Дело № 2-4960/2023
УИД 91RS0024-01-2023-004855-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ялта 28 ноября 2023 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кулешовой О.И., при ведении протокола помощником Васюк А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симоненко Егора Евгеньевича к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымэнерго» о понуждении исполнения обязательств по технологическому присоединению к электрическим сетям, взыскании неустойки,
установил:
Симоненко Е.Е. обратился в суд с иском к ГУП РК «Крымэнерго» о понуждении исполнения обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, взыскании неустойки в размере 15 075 рублей и до момента фактического исполнения обязательства.
В обоснование заявленных требований указано, что <дата> истцом во исполнение условий типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям была произведена плата за технологическое присоединение в размере 45 000 рублей. С указанного дня договор считается заключенным, его неотъемлемой частью являются технические условия №<номер> от <дата> В соответствии с условиями договора стороны приняли на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения для электроснабжения по адресу: <адрес>, мкр. Аутка, в районе Хлебокомбината, земельный участок с кадастровым номером №<номер>. <дата> истец сообщил о выполнении со своей стороны выданных ему технических условий. Однако до настоящего времени ответчиком обязательства по договору не исполнены. В связи с чем, истец просит суд возложить на ответчика обязанность исполнить договорные обязательства, взыскать договорную пеню.
Истец, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представил суду заявление о рассмотрении дела без его участия, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте его проведения, причины неявки суду не сообщены, отзыв на иск не представлен.
В силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом.
Изучив заявленные требования, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с учётом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
На основании пункта 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №<номер> (далее - Правила №<номер>), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в п. 12.1, 14, 34 указанных Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 4 Правил №<номер> любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с указанными Правилами.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
Согласно подпункту "в" пункта 7 Правил №<номер> стороны по договору на осуществление технологического присоединения обязаны выполнить установленные в договоре мероприятия.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 16 Правил №<номер>, договор об осуществлении технологического присоединения должен содержать перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению, с также срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Разделом X Правил технологического присоединения (пункты 103 - 112) урегулированы особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12.1, 13.2 - 13.5 и 14 настоящих Правил. Пунктом 103 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета. При этом в силу пункта 104 наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил. Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.
Вместе с тем согласно подпункту "б" пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 данных Правил (к которым, в частности, относятся физические лица с присоединяемой мощностью до 15 кВт), не может превышать 6 месяцев в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Срок осуществления работ, предусмотренный пунктом 16 Правил технологического присоединения, является существенным условием публичного договора по технологическому присоединению.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункты 1, 4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами императивным нормам, действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Действующее гражданское законодательство Российской Федерации относит договор энергоснабжения к публичным договорам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что <дата> ГУП РК «Крымэнерго» выданы Симоненко Е.Е. технические условия №<номер> на технологическое присоединение энергопринимающих устройств электроустановки блокированной жилой застройки по адресу: <адрес>, мкр. Аутка, в районе Хлебокомбината, земельный участок с кадастровым номером 90:25:010115:1343.
<дата> Симоненко Е.Е. внесена плата за технологическое присоединение в размере 45 000 рублей, таким образом, между ним и ГУП РК «Крымэнерго» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям на условиях типового договора.
<дата> Симоненко Е.Е. направил в ГУП РК «Крымэнерго» уведомление о выполнении технических условий.
Согласно пункту 12 технических условий №<номер> от <дата> срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения.
В соответствии с абзацем первым пункта 6 Договора, сетевая организация приняла на себя обязательства надлежащим образом выполнить мероприятия по технологическому присоединению до точки присоединения энергопринимающих устройств заявителя.
Заявитель обязуется после выполнения мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных техническими условиями, уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий (пункт 8 Договора).
В соответствии с абзацем третьим пункта 6 Договора, в течение 10 рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий ответчик принял на себя обязанность осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя.
Не позднее 15 рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), указанного в абзаце третьем пункта 6, с соблюдением срока, указанного в технических условиях, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт об осуществлении технологического присоединения и направить его заявителю (абзац четвертый пункта 6 Договора).
В связи с нарушением порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям по Договору ГУП Республики Крым «Крымэнерго» истец <дата> направил ответчику претензию с требованием выполнить условия договора о технологическом присоединении.
Письмом ГУП Республики Крым «Крымэнерго» от <дата> №<номер> в адрес Симоненко Е.Е. сообщено о выполнении мероприятий, направленных на реализацию технологического присоединения объекта.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На момент рассмотрения спора ответчиком обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств истца не выполнены. Указанное обстоятельство ответчиком оспорено не было.
Принимая во внимание вышеизложенное, поскольку технологическое присоединение по договору от <дата> №<номер> не произведено в установленный срок (до <дата>), суд приходит к выводу, что требования истца о возложении обязанности на ответчика осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств подлежат удовлетворению.
Суд считает возможным установить для ГУП РК «Крымэнерго» срок исполнения договора равный одному месяцу со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно пункту 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> №<номер> «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки, либо ее сумма может быть ограниченна (например, пункт 6 статьи 16.1 Федерального закона от <дата> N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Правоотношения сторон регулируются Законом Российской Федерации от <дата> №<номер> «О защите прав потребителей» (далее - Закон «О защите прав потребителей»), в силу статьи 17 которого защита прав потребителей осуществляется судом.
В соответствии с пунктом 17 заключенного сторонами договора, сторона договора, нарушившая срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренный договором, в случае если плата за технологическое присоединение по договору составляет 550 рублей, обязана уплатить другой стороне неустойку, равную 0,25 процентам от указанного общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки (за исключением случаев нарушения выполнения технических условий заявителями, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которых осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже). При этом совокупный размер такой неустойки при нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению заявителем не может превышать размер неустойки, определенной в предусмотренном настоящем абзаце порядке за год просрочки.
Истец просит взыскать с ответчика неустойку за нарушение сроков исполнения договорных обязательств в размере 0,25% от 45 000 рублей за каждый день просрочки, начиная с <дата> и до момента фактического исполнения обязательства.
На день вынесения решения, то есть за период с <дата> по <дата> (253 дня), неустойка составляет 28 462,50 рублей (45 000 ? 253 ? 0.25%), в связи с чем в указанной части и до момента фактического исполнения обязательства, но не более чем 41 175 рублей (за год просрочки, пункт 17 Договора), исковые требования подлежат удовлетворению.
Пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в пользу истца с ответчика надлежит взыскать штраф в сумме 14 231,25 рублей (28 462,50 / 2).
В силу части 1 статьи 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию 603 рубля в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины при подаче иска.
В силу части 1 статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> №<номер> «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
Согласно условий договора об оказании юридических услуг от <дата> истец понес расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей, которые признаются судом подлежащими возмещению в указанном размере, отвечающем установленному статьей 100 ГПК РФ принципу разумности и справедливости, с учетом баланса интересов сторон, категории возникшего спора, его сложности, объема оказанной правовой помощи.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Симоненко Е. Е. удовлетворить.
Обязать Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымэнерго» (ОГРН №<номер>) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу исполнить свои обязательства по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от <дата> №<номер>, выполнив мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств электроустановки блокированной жилой застройки по адресу: <адрес>, мкр. Аутка, в районе Хлебокомбината, земельный участок с кадастровым номером №<номер>.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» (ОГРН №<номер>) в пользу Симоненко Е. Е. (<дата> года рождения, ИНН №<номер>) неустойку за период с <дата> по <дата> в размере 28 462 рубля 50 копеек, и начиная с <дата> до момента фактического исполнения обязательств, но не более чем 41 175 рублей; штраф в размере 14 231 рубль 25 копеек; судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 603 рубля и на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья О.И. Кулешова
Решение суда изготовлено
в окончательной форме 5 декабря 2023 г.