№ 2-4718/2023
УИД 10RS0011-01-2023-006071-80
ЗАОЧНОЕРЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2023 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л. при секретаре Хуттунен О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шишкова А.С, к администрации Петрозаводского городского округа об обязании предоставить жилое помещение,
установил:
Иск предъявлен по тем основаниям, что Шишков А.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На основании Постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Шишков А.С. признан подлежащим обеспечению жилым помещением, Приказом Министерства социальной защиты Республики Карелиявключен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным. С 2020 года истец проживает на территории <адрес>. В 2022 году истец обратился к ответчику с заявлением о включении истца в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Петрозаводского городского округа. Поскольку заявление истца удовлетворено не было, истец просит обязать ответчика включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Петрозаводского городского округа; обязать ответчика предоставить истцу на территории Петрозаводского городского округа благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, применительно к условиям Петрозаводского городского округа, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, установленной в Петрозаводском городском округе.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты Республики Карелия, администрация Прионежского муниципального района.
Стороны и третье лицо в судебном заседании не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Учитывая, что ответчик в судебное заседание не явился, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил об отложении рассмотрения дела, принимая во внимание отсутствие возражений или объяснений со стороны ответчика, суд рассматривает дело в порядке заочного производства по имеющимся доказательствам.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Шишков А.С. постановлением администрации Прионежского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № признан относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от № «О внесении изменений в приказ Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия от №» Шишков А.С. включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным по Прионежскому муниципальному району, номер в списке №.
Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах истца на объекты недвижимого имущества.
Таким образом, истец относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением в установленном законом порядке не обеспечивался.
Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от № истцу отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Петрозаводского городского округа, поскольку истец состоит в списке в ином муниципальном образовании Республики Карелия, перемена места жительства произошла после наступления совершеннолетия.
Между тем, истец родился и проживал в г.Петрозаводске, после смерти матери был передан под опеку ФИО9 проживающей в Прионежском районе, зарегистрирован по месту жительства опекуна, после достижения совершеннолетия вернулся в г.Петрозаводск, с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в г.Петрозаводске.
В настоящее время истец проживает в г.Петрозаводске.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактическим постоянным местом жительства истца является г.Петрозаводск.
Частью 3 ст.40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ст.109 ЖК РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 109.1 ЖК РФ определено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Специальное регулирование вопросов обеспечения лиц данной категории жилыми помещениями содержится в Федеральном законе от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон), согласно ст.8 которого в числе иных лиц лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма иличленами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п.1).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п.9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п.1 настоящей статьи. Лица, указанные в абз.1 п.1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (п.3).
Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации (пп.3 п.3.1 ст.8).
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 №397 утверждены Правила с соблюдением порядка введения в действие.
Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - список, дети-сироты, лица изчисла детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (п.1 Правил).
Федеральный закон №159-ФЗ сохраняет за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, достигшие возраста 23 лет), право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 данного закона, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9 ст.8).
Как следует из содержания п.1 Правил, они распространяются и на указанных лиц.
Положению пп.3 п.3.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ, закрепляющему, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка при включении их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства, соответствует п.20 Правил, устанавливающий, что дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет, исключаются из списка в случаях, предусмотренных п.3.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ о поддержке детей-сирот.
Из анализа приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что Правила соответствуют ст.8 Федерального закона №159-ФЗ в части обеспечения лиц, достигших возраста 23 лет, жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанной статьей, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст.3.1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социальногонайма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются в силу ст.4 Закона Республики Карелия №921-ЗРК государственными полномочиями Республики Карелия, в частности, по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в ч.1 ст.3.1 Закона; по заключению договоров найма специализированных жилых помещений на пятилетний срок с лицами, указанными в ч.1 ст. 3.1 Закона; по принятию решения о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок с лицами, указанными в ч. 1 ст. 3.1 Закона.
В пп.«з» п.2 ч.2 ст.4 Закона Республики Карелия №921-ЗРК указано, что при осуществлении государственных полномочий органами местного самоуправления уполномоченный орган формирует и ведет список, предусмотренный ч.2 ст.3.1 Закона. Таковым органом является Министерство социальной защиты Республики Карелия в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 №326-П, которому для формирования списка предоставляются сведения органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 16.04.2013 №129-П утвержден Порядок предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный порядок определяет правила предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (п.1). Лица, указанные в п.1 Порядка, включаются в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия (далее - список) (п.2).
В силу п.3, п.4 Порядка благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящего Порядка, по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа. Решение об однократном предоставлении благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в п.1 настоящего Порядка, принимается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными Законом Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственным полномочием Республики Карелия по принятию указанного решения (далее - орган местного самоуправления) на основании списка.
В соответствии с положениями ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Проанализировав положения изложенных норм права, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в части признания права истца на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку такое право ответчиком не оспаривается.
Кроме того, поскольку местом постоянного проживания истца являлся с рождения и является в настоящее время <адрес>, он должен быть обеспечен жилым помещением на территории Петрозаводского городского округа.
Как следует из «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями»(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020) единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания или временного пребывания.
Указанная позиция также отражена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года.
Кроме того, администрация Петрозаводского городского округа постановлением от 29.03.2013 №1206 утвердила Положение об осуществлении переданных государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п.п.6,7 указанного Положения жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются по договорам найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям Петрозаводского городского округа, по нормам, установленным п.7 Положения. В качестве нормы предоставления площади жилого помещения при осуществлении переданных государственных полномочий применяются нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, действующие на территории Петрозаводского городского округа с учетом требований ст.58 ЖК РФ.
С учетом изложенного, названых норм, поскольку в отношении истца не решен вопрос об обеспечении его жилым помещением, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
При этом вопрос о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда по Петрозаводскому городскому округу, в судебном разрешении не нуждается, поскольку может быть разрешен ответчиком в рамках исполнения решения суда.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика за счет казны Петрозаводского городского округа в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Петрозаводского городского округа (<данные изъяты>) Шишкову А.С. (<данные изъяты>)благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, установленной в Петрозаводского городском округе.
Взыскать с администрации Петрозаводского городского округа за счет казны Петрозаводского городского округа в пользу Шишкова А.С, расходы на оплату государственной пошлины 300 руб.
Ответчик вправе подать в Петрозаводский городской суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Н.Л. Чернобай
Мотивированное решение изготовлено 31.07.2023.