Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-12/2024 от 15.01.2024

УИД № 42RS0040-01-2024-000067-57

Номер производства по делу № 5-12/2024

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                               19 января 2024 года

Судья Кемеровского районного суда Кемеровской области Палеха О.Я., (ул. Кузбасская, 28 «а», г. Кемерово, 650000), рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КРФ об АП, в отношении юридического лица - ООО «Ровер» (юридический адрес: 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Г.И. Чорос-Гуркина, 29, ИНН 0411003512, ОГРН 1020400733814, дата присвоения ОГРН 07.10.2002),

установил:

В отношении юридического лица - ООО «Ровер» 15.01.2024 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КРФ об АП.

Протоколом об административном правонарушении установлено, что при проведении выездной проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности в отношении ООО «Ровер», на опасном производственном объекте «Разрез угольный №1 («Глушинский»)», peг. №А63-02046-0001, II класса опасности, расположенного по адресу: Кемеровская область, Кемеровский муниципальный округ, принадлежащего (находящегося в эксплуатации) ООО «Ровер», 15.01.2024 в 09.00 час. выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, а именно:

1. По восточному нерабочему борту западного участка разреза «Глушинский» в районе профильных линий 286-294 на горизонте +113,5-+125,0 м в III-IV квартале 2019 года велись горные работы по пласту Волковский, предусмотренные ПРГР-2019 к отработке в I и II кварталах 2019 г.

- при ведении горных работ в районе профильных линий 286-294 на горизонтах +113,5-+125,0 м. не производилась разноска уступов восточного нерабочего борта западного участка разреза «Глушинский» для обеспечения безопасной отработки пласта Волковский. Ведение горных работ ООО «Ровер» осуществлялось с нарушением параметров элементов системы разработки, предусмотренных Проектом, что привело к увеличению границ опасной зоны - «высокий уступ» (более полуторной высоты черпания экскаватора) высотой от 50 до 90 метров, зарегистрированной в Журнале учета опасных зон под №43 от 26.04.2018 (зарегистрированные границы в Журнале учета опасных зон: пр. л. 266-295, гор. +135 м - 202 м).

Пунктом 2.9.1 раздела Проекта 2.9 «Границы и запасы карьерного поля» на западе участка разреза «Глушинский» предусмотрена линия разноса нерабочего борта от кровли пласта Волковский;

- границы опасной зоны на местности не ограждены и не обозначены предупредительными знаками.

Нарушены: части 1, 2 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункты 38, 39, 42, 89 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.11.2020 №436, что создает угрозу жизни и здоровью людей, при нахождении людей вблизи или в границах опасной зоны в случае обрушения откоса уступа и скатывания кусков породы с вышележащих горизонтов.

2. В центральной части разреза «Глушинский» по западному борту в районе пр. л. 290-294 на гор. +135 м. в 4 квартале 2019 года велись горные работы с нарушением параметров элементов системы разработки, предусмотренных Проектом, что привело к образованию опасной зоны - «высокий уступ» высотой до 65 метров (средняя отметка нижней бровки уступа + 135 м, средняя отметка верхней бровки уступа + 200 м):

- не выполнялись мероприятия по безопасной работе в опасной зоне «высокий уступ» при ведении горных работ на гор. +135 м в пр. л. 290-294;

- угол откоса высокого уступа западного борта в опасной зоне составил 85°, Проектом предусмотрен устойчивый угол откоса уступа 36°, что не обеспечивает необходимую устойчивость западного борта;

- границы опасной зоны на местности не обозначены предупредительными знаками, ограждениями или предохранительными валами.

Нарушены: части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункты 38, 39, 42, 82, 89, 90, 96 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.11.2020 №436, что создает угрозу жизни и здоровью людей, при нахождении людей вблизи или в границах опасной зоны в случае обрушения откоса уступа и скатывания кусков породы с вышележащих горизонтов, в связи с тем, что не обеспечен устойчивый угол западного борта.

Работы по ликвидации опасных зон «высокий уступ» в профильных линиях 286?294 на горизонте +130,0 метров и ниже протяженностью 160 метров не производились, что подтверждается маркшейдерской съемкой, подписанной главным инженером ООО «Ровер», в связи с чем, угроза для жизни и здоровья персонала ООО «Ровер» не устранена.

3. В 2019 году и в 1 квартале 2020 года в районе профильных линий № 244-259а нерабочего восточного борта, горизонты +115,0-+195,0 м, велось внутреннее отвалообразование протяженностью 600 метров, не предусмотренное Проектом и планами развития горных работ на 2019-2020 гг., разработанными в соответствии с Проектом и согласованными Сибирским управлением Ростехнадзора, а так же:

- внутренняя бровка ограничительного вала располагается в призме возможного обрушения.

Нарушены: части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункты 136, 145, 161 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.11.2020 №436, что создает угрозу жизни и здоровью людей, занятых в производственном процессе при выполнении отвальных работ, в случае обрушения откоса яруса отвала.

На момент проверки горные работы не ведутся, горно-транспортное оборудование на опасном производственном объекте отсутствует.

Угроза возникает при дальнейшем ведении горных работ на опасном производственном объекте «Разрез угольный №    1 («Глушинский»)» по пласту Волковский, в районе профильных линий 286?294 на горизонте +130 м. и ниже, а также в случае случайного попадания людей в опасную зону. При этом может возникнуть обрушение откоса уступа, а также скатывание кусков породы с вышележащих горизонтов, что может привести к травмированию персонала ООО «Ровер» и в случае ведения внутреннего отвалообразования, не предусмотренного Проектом с применением горнотранспортного оборудования. При этом может возникнуть обрушение откоса уступа и падение горно-транспортного оборудования с высоты, что может привести к травмированию работников ООО «Ровер», задействованных при выполнении работ на внутреннем отвале.

ООО «Ровер» имело возможность для соблюдения требований в области промышленной безопасности опасного производственного объекта, однако все зависящие от него меры по их соблюдению не приняло и не предотвратило нарушения установленных требований. Обстоятельств, препятствующих соблюдению требований промышленной безопасности, не установлено.

ООО «Ровер» не может дать гарантий, исключающих попадание людей в западной части разреза «Глушинский» по западному и восточному бортам в опасных зонах «высокий уступ» в профильных линиях 286?294 на горизонте +130,0 метров и ниже на протяжении 160 метров.

ООО «Ровер» извещено надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание законный представитель или защитник юридического лица не явился, об отложении рассмотрения дела ходатайств не поступало. При таких обстоятельствах суд полагает, что дело может быть рассмотрено в отсутствие ООО «Ровер».

Представитель Сибирского Управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, суду представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие должностного лица и назначении юридическому лицу наказания в виде административного приостановления деятельности по ведению горных работ в западной части разреза «Глушинский» по западному и восточному бортам в опасных зонах «высокий уступ» в профильных линиях 286?294 на горизонте +130,0 метров и ниже, протяженностью 160 метров опасного производственного объекта «Разрез угольный №1 («Глушинский»)», peг. №А63-02046-0001, II класса опасности, сроком на 90 суток.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 9.1 КРФ об АП предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

В соответствии с ч.2 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» работники опасного производственного объекта обязаны, в том числе, соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте.

В соответствии с пунктами 38, 39, 42, 82, 89, 90, 96, 136, 145, 161 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.11.2020 №436:

- Горные работы по проведению траншей, разработке уступов и отсыпке отвалов должны вестись с учетом инженерно-геологических условий и применяемого оборудования, в соответствии с техническим проектом разработки месторождения и, утвержденной техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза, документацией на производство работ (п.38);

- В документации на производство работ должны указываться допустимые размеры рабочих площадок, берм, углов откоса, высоты уступа, призмы обрушения, расстояний от горнотранспортного оборудования до бровок уступа, развала взорванной горной массы или отвала, а также границы действия проекта производства работ (п.39);

- Запрещается ведение горных работ без утвержденной документации на производство работ, а также с отступлением от требований документации (п.42);

- При ведении горных работ под высокими уступами необходимо разработать мероприятия по обеспечению безопасности ведения работ, в соответствии с дополнениями к документации на ведение горных работ на угольном разрезе, если это не выполнено в техническом проекте разработки месторождения (п.82);

- Границы опасных зон на местности следует обозначать предупредительными знаками, ограждениями или предохранительными валами (п.89);

- Разработка и контроль реализации проектов или мероприятий по безопасному ведению открытых горных работ в опасных зонах и отнесение участков к опасным зонам проводятся работниками маркшейдерской, геологической и технической служб угледобывающей организации под руководством технического руководителя (главного инженера) угольного разреза (п.90);

- Главный маркшейдер угольного разреза: относит совместно с главным геологом угольного разреза участки к опасным зонам и строит их границы; наносит границы опасных зон на планы горных работ; разрабатывает маркшейдерскую документацию, необходимую для отнесения участков ведения горных работ к опасным зонам, составляет документацию на производство работ по ликвидации опасной зоны и (или) мероприятия по безопасному ведению горных работ в опасной зоне; участвует в разработке документации на производство работ по ликвидации опасной зоны и (или) мероприятий по безопасному ведению горных работ в опасной зоне; уведомляет технического руководителя (главного инженера) угольного разреза и начальника участка не позднее чем за тридцать дней до подхода горных выработок к границам опасных зон, а также в течение суток со дня выявления (обнаружения) опасной зоны; ведет совместно с главным геологом угольного разреза учет опасных зон угольного разреза; организует наблюдение за деформациями бортов, откосов, уступов и отвалов в объемах, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения; составляет отчет по результатам наблюдений за деформациями бортов, откосов, уступов и отвалов; знакомит технического руководителя (главного инженера) угольного разреза с данными и выводами по результатам наблюдений за деформациями бортов, откосов, уступов и отвалов (п.96);

- Местоположение, количество, порядок формирования и эксплуатации внутренних и внешних отвалов, их параметры, определяются техническим проектом разработки месторождения. Ведение горных работ на отвалах и перегрузочных пунктах должно проводиться по документации на производство работ, разработанной на основании проекта разработки месторождения. Документация на производство работ утверждается техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза и должна содержать: порядок образования и эксплуатации, число и размеры секторов, схемы освещения и электроснабжения, световую и звуковую сигнализацию, схемы маневров на разгрузочной площадке перегрузочного пункта, пути передвижения людей (п.136);

- Высота породных отвалов и отвальных ярусов, углы откоса и призмы возможного обрушения, скорость продвижения фронта отвальных работ устанавливаются в проекте разработки месторождения по расчетам в зависимости от физико-механических свойств пород отвала и его основания, способов отвалообразования, рельефа местности и несущей способности нагруженных отвалов (п.145);

- Горнотранспортное оборудование должно разгружаться на отвале в местах, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения, вне призмы обрушения (сползания) породы. Размеры этой призмы устанавливаются данным проектом, подтверждаются работниками маркшейдерской службы и регулярно доводятся до сведения лиц, работающих на отвале (п.161).

Согласно п.5 Приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», к опасным производственным объектам относятся объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

Учитывая, что юридическое лицо относится к объекту, на котором ведутся горные работы, в соответствии с п.5 Приложения 1 к ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», оно является опасным производственным объектом, а все названные в протоколе об административном правонарушении нарушения являются нарушениями требований промышленной безопасности.

Вина юридического лица в нарушении требований промышленной безопасности подтверждается протоколом об административном правонарушении №30-06-001 от 15.01.2024, протоколом о временном запрете деятельности №30-06-002 от 15.01.2024, выкопировкой с плана горных работ, актом проверки №А-340-556-о от 15.01.2024.

Судья считает, что при указанных в протоколе об административном правонарушении нарушениях требований промышленной безопасности, создается реальная угроза жизни и здоровью людей.

Действия ООО «Ровер» необходимо квалифицировать по ч.1 ст.9.1 КРФ об АП, как нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.

При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица и считает, что в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей наказание должно быть назначено только в виде административного приостановления деятельности, поскольку менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Протоколом о временном запрете деятельности №30-06-002 от 15.01.2024 деятельность по ведению горных работ в западной части разреза «Глушинский» по западному и восточному бортам в опасных зонах «высокий уступ» в профильных линиях 286?294 на горизонте +130,0 метров и ниже, протяженностью 160 метров опасного производственного объекта «Разрез угольный №1 («Глушинский»)», peг. №А63-02046-0001, II класса опасности, расположенного по адресу: Кемеровская область, Кемеровский муниципальный округ, принадлежащего ООО «Ровер», запрещена с 11.00 час. 15.01.2024.

Учитывая характер допущенных нарушений, степень потенциальной общественной опасности указанного административного правонарушения, объем необходимых работ для устранения нарушений, судья считает необходимым назначить срок административного приостановления деятельности - 90 суток.

В соответствии с ч.2 ст.3.12 КРФ об АП срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

В соответствии с п.23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определяя срок административного приостановления деятельности, необходимо иметь в виду, что он не может превышать девяноста суток, включая срок временного запрета деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась. В случае применения названной меры судье следует отразить это обстоятельство в постановлении по делу, включая время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности.

В соответствии с ч.3 ст.32.12 КРФ об АП административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9, ст.29.10 КРФ об АП, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ООО «Ровер» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КРФ об АП, и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности по ведению горных работ в западной части разреза «Глушинский» по западному и восточному бортам в опасных зонах «высокий уступ» в профильных линиях 286?294 на горизонте +130,0 метров и ниже протяженностью 160 метров опасного производственного объекта «Разрез угольный №1 («Глушинский»)», peг. №А63-02046-0001, II класса опасности, расположенного по адресу: Кемеровская область, Кемеровский муниципальный округ, принадлежащего ООО «Ровер», сроком на 90 (девяносто) суток.

    В срок административного приостановления деятельности зачесть срок временного запрета деятельности с 11.00 час. 15.01.2024.

Постановление подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, путем подачи жалобы судье, которым вынесено постановление по делу, или непосредственно в Кемеровский областной суд.

Судья:

5-12/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
ООО Ровер
Суд
Кемеровский районный суд Кемеровской области
Судья
Палеха Олеся Ярославовна
Статьи

ст.9.1 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
kemerovsky--kmr.sudrf.ru
15.01.2024Передача дела судье
15.01.2024Подготовка дела к рассмотрению
19.01.2024Рассмотрение дела по существу
19.01.2024Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
22.01.2024Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
07.02.2024Направленная копия постановления (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
18.02.2024Вступление постановления (определения) в законную силу
19.02.2024Обращено к исполнению
26.03.2024Сдача материалов дела в архив
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее