№ 12-38/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 июля 2020 года с. Турочак
Судья Турочакского районного суда Республики Алтай Албанчинова К.В., рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе на постановление государственного инспектора Барнаульского линейного отдела Обского управления государственного речного надзора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении должностного лица – заместителя начальника по флоту Барнаульского РВПиС Калинина В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Барнаульского линейного отдела Обского управления государственного речного надзора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № заместитель начальника по флоту Барнаульского РВПиС Калинин В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением Калинин В.В. обратился в Турочакский районный суд Республики Алтай с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении с просьбой отменить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя свои требования тем, что в целях зимнего отстоя теплохода «Нептун» администрацией Барнаульского РВПиС с <данные изъяты> был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ об оказании услуг по организации отстоя указанного судна в акватории озера Телецкое в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно условиям договора ответственность за соблюдение пожарной безопасности судна в пункте отстоя несет исполнитель – <данные изъяты>
Представитель Барнаульского линейного отдела Обского управления государственного речного надзора в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, просил о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
В судебном заседании заявитель жалобы Калинин В.В. и его представитель Вирт Ю.А. поддержали доводы, указанные в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, просили постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором Барнаульского линейного отдела Обского управления государственного речного надзора <данные изъяты> отменить, производство по делу прекратить.
Выслушав заявителя жалобы, его представителя, изучив и исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что по результатам проверки соблюдения филиалом ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности при постановке на зимний отстой теплохода «Нептун» в акватории озера Телецкое в непосредственной близости от земельного участка по адресу: <адрес> установлено, что теплоход «<данные изъяты>» находится на зимнем отстое с нарушением Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ Горно-Алтайским транспортным прокурором было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – заместителя начальника по флоту Барнаульского района водных путей и судоходства – филиала ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» Калинина В.В.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Барнаульского линейного отдела Обского управления государственного речного надзора <данные изъяты> должностному лицу – заместителю начальника по флоту Барнаульского РВПиС Калинину В.В. вменены следующие нарушения Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации: в нарушение пункта 216 Правил пожарной безопасности для охраны и обеспечения пожарной безопасности судов в пункте отстоя не организована дежурная вахтенная служба; в нарушение пунктов 239 и 240 Правил пожарной безопасности акватория пункта отстоя не обеспечена плавучими пожарными установками из расчета одна установка на 200 м береговой полосы, в отстойном пункте отсутствует пожарная прорубь (майна); в нарушение требования пунктов 241 и 242 Правил пожарной безопасности, по направлению к пожарным подъездам не установлены соответствующие указатели, на которых должно быть указано расстояние до водоисточника. Противопожарные разрывы, подъезды к водоисточникам, съезды с берега на лед и проезды по территории пункта отстоя не оборудованы предупреждающими аншлагами «Пожарный подъезд (проезд) не загромождать» и соответствующими указателями направления движения к счалам судов; в нарушение п. 243 Правил пожарной безопасности в пункте отстоя отсутствует противопожарный инвентарь согласно табелю, утвержденному руководителем (владельцем) пункта отстоя, исходя из количества и типов зимующих судов; в нарушение п. 245 Правил пожарной безопасности установлено, что в пункте отстоя теплохода «Нептун» отсутствует какая-либо документация о зимнем отстое судна (схема размещения судна, сведения о лице ответственным за отстой судна и т.д.); в нарушение пункта 246 Правил пожарной безопасности на территории пункта отстоя, полностью отсутствуют проезды, дороги и отсутствует электрическое освещение.
В соответствии с п. 2 Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – Правил пожарной безопасности), утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 24 декабря 2002 года № 158 (зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 4 января 2003 года № 4091) указанные правила устанавливают требования пожарной безопасности на судах внутреннего и смешанного (река - море) плавания, находящихся в эксплуатации, ремонте и отстое, и обязательны для выполнения всеми судовладельцами и членами экипажей судов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно п. 216 Правил пожарной безопасности для охраны и обеспечения пожарной безопасности судов в пункте отстоя руководитель (владелец) пункта отстоя организует дежурную вахтенную (караванную) службу.
На основании п. 239 Правил пожарной безопасности дежурное судно находится в оперативном подчинении ответственного дежурного по пункту отстоя. Все указания на дежурное судно поступают только через дежурного по пункту отстоя. Акватория пункта отстоя обеспечивается плавучими пожарными установками из расчета одна установка на 200 м береговой полосы. Плавучая пожарная установка оборудуется электроприводным пожарным насосом производительностью не менее 70 м3/ч при напоре 5 - 6 кг/см2, пожарными рукавами общей длиной не менее 400 м и резервуаром для пенообразователя емкостью 400 дм3. Проверка готовности плавучих пожарных установок к эксплуатации осуществляется комиссией пункта отстоя с оформлением соответствующего акта по каждой установке.
В соответствии с п. 240 Правил пожарной безопасности для обеспечения забора воды передвижными насосными установками и пожарными автомобилями с момента ледостава на акватории должны поддерживаться в постоянной готовности пожарные проруби (майны) из расчета одна прорубь на 50 м береговой полосы.
Согласно п. 241 Правил пожарной безопасности вдоль береговой полосы пункта отстоя оборудуются пожарные подъезды (пирсы) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 м, обеспечивающие возможность подачи воды пожарными автомобилями на любой счал. По направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели. На них четко наносятся цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
На основании п. 242 Правил пожарной безопасности противопожарные разрывы, подъезды к водоисточникам, съезды с берега на лед и проезды по территории пункта отстоя оборудуются предупреждающими аншлагами "Пожарный подъезд (проезд) не загромождать" и соответствующими указателями направления движения к счалам судов.
В соответствии с п. 243 Правил пожарной безопасности на пункте отстоя необходимо иметь противопожарный инвентарь согласно табелю, утвержденному руководителем (владельцем) пункта отстоя, исходя из количества и типов зимующих судов.
Согласно п. 245 Правил пожарной безопасности пункт отстоя обеспечивается: соответствующей документацией; телефонной (радиотелефонной) связью между ответственным дежурным по каравану и вахтенными постами, а также с объектовой пожарной командой и подразделениями Государственной противопожарной службы на местах; звуковой пожарной сигнализацией на вахтенных постах (колокола, металлический рельс и т.п.).
На основании п. 246 Правил пожарной безопасности электрическое освещение каравана зимующих судов должно обеспечивать хорошую видимость по всей акватории пункта отстоя. Вдоль всех проездов, дорог, в противопожарных разрывах и по периметру каравана должны быть установлены светильники, по береговой линии на возвышенных местах - прожекторы. Использование судовых электросетей для наружного освещения каравана не допускается.
Системный анализ вышеуказанных норм позволяет сделать однозначный вывод о действии указанных положений в период нахождения судов на ремонте и отстое и обязательном исполнении данных правовых норм руководителями (владельцами) пунктов отстоя.
В соответствии со ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации пункт отстоя - часть поверхностного водного объекта и (или) комплекс сооружений, обустроенные и оборудованные в целях ремонта, стоянки судов, технического осмотра судов и плавучих объектов.
Материалами дела установлено, что Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» не имеет пункта отстоя, в связи с чем, в целях зимнего отстоя теплохода «Нептун», между ФБУ «Администрация Обского БВП» и <данные изъяты> был заключен договор об оказании последним услуг по организации отстоя судна: теплоход «<данные изъяты>» (№) в акватории озера Телецкое в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 6 указанного договора исполнитель (<данные изъяты>) несет полную ответственность за соблюдением требований пожарной безопасности судна в пункте отстоя.
Доказательств оспоримости или ничтожности договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФБУ «Администрация Обского БВП» и <данные изъяты>. об оказании услуг по организации отстоя судна материалы дела не содержат.
Указание должностного лица Барнаульского линейного отдела Обского управления государственного речного надзора в постановлении об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ о формальном составлении данного договора, целью которого является не обеспечение пожарной безопасности, а избежание административной ответственности не основано на законе и в должной мере не подтверждено материалами дела.
Вывод о виновности должностного лица – заместителя начальника по флоту Барнаульского района водных путей и судоходства – филиала ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» Калинина В.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основано на неправильном толковании норм материального права, поскольку требования об обязательном исполнении пунктов 216, 239-243, 245, 246 Правил пожарной безопасности возложено на руководителей (владельцев) пунктов отстоя, отсутствием пункта отстоя на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления указанного юридического лица.
В указанном случае, при наличии договора об оказании услуг по организации отстоя судна, заместитель начальника по флоту <адрес> водных путей и судоходства – филиала ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» Калинин В.В. не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно положений ст. 24.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Из содержания п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии в случае хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9., 24.5. настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора Барнаульского линейного отдела Обского управления государственного речного надзора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении должностного лица – заместителя начальника по флоту Барнаульского РВПиС Калинина В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя начальника по флоту Барнаульского РВПиС Калинина В.В. подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 названного Кодекса – за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Калинина В.В. на постановление государственного инспектора Барнаульского линейного отдела Обского управления государственного речного надзора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении должностного лица – заместителя начальника по флоту Барнаульского РВПиС Калинина В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Барнаульского линейного отдела Обского управления государственного речного надзора <данные изъяты>. от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении должностного лица – заместителя начальника по флоту Барнаульского РВПиС Калинина В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья К.В. Албанчинова