2-112/2024
24RS0033-01-2023-002057-33
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 февраля 2024 г. г.Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Пудовкиной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Юсуповой Г.В.,
с участием представителя истца Кальтюгиной Т.Г. – Гармашовой А.А., действующей на основании ордера № 1102 от 29 августа 2023 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кальтюгиной Т.Г. к Администрации г.Лесосибирска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Кальтюгина Т.Г. обратилась в суд к ответчику с настоящим иском.
Требования мотивированы тем, что на основании договора социального найма № 40 от 11 апреля 2010 года истец является нанимателем жилого помещения - комнаты №, общей площадью 20,9 кв.м. по ул. <адрес>
Распоряжением Администрации г.Лесосибирска №-р от 23 ноября 2017 г. вышеуказанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
В результате пожара, произошедшего 15 октября 2022 года, жилой дом поврежден, не пригоден для проживания.
Иного жилья на праве собственности или ином законном основании истец не имеет.
Просит возложить на Администрацию г.Лесосибирска обязанность предоставить ей по договору социального найма, с учетом члена семьи – сына Кальтюгина А.О., взамен аварийного и подлежащего сносу жилого помещения по адресу: <адрес>, ком. 9, жилое помещение, общей площадью не менее 42кв.м, состоящее не менее чем из двух комнат, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, находящееся в черте <адрес>.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени, дате и месте рассмотрения дела уведомлена почтовой связью по адресу, указанному в исковом заявлении, корреспонденция возвращена в суд по причине истечения срока хранения. Дополнительно истец уведомлена о судебном заседании в порядке п. 3 ч. 2 ст. 117 ГПК РФ путем вручения извещения её уполномоченному представителю.
Представитель истца Кальтюгиной Т.Г. – Гармашова А.А., действующая на основании ордера № 1102 от 29 августа 2023 года, в судебном заседании 20 февраля 2024 года на удовлетворении иска настаивала, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердила.
Представитель ответчика Администрации г.Лесосибирска – Вебер А.В., в судебное заседание не явился, о дне и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил. Согласно отзыву на исковое заявление, Кальтюгина Т.Г. с 04 апреля 2005 года состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в г.Лесосибирске.
Представитель ответчика Администрации г.Лесосибирска – Журова М.С., действующая на основании доверенности № 33 от 03 июля 2023 года, просила рассмотреть дело без участия представителя администрации.
Представитель третьего лица Министерства строительства Красноярского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно представленному отзыву на иск, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не включено в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 гг., поскольку признано аварийным и подлежащим сносу после 01 января 2017 года. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием его непригодным для проживания урегулирован ст. 87 ЖК Ф с учетом особенностей, предусмотренных ст. 89 ЖК РФ. Таким образом, обязанность по расселению граждан, проживающих в указанном жилом доме, возложена на Администрацию г.Лесосибирска.
Третьи лица Кальтюгин А.О., Кальтюгина (Шишкина) Г.О. в судебное заседание не явились, о дне и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причин неявки не сообщили.
Ввиду отсутствия ходатайств участников производства по делу об отложении судебного заседания в силу каких-либо объективных причин, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.
На основании пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно п. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Статьей 86 ЖК РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире (ч. 2).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 постановления Пленума ВС РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Следовательно, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 5 марта 2009 N 376-О-П "По жалобе гражданина А.Р. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ", в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе III "Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденном Президиумом ВС РФ 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Указанная позиция изложена в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019).
Согласно данным разъяснениям определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
Таким образом, в данном случае для правильного разрешения спора необходимо установление обстоятельств реальной опасности проживания в доме для жизни и здоровья истца с учетом состояния дома и его критериев.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, по договору социального найма жилого помещения от 14 апреля 2010 года № Кальтюгиной Т.Г. Администрацией г.Лесосибирска предоставлена комната №, принадлежащая администрации на праве муниципальной собственности, состоящая из одной комнаты, общей площадью 20,90 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.
Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи: дочь Кальтюгина Г.О., 1999 года рождения, сын Кальтюгин А.О., 2002 года рождения.
Согласно выписке из домовой книги от 23 мая 2023 года, с 23 января 2020 года Кальтюгина (Шишкина) Г.О. снята с регистрационного учета по спорному адресу.
Заключением Межведомственной комиссии, назначенной Администрацией г.Лесосибирска, о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу №85 от 20 ноября 2017 года, жилой <адрес> в г.Лесосибирске признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Администрации г.Лесосибирска от 23 ноября 2017 года №-р указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с ответом дознавателя ОНД и ПР по МО г. Лесосибирск ФИО6 от 21 августа 2023 года, 15 октября 2022 года в результате пожара повреждена кровля, помещения общего пользования жилого дома по адресу: <адрес>, а также мебель, бытовая техника и личные вещи, в том числе в <адрес> по указанному адресу, комната № закопчена, залита водой.
Из письма заместителя главы города Лесосибирска Вебер А.В. от 21 августа 2023года, по решению Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23 января 2023 года № 1 принято решение дом расселить и обрушить. Работы выполнены в марте 2023 года.
Согласно отзыву Министерства строительства Красноярского края, многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> не является участником региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы», поскольку признан аварийным после 01 января 2017 года.
Материалами дела подтверждается, что Кальтюгина Т.Г. 19 октября 2022 года обратилась в Администрацию г. Лесосибирска о предоставлении жилого помещения маневренного вида на состав семьи из двух человек, 20 октября 2022 года отказалась от предложенного помещения по адресу: <адрес>, <адрес>.
Кальтюгина Т.Г. с 04 апреля 2005 года состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в г.Лесосибирске, очередь № 204, объектов недвижимости на территории Красноярского края в собственности не имеет, что подтверждается уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23 августа 2023 года.
Кальтюгин А.О. не состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в г.Лесосибирске, объектов недвижимости на территории Красноярского края в собственности не имеет, что подтверждается уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23 августа 2023 года.
Разрешая требования истца о возложении на Администрацию г.Лесосибирска обязанности предоставить ей по договору социального найма, с учетом члена семьи – сына Кальтюгина А.О., взамен аварийного и подлежащего сносу жилого помещения по адресу: <адрес>, ком. 9, жилое помещение, общей площадью не менее 42 кв.м, состоящее не менее чем из двух комнат, благоустроенное применительно к условиям г.Лесосибирска, находящееся в черте г.Лесосибирска, суд учитывает, что реализация прав истца на получение жилого помещения взамен сгоревшего не может быть поставлена под условие добросовестного исполнения собственником жилищного фонда обязанностей по своевременному принятию решения о признании жилого дома непригодным для проживания в соответствии с п. п. 42 - 51 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, исходит из установленного факта уничтожения указанного дома в результате пожара.
Достаточным и бесспорным доказательством непригодности квартиры для постоянного проживания служит не оспариваемый сторонами факт уничтожения в результате пожара дома, в котором она находилась.
При этом, Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что внеочередное обеспечение жильем граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, носит компенсаторный характер. Цель законодателя в данном случае не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение имеющейся обеспеченности жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилье, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 данного Кодекса) (определения от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О, от 29 мая 2012 года N 928-О, от 24 сентября 2012 года N 1573-О, от 26 марта 2019 года N 729-О и др.). Расширительное толкование такого регулирования в пользу малоимущих граждан вело бы к нарушению баланса интересов в ситуации ограниченности бюджетных средств - вопреки позиции Конституционного Суда Российской Федерации, подчеркнувшего в Постановлении от 10 декабря 2019 года N 39-П, что такое регулирование должно осуществляться с учетом интересов всех категорий граждан, которые в силу тех или иных оснований должны быть обеспечены жилыми помещениями.
Администрация г.Лесосибирска, осуществляя свою деятельность в соответствии с Уставом города Лесосибирска, разрешает вопросы местного значения, к которым относится в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (п. 3 Устава), организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (п. 6 Устава).
Поскольку дом, в котором расположено спорное жилое помещение, уничтожен в результате пожара, суд полагает обоснованными требования истца о возложении на Администрацию г.Лесосибирска обязанности предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Лесосибирска Красноярского края, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 20,9 кв. м, находящееся в черте населенного пункта города Лесосибирска Красноярского края, в связи с чем подлежащими удовлетворению.
Учитывая компенсаторный характер внеочередного обеспечения жильем граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, принципа сохранения имеющейся обеспеченности жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для предоставления Кальтюгиной Т.Г. квартиры общей площадью не менее 42 кв.м.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г. Лесосибирска предоставить Кальтюгиной Т.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в <адрес> края, паспорт №, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Лесосибирска Красноярского края, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 20,9 кв. м, находящееся в черте населенного пункта города Лесосибирска Красноярского края.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Лесосибирский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А.Пудовкина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ