инвалидности, решение Главного Бюро МСЭ г. Сыктывкара, решение Федерального Бюро МСЭ г. Москвы. Указал, что у него имеется ряд заболеваний, которые подпадают под инвалидность. Он обратился в медицинскую часть при исправительном учреждении в <...> г. с заболеванием но его заявления пропали. Затем он подал исковое заявление в Сыктывкарский городской суд, где ему была присуждена денежная компенсация, но Верховный суд Республики Коми отменил данное решение. Его направили в итоге на МСЭ после второго судебного заседания по тому делу. Истец не согласен с итогами МСЭ, поскольку считает их отказ незаконным. Когда прошла врачебная комиссия, медицинская часть отправила его в больницу, взяла у него анализы и отправила их в МСЭ. Но когда истец был на МСЭ, информация о большинстве его заболеваниях не была предоставлена, ряд анализов был недействителен, так как им было уже около полугода. Касаемо , на стадии дается инвалидность по новым правилам. В предыдущих правилах также на это указано. Ответчик ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России должен был организовать мое направление на МСЭ, и он несет ответственность за полное предоставление медицинской документации и анализов истца, указанный ответчик исказил результаты его анализов, поскольку сотрудник, который был в отпуске, якобы проводил его осмотр. Незаконность действий Бюро МСЭ выражается в том, что врачебная комиссия должна понимать, что со стадией заболевания инвалидность должна была быть установлена. В последующем, другие экспертные комиссии вынесли свои решения на основании данного решения МСЭ г. Ухты. В настоящее время у истца ухудшился слух, это зафиксировано в медицинских документах, данное заболевание было на тот момент и данное заболевание также предполагает установление группы инвалидности.
Представители ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России, участвующие в судебном заседании до объявленного судом перерыва, с исковыми требованиями не согласились по доводам, изложенным в письменном отзыве, так же сослались на результаты проведенной экспертизы, согласно которой в действиях ответчика не было выявлено нарушений, оснований для установления группы инвалидности истцу не имелось.
Ответчики МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России, ГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, и Бюро № 12 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, не просили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Суд с учетом положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц и при имеющейся явке.
Выслушав представителей ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России, исследовав материалы дела, в том числе дело .... в необходимом объеме, дело освидетельствования истца, суд приходит к следующему выводу.
Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (преамбула).
В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2006 № 95 были утверждены Правила признания лица инвалидом, которые действовали до 01.07.2022 и применимы к спорным правоотношениям.
На основании п.1 – п.3 Правил они определяют в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро. Признание гражданина инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы. Медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно п. 5, п. 6 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию. Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Исходя из изложенного само по себе наличие или отсутствие конкретного диагноза, вопреки доводам истца, не является основанием для признания гражданина инвалидом, имеет значение наличие у него как минимум двух из трех указанных выше условий.
Согласно п. 15, п. 16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя). Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. В направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организацией указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, и проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
В направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организацией указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клиникофункциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медикосоциальной экспертизы, и проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Медицинские организации несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.18 Правил).
Как указано в п.5 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Минтруда России от 27.08.2019 №585н (далее - Критерии), «Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами: I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.
Как указано в п. 9 Критериев, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Из письменного отзыва ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России следует, что Киренков И.Б. впервые освидетельствован заочно (в соответствии с Временным порядком признания лица инвалидом, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2020 № 1697 (далее - Временный порядок) 28.06.2021 Бюро № 12 - филиалом Учреждения (далее - Бюро № 12), инвалидность не установлена.
Решение Бюро № 12 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России от <...> г. Киренков И.Б. обжаловал в ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России. Решением Экспертного состава № 3 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России от <...> г. решение Бюро № .... от <...> г. оставлено без изменений, инвалидность не установлена.
При заочном освидетельствовании <...> г. в Бюро № 12 инвалидность не установлена по следующим основаниям.
На основании анализа представленных медицинских и медико-экспертных документов, сведений о проведенном лечении, данных динамического наблюдения медицинскими организациями, комплексной оценки состояния истца выявлены незначительные нарушения функций иммунной системы:
Ограничений жизнедеятельности не выявлено.
В силу п.19 (2) Правил в случае если переданное медицинской организацией в бюро направление на медико-социальную экспертизу не содержит данных о результатах проведения полного объема медицинских обследований по перечню медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, бюро в течение 3 рабочих дней со дня получения такого направления возвращает его в медицинскую организацию с письменным обоснованием причин возврата для устранения выявленных недостатков тем же способом, каким было получено.
Таких недостатков направления филиалом ответчика не установлено.
На основании п. 24 Правил медико-социальная экспертиза проводится по направлению на медико-социальную экспертизу, поступившему из медицинской организации, органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, или органа социальной защиты населения, а также по заявлению о проведении медико-социальной экспертизы, поданному гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в бюро. По результатам рассмотрения поступивших документов бюро (главное бюро, Федеральное бюро) принимает решение о месте проведения медико-социальной экспертизы или о ее заочном проведении. В случае проведения медико-социальной экспертизы заочно указанного письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) не требуется.
Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (п. 25 Правил). При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол (п. 26 Правил). По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью (п.29 Правил).
При проведении медико-социальной экспертизы <...> г. в отношении истца Бюро № 12 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России составлен протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы .... от <...> г. протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина в ФКУ МСЭ.
Для проверки законности принятых Бюро № 12 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России и ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России решения медико-социальной экспертизы от <...> г. а так же проверки полноты предоставленных медицинских документов на истца для проведения МСЭ судом по делу была назначена судебная медико-социальная экспертиза.
Из выводов заключения экспертов Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы» по Кировской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № .... от <...> г. следует, что при проведении медико-социальной экспертизы <...> г. в Бюро №12 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по РК» у Киренкова И.Б. имелись следующие заболевания:
При проведении медико-социальной экспертизы <...> г. в Бюро №12 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по РК» <...> г. в экспертном составе №3 ФКУ «ГБ МСЭ по РК» Минтруда России с учетом всех имеющихся у Киренкова И.Б. заболеваний оснований для установления инвалидности не имелось (ответы на вопросы 2 и 3).
Отвечая на 4 вопрос экспертами сделан вывод о том, что медико-социальная экспертиза проводится на основании направления на медико-социальную экспертизу медицинской организацией (медицинская документация Форма №088/у). В направлении на медико-социальную экспертизу филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России № 111 от <...> г. отражены все имевшиеся у Киренкова И.Б. хронические заболевания.
При проведении медико-социальной экспертизы, проведенной <...> г. Бюро № 12 - филиала ФКУ «ГБ МС по РК», сведения о состоянии здоровья истца были предоставлены в полном объеме.
У суда не имеется оснований сомневаться в правильности и достоверности проведенной по делу экспертизы. Заключение экспертов основано на анализе материалов гражданского дела, сведений о состоянии здоровья истца по медицинским документам, клинико-функциональных, профессионально-трудовых данных, результатах освидетельствования, с учетом комплексной оценки состояния организма истца, а также на основе анализа нормативно-правовых актов, регулирующих порядок и критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности. Каких-либо объективных и допустимых доказательств, опровергающих выводы экспертов, истцом суду не представлено.
Вышеприведенное судебное экспертное заключение согласуется с установленными по делу обстоятельствами.
Суд обращает внимание на то, что экспертами Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы» по Кировской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в том числе, изучена и проанализирована копия заключения экспертов № .... в которой так же содержится информация об имеющихся заболеваниях истца.
С учетом вышеизложенных правовых норм, исходя из установленных по делу обстоятельств, суд считает требование истца о признании недействительными и отмене решений ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России и Бюро № 12 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России по результатам медико-социальной экспертизы, не подлежащим удовлетворению.
Поскольку материалами дела не установлены основания для направления истца на врачебную комиссию, соответственно в требовании истца о возложении обязанности направления истца на врачебную комиссию в новом составе врачей узкой специализации с последующей подачей на медико-социальную экспертизу для освидетельствования на наличие инвалидности, так же следует отказать.
В виду того, в ходе рассмотрения настоящего установлено, что при направлении истца на МСЭ ответчиком ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России была предоставлена вся информация об имеющихся заболеваниях истца, оснований для удовлетворения исковых требований к ответчикам ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России и ФСИН России не имеется.
Так же суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца к ГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, поскольку действиями (бездействием) указанного ответчика не нарушены права истца, какие либо решения, затрагивающие права и интересы истца, не принимались. Доказательств иного суду нет представлено.
Суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из ст. ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав.
Между тем, материалы настоящего дела не содержат доказательств причинения истцу какого-либо вреда, в том числе здоровью, а соответственно нравственных или физических страданий действиями или бездействием ответчиков.
При таких обстоятельствах оснований для взыскания с ответчиков компенсации морального вреда в пользу истца не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Киренкова И.Б. к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11» Федеральной службы исполнения наказаний России, Федеральной службе исполнения наказаний России, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Бюро № 12 - филиалу Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными и отмене решений по результатам медико-социальной экспертизы, возложении обязанности направления истца на врачебную комиссию в новом составе врачей узкой специализации с последующей подачей на медико-социальную экспертизу для освидетельствования на наличие инвалидности; взыскании компенсации морального вреда в размере 200 000 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья С.М. Изъюров
Мотивированное решение составлено 20 марта 2024 года.