Судья Турбина Т.А. дело N 33а-11649/2022
УИД 63RS0039-01-2022-003614-67
№ 2а-2994/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 октября 2022 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г.
судей Хлыстовой Е.В., Мыльниковой Н.В.
при секретаре Алиеве Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самары от 28 июня 2022 г. по административному делу N 2а-2994/2022 по административному исковому заявлению Поповой О.И. к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным отказа во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мыльникова Н.В., выслушав представителя административного истца Штерн Е.А. возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Попова О.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству строительства Самарской области об оспаривании решения об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
В обоснование заявления указано, что административными истцами было подано заявление о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства. Решением N № от ДД.ММ.ГГГГ г. Министерством строительства Самарской области ему отказано во включении в реестр. Отказ мотивирован тем, что административные истцы не является потерпевшим по уголовному делу, а также в связи с тем, что документы не заверены надлежащим образом.
Попова О.И. просила признать незаконным отказ Министерства строительства Самарской области во включении его в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 28 июня 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено, оспариваемое решение признано незаконным, на министерство возложена обязанность восстановить нарушенное право Поповой О.И. путем повторного рассмотрения их заявления о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства и принятия по нему решения (л.д.45-54).
В апелляционной жалобе Министерство строительства Самарской области просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д.56-57).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу положений части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).
При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Законом Самарской области от 08 июля 2019 г. № 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области» (далее Закон № 84-ГД) установлены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.
Постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 г. № 927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства.
В соответствии с п. 1.3 указанного Порядка уполномоченным на ведение реестра пострадавших участников долевого строительства органом является министерство строительства Самарской области.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО ПФСК «Эл-Гранд» и Поповой О.И. заключен договор № о долевом участии в строительстве жилого дома <адрес> в части однокомнатной квартиры <адрес> площадью 48,6 кв.м, на 5 этаже. Стоимость выделенного объема долевого участия составляет на момент заключения договора 1 069 200 рублей (л.д.7).
Поповой О.И. внесены денежные средства по договору в указанном выше размере в кассу ЗАО ПФСК «Эл-Гранд», что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ № № (л.д.29-31).
Решением Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. ЗАО ПФСК «Эл-Гранд» признан несостоятельным (банкротом) в отношении застройщика введена процедура конкурсного производства.
Застройщик в связи с невозможностью исполнить свои обязательств частично вернул Поповой О.И. денежные средства в размере 600 000 рублей, о чем свидетельствуют представленные платежные поручения № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ
Определением Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № о несостоятельности (банкротстве) требование Поповой О.И. включено в реестр требований о передаче жилого помещения должника ЗАО ПФСК «Эл-Гранд» в виде однокомнатной квартиры строительный номер <адрес> общей площадью 48,6 кв.м., сумма, уплаченная по договору, предусматривающему передачу жилого помещения составляет 469 200 рублей (л.д.16).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Уведомлением Министерства строительства Самарской области, доведённым до сведения заявителей письмом от ДД.ММ.ГГГГ. № во включении заявителей в реестр отказано на основании подп. «а» и «г» пункта 2.5 Порядка в связи с непредставлением документов, установленных пунктом 2.2 Порядка, т.е. в связи с отсутствием в приложении к заявлению постановления следователя (дознавателя) судьи ил определения суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о признании заявителя потерпевшим.
Не согласившись с таким решением, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Поповой О.И. требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Министерства не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административных истцов.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на неправильное толкование норм материального права и фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами суда первой инстанции по обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на том, что судом неверно истолкованы нормы Закона Самарской области № 84-ГД от 08 июля 2019 г., поскольку в законе указаны критерии, которым должен соответствовать участник долевого строительства, в том числе, в соответствии с п. 2.2 Постановления Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 г. N 927 и п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона Самарской области от 08 июля 2019 г. N 84-ГД заявитель должен быть признан потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков) и представить документы подтверждающие указанное. Данные доводы не могут быть приняты судебной коллегией ввиду следующего.
Так, Законом Самарской области от 08 июля 2019 г. №84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области» установлены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.
В силу части 1 статьи 5 указанного Закона пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно следующим условиям:
1) наличие заключенного с недобросовестным застройщиком договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения;
2) исполнение им обязательств в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве;
3) заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;
4) признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);
5) отсутствие на момент заключения договора долевого участия в строительстве близкого родства с учредителем недобросовестного застройщика, и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членами коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членами его коллегиального исполнительного органа;
6) отсутствие оплаты по договору долевого участия в строительстве в виде зачета взаимных требований по договорам поставки и (или) подряда и (или) иным договорам.
В целях оказания мер государственной поддержки, установленных Законом, постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 г. №927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства и Правила выплаты денежной компенсации таким гражданам.
Согласно п. 2.2 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства к заявлению пострадавшего участника долевого строительства прилагаются в том числе:
г) постановление следователя, дознавателя, судьи или определение суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о признании пострадавшего участника долевого строительства потерпевшим (в случае наличия уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков).
Согласно ст. 42 УПК РФ потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела и оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда. Если на момент возбуждения уголовного дела отсутствуют сведения о лице, которому преступлением причинен вред, решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно после получения данных об этом лице.
Как разъяснено в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 г. N 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» лицо может быть признано потерпевшим как по его заявлению, так и по инициативе органа, в производстве которого находится уголовное дело. Решение о признании лица потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела, а в случае, когда сведения о лице, которому преступлением причинен вред, отсутствуют на момент возбуждения уголовного дела, - незамедлительно после получения данных об этом лице. Отказ в признании лица потерпевшим, а также бездействие дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, выразившееся в непризнании лица потерпевшим в указанные сроки, могут быть обжалованы этим лицом в досудебном производстве по уголовному делу в порядке, предусмотренном статьями 124 и 125 УПК РФ, поскольку правовой статус лица как потерпевшего устанавливается исходя из фактического его положения и лишь процессуально оформляется постановлением, но не формируется им.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 10 марта 2017 г. N 6-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П).
Факт неисполнения застройщиком, привлекшим денежные средства для строительства многоквартирного дома, своих обязательств перед истцом, и факт исполнения административным истцом своих обязательств по договору в полном объеме, является достоверно установленным и никем не оспоренным.
Из материалов дела следует, что приговором Ленинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ года Матвеев В.Д. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации.
Права Поповой О.И. как пострадавшего участника долевого строительства до настоящего времени не восстановлены.
В сложившейся ситуации Попова О.И. по независящим от неё обстоятельствам лишена возможности получить меры государственной поддержки в соответствии с Законом Самарской области от 08 июля 2019 г. №84-ГД.
Таким образом, суд верно указал, что отсутствие истца в числе потерпевших по уголовному делу не может являться основанием для отказа во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства. Отказ по данному основанию основан на формальном подходе и не может быть признать законным и обоснованным.
Исходя из установленных обстоятельств, Попова О.И. относится к числу пострадавших граждан по смыслу положений Закона N 214-ФЗ и имеет право на получение мер государственной поддержки.
Кроме того, основанием для отказа является отсутствие надлежащим образом заверенных копий документов представленных административным истцом.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2.1. Постановления Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 г. N 927 "Об утверждении Порядка признания нецелесообразности и (или) невозможности завершения строительства проблемного объекта, Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства, Правил выплаты денежной компенсации пострадавшим участникам долевого строительства, Правил предоставления жилого помещения пострадавшим участникам долевого строительства, и о внесении изменения в постановление Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 г. N 684 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие жилищного строительства в Самарской области" до 2024 года", для включения в реестр пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, завершение строительства которых признано нецелесообразным и (или) невозможным, и пострадавших участников долевого строительства объектов, права требования которых не были удовлетворены (далее - Реестр), пострадавший участник долевого строительства подает в уполномоченный орган заявление по форме, установленной приложением 1 к настоящему Порядку, с приложением к данному заявлению документов, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Порядка.
Копии документов, представляемые пострадавшим участником долевого строительства, должны быть заверены нотариально либо должны быть представлены с предъявлением оригинала. Копии документов, представленные с предъявлением оригинала, сличаются, заверяются должностным лицом уполномоченного органа, осуществляющим прием документов, а также непосредственно самим пострадавшим участником долевого строительства, после чего оригинал возвращается пострадавшему участнику долевого строительства.
Должностное лицо, осуществляющее прием документов, ставит на копии заявления отметку о дате его получения.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ у административного истца принят пакет документов должностным лицом Министерства строительства Самарской области, таким образом, оснований полагать, что административным истцом документы представлены в отсутствии оригиналов и не были заверены надлежащим образом административным ответчиком, не имеется.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца суд обоснованно, в соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ, обязал Министерство строительства Самарской области вновь рассмотреть заявление Поповой О.И. о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Само по себе несогласие административного ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
При указанных обстоятельствах решение суда является правильным и отмене не подлежит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 28 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи