РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сочи.
03.02.2021.
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Качур С.В.,
при секретаре судебного заседания Казанджян А.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Южного межрегионального управления Росприроднадзора к Ворошилову И. С. о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде,
установил:
Южное межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось в суд с иском заявлением к Ворошилову И.С., в котором просит взыскать с Ворошилова И.С. ущерб, причиненный окружающей среде в размере 91000 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, ДД.ММ.ГГГГ специалистами Южного межрегионального управления Росприроднадзора проведено детальное обследование территории земельных участков по адресу: Краснодарский край, <адрес> земельные участки с кадастровыми номерами: №, №.
В ходе визуального осмотра территории земельных участков с кадастровыми номерами: №, № установлен факт складирования отходов производства и потребления в виде ТКО, КГО, строительного мусора, битого стекла и др.
Привлеченными специалистами ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" 03.02.2020 проведены отборы проб отходов для установления компонентного состава и класса опасности, а так же под местами складирования отходов осуществлен отбор проб почвы для установления наличия загрязняющих веществ и степени их концентрации, с целью исследования на предмет ее загрязнения, а также фоновых образцов почвы.
По результатам лабораторных исследований и согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" (с изменениями от 28.11.2017) установлено, что под воздействием атмосферных осадков складированы, отходы производства и потребления в виде:
отход "Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ" соответствует 4 классу опасности, код 8 90 000 01 72 4 по Федеральному классификационному каталогу отходов.
отход "Отходы пенопласта на основе поливинилхлорида незагрязненные" соответствует 4 классу опасности, код 4 35 100 01 20 4 по Федеральному классификационному каталогу отходов.
отход "Бой бетонных изделий" соответствует 5 классу опасности, код 3 46 200 01 20 5. по Федеральному классификационному каталогу отходов.
отход "Бой строительного кирпича" соответствует 5 классу опасности, код 3 43 210 01 20 5 по Федеральному классификационному каталогу отходов.
отход "Керамические изделия прочие, утратившие потребительские свойства, незагрязненные" соответствует 5 классу опасности, код 459110 99 51 5 по Федеральному классификационному каталогу отходов.
отход "Растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками" соответствует 5 классу опасности, код 7 31 300 02 20 5 по Федеральному классификационному каталогу отходов.
Согласно проведенным лабораторным исследованиям ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" почвы, Протокол (измерений) проб почва № 4 от 10.02.2020 г., экспертное заключение № 23 от 13.02.2020 г.) установлено:
Превышение относительно условного фона (пробы № (условный фон (глубина отбора 0-0, 05) по нефтепродуктам:
в пробе № (загрязненная почва земельный участок с кадастровым номером № (глубина отбора 0-0,05) в 2 раза;
в пробе № (загрязненная почва земельный участок с кадастровым номером № (глубина отбора 0-0,05) в 2 раза;
В результате исследования проб почвы установлено превышение относительно условного фона (пробы № (условный фон (глубина отбора 0-0, 05) по нефтепродуктам:
в пробе № (загрязненная почва земельный участок с кадастровым номером № (глубина отбора 0,05-0,2) в 2 раза;
в пробе № (загрязненная почва земельный участок с кадастровым номером № (глубина отбора 0,05-0,2) в 2 раза.
Согласно расчету сумму вреда, причиненного почвам в результате химического загрязнения почв, как объекту охраны окружающей среды составляет 91000 рублей.
Таким образом, сумма размера взыскания за вред, причинённый почвам как объекту охраны окружающей среды от самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами и как объекту охраны окружающей среды от химического загрязнения составила 91000 рублей.
Управлением было направлено письмо о добровольной оплате за вред, причиненный окружающей среде. Срок возмещения вреда в добровольном порядке истек 01.09.2020.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о месте и времени уведомлены надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу ч.5 ст.167 ГПК РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя истца.
Ответчик Ворошилов И.С. в судебное заседание не явился.
Лица, участвующие в деле, извещаются судебными повестками о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий (ч.2 ст.113 ГПК РФ).
Судебная повестка, адресованная гражданину, вручается ему лично под расписку на подлежащем возврату в суд корешке повестки (ч.1 ст.116 ГПК РФ).
В силу ст.165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как следует из материалов дела, судом своевременно Ворошилову И.С. направлялось извещение о времени и месте рассмотрения дела. В место вручения извещение поступило 18.01.2021, однако по вине ответчика не было своевременно получено. При указанных обстоятельствах риск неполучения извещения лежит на ответчике, а суд был вправе рассмотреть дело в его отсутствие.
Кроме того, о дне судебного заседания ответчик извещался, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте Центрального районного суда г.Сочи на основании ч.2.1 ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин неявки не представил, в связи с чем, в соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ специалистами Южного межрегионального управления Росприроднадзора проведено детальное обследование территории земельных участков по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, р-н Центральный, с/т "Стрелка", земельные участки с кадастровыми номерами: №, №.
В ходе визуального осмотра территории земельных участков с кадастровыми номерами: №, № установлен факт складирования отходов производства и потребления в виде ТКО, КГО, строительного мусора, битого стекла и др.
Привлеченными специалистами ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" 03.02.2020 проведены отборы проб отходов для установления компонентного состава и класса опасности, а так же под местами складирования отходов осуществлен отбор проб почвы для установления наличия загрязняющих веществ и степени их концентрации, с целью исследования на предмет ее загрязнения, а также фоновых образцов почвы.
По результатам лабораторных исследований и согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" (с изменениями от 28.11.2017) установлено, что под воздействием атмосферных осадков складированы, отходы производства и потребления в виде:
отход "Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ" соответствует 4 классу опасности, код 8 90 000 01 72 4 по Федеральному классификационному каталогу отходов.
отход "Отходы пенопласта на основе поливинилхлорида незагрязненные" соответствует 4 классу опасности, код 4 35 100 01 20 4 по Федеральному классификационному каталогу отходов.
отход "Бой бетонных изделий" соответствует 5 классу опасности, код 3 46 200 01 20 5. по Федеральному классификационному каталогу отходов.
отход "Бой строительного кирпича" соответствует 5 классу опасности, код 3 43 210 01 20 5 по Федеральному классификационному каталогу отходов.
отход "Керамические изделия прочие, утратившие потребительские свойства, незагрязненные" соответствует 5 классу опасности, код 459110 99 51 5 по Федеральному классификационному каталогу отходов.
отход "Растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками" соответствует 5 классу опасности, код 7 31 300 02 20 5 по Федеральному классификационному каталогу отходов.
Согласно проведенным лабораторным исследованиям ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" почвы, Протокол (измерений) проб почва № 4 от 10.02.2020 г., экспертное заключение № 23 от 13.02.2020) установлено:
Превышение относительно условного фона (пробы № 9/5 (условный фон (глубина отбора 0-0, 05) по нефтепродуктам:
в пробе № (загрязненная почва земельный участок с кадастровым номером № (глубина отбора 0-0,05) в 2 раза;
в пробе № (загрязненная почва земельный участок с кадастровым номером № (глубина отбора 0-0,05) в 2 раза;
В результате исследования проб почвы установлено превышение относительно условного фона (пробы № (условный фон (глубина отбора 0-0, 05) по нефтепродуктам:
в пробе № (загрязненная почва земельный участок с кадастровым номером № (глубина отбора 0,05-0,2) в 2 раза;
в пробе № (загрязненная почва земельный участок с кадастровым номером № (глубина отбора 0,05-0,2) в 2 раза.
Охрана и рациональное использование земель регламентируются общими и специальными нормативными актами земельного и экологического законодательства.
Согласно статьям 4, 4.1 ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются: с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью; с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга; при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ".
Согласно ст.51 ФЗ "Об охране окружающей среды":
1. Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
2. Запрещаются:
сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
Согласно ст.12 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с ч.2 ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии с ч.5 ст.13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В силу требований ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.34 ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с п.10 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды РФ) от 08.07.2010 № 238 "Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды" (зарегистрирован в Минюсте РФ от 07.09.2010 № 18364), в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами, в том числе отходами производства и потребления, почве как объекту охраны окружающей среды, может быть причинен вред.
В соответствии со ст.1 ФЗ "Об охране окружающей среды" под нормативами предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, понимаются нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде, и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем. Вредом окружающей среде признается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Согласно представленному расчету сумму вреда, причиненного почвам в результате химического загрязнения почв, как объекту охраны окружающей среды составляет 91000 рублей.
Таким образом, сумма размера взыскания за вред, причинённый почвам как объекту охраны окружающей среды от самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами и как объекту охраны окружающей среды от химического загрязнения составила 91000 рублей.
В соответствии с выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости правообладателем земельного участка №, является Ворошилов И.С.
В соответствии с выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости правообладателем земельного участка №, является Ворошилов И.С.
Управлением было направлено письмо о добровольной оплате за вред, причиненный окружающей среде. Однако, данное требования ответчиком оставлено без внимания.
На основании вышеизложенного следует, что вина Ворошилова И.С. в причинении вреда окружающей среде в размере 91000 рублей подтверждается представленными доказательствами.
Судебные расходы суд распределяет на основании ст.103 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд3
решил:
Взыскать с Ворошилова И. С. в пользу Южного межрегионального управления Росприроднадзора ущерб, причиненный окружающей среде в размере 91000 (девяносто одна тысяча) рублей.
Взыскать с Ворошилова И. С. в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 2930 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня вынесения его в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 10.02.2021.
Председательствующий