Дело № 2-227/2024
УИД 75RS0002-01-2023-005271-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чита 16 января 2024 г.
Ингодинский районный г. Читы в составе:
председательствующего судьи Коробенковой О.В.,
при секретаре Черкашиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску и.о. прокурора Ингодинского района г. Читы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБУ ДО «Детская школа искусств № им. Н.П. Будашкина», комитету культуры администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Ингодинского района г. Читы обратился в суд с указанным исковым заявлением к МБУ ДО «Детская школа искусств № им. Н.П. Будашкина, комитету культуры администрации городского округа «<адрес>», ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму, в результате которой выявлены нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования, утв. Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ). После вынесения в адрес учреждения представления, нарушения не устранены по причине отсутствия финансирования.
На основании изложенного истец просил обязать МБУ ДО «Детская школа искусств № им. Н.П. Будашкина установить систему оповещения и управления эвакуацией либо автономную систему (средство) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, обязать комитет культуры администрации городского округа «<адрес>» профинансировать исполнение указанных мероприятий.
В судебном заседании помощник прокурора Ингодинского района г. Читы исковые требования поддержала по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика – директор МБУ ДО «Детская школа искусств № им. Н.П. Будашкина» Алекминская Т.Э. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала, пояснила, что требования закона не выполнены ввиду отсутствия финансирования.
Представитель ответчика - комитета культуры администрации городского округа «<адрес>» Сысоева С.Ю. в судебном заседании пояснила, что на данный момент у комитета отсутствуют денежные средства, которые возможно направить на устранение нарушений правил, в текущем году система оповещения будет установлена в учреждении.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно ч. 3.1 ст. 5 Закона о противодействии терроризму юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 9 Закон об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
По смыслу п.п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно положениям п.п 1, 2 Требований, утв. Постановлением Правительства № 1006 от 02.08.2019 требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий). Под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).
В силу п. 17 Требований, утв. Постановлением Правительства № 1006 от 02.08.2019 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);
б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);
г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения;
д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий);
е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Согласно п.п. 5, 13 Требований, утв. Постановлением Правительства № 1006 от 02.08.2019, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). Объектами (территориями) четвертой категории опасности признаются объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 501 до 800 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 10 тыс. человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек в независимости от численности населения населенного пункта
Согласно пп. «д» п. 24 Требований, утв. Постановлением Правительства № 1006 от 02.08.2019, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются, в том числе такие мероприятия, как оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 31 Требований, утв. Постановлением Правительства № 1006 от 02.08.2019, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации
Выполнение указанных обязанностей направлено на обеспечение безопасности лиц, пребывающих в учреждении, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данные меры являются профилактическими и направлены на противодействие террористической деятельности.
Согласно представлению об устранении нарушений требований к антитеррористической безопасности, вынесенному и.о. прокурора Ингодинского района г. Читы руководителю МБУ ДО «Детская школа искусств № им. Н.П. Будашкина», в ходе проверки здания, расположенного по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, а именно отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией, либо автономной системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте.
Как следует из сообщения отдела вневедомственной охраны по <адрес> – филиала ФКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Забайкальскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ указанные нарушения выявлены в ходе проверок антитеррористической защищенности объектов.
Из ответа МБУ ДО «Детская школа искусств № им. Н.П. Будашкина» на представление от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что учреждением приняты меры к устранению выявленных нарушений: в адрес учредителя направлено ходатайство о выделении финансирования для оказания услуг по монтажу системы оповещения в здании по адресу : <адрес>, в соответствии с коммерческим предложении ООО «Аргус».
Согласно уставу городской округ «Город Чита» является учредителем МБУ ДО «Детская школа искусств № им. Н.П. Будашкина». Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией городского округа «<адрес>», от имени которой действует комитет культуры администрации городского округа «<адрес>».
Согласно паспорту безопасности МБУ ДО «Детская школа искусств № им. Н.П. Будашкина», присвоена 4 категория опасности объекта.
Поскольку в судебном заседании выявленные нарушения требований антитеррористической защищенности ответчиками не оспаривались, доказательств полного их устранения суду не представлено, и поскольку выявленные нарушения отрицательно сказываются на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, и не обеспечивают надлежащую антитеррористическую защищенность учреждения, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Рассматривая требование истца о возложении на ответчиков обязанностей по устранению нарушения закона, учитывая объем необходимых мероприятий, направленных на обеспечение надлежащей антитеррористической защищенности учреждения, суд полагает разумным установить срок для исполнения решения суда в части возложения обязанности на комитет культуры администрации городского округа «<адрес>» до ДД.ММ.ГГГГ, а в части возложения обязанности на МБУ ДО «Детская школа искусств № им. Н.П. Будашкина» до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░. ░.░. ░░░░░░░░░» (░░░░ № ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░>» (№) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░. ░.░. ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.02.2024