Дело № 2-444/2022
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 августа 2022 года г. Облучье
Облученский районный суд ЕАО в составе:
председательствующего судьи Будченко Т.В.,
при секретарях судебного заседания Чеботаревой Н.В., Ласкиной Ю.В.,
с участием истца – заместителя прокурора Облученского района ЕАО Оржеховского Е.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бирского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Облученского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бирского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области, в котором указал, что в ходе проверки в рамках надзорной деятельности исполнения администрацией муниципального образования Бирского городского поселения законодательства в сфере обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации, выявлены нарушения статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ГОСТ 31937-2011. «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». Установлено, что контрольная проверка и мониторинг технического состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения здания администрации по адресу: <адрес> ЕАО с даты его ввода в эксплуатацию- ДД.ММ.ГГГГ года, не проводились. Эксплуатационный контроль здания ответчиком не осуществляется, что влечет несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания и создает угрозу его обветшания и утраты, а так же предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, что влечет нарушение прав сотрудников администрации, то есть неопределенного круга лиц. Прокурор в интересах неопределенного круга лиц просит обязать администрацию Бирского городского поселения провести по правилам ГОСТ 31937-2011 контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания администрации Бирского городского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании участвующий по делу прокурор Оржеховский Е.П. исковые требования уточнил, просил обязать администрацию Бирского городского поселения провести по правилам Федерального закона от 30.12.2009 № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания администрации в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований привел доводы, указанные в иске.
Представитель ответчика - администрации Бирского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал.
На основании части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 6 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации (часть 7 статьи 55.24 ГрК РФ).
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (часть 8 статьи 55.24 ГрК РФ).
Под сетью инженерно-технического обеспечения понимается совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, а сама система инженерно-технического обеспечения представляет одну из систем здания или сооружения, предназначенную для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, размещения инженерных сетей, в т.ч. и подземных (пункты 20, 21 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
Согласно части 9 статьи 55.24 ГрК РФ эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
В силу части 1 статьи 55.25 ГрК РФ в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Согласно статье 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также в строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона № 384 и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 Федерального закона № 384 перечни, или требований специальных технических условий.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, в том числе в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части.
Положениями статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (часть 1). Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», обеспечивает применение на обязательной основе пункта 13.1 ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения», введенного в действие приказом Росстандарта от 11.12.2014 № 1974-ст, согласно которому оценку технического состояния строительных объектов проводят: по истечении расчетного срока службы объекта; в случае любого вида ремонта (комплексного, капитального, текущего) зданий и конструкций, подвергшихся износу при длительной эксплуатации; при проведении технического мониторинга.
Пунктом 4.1 ГОСТа 31937-2011 «Межгосударственный стандарт «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенным в действие приказом Госстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст, предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
По правилам пункта 4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
В соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ 31937-2011, цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции.
При обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния). В случае ограниченно работоспособного и аварийного состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для вариантного проектирования восстановления или усиления конструкций (пункт 5.1.2 ГОСТ 31937-2011).
Из материалов дела установлено, что администрация Бирского городского поселения, расположена в двухэтажном здании, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью 1435,6 кв.м., с централизованным отоплением, водоснабжением, администрация является собственником нежилых помещений площадью 340,7 кв.м., расположенных на втором этаже здания – помещения 1-10, лестничные клетки, на первом этаже помещения 1,2,4-12,14,15, лестничные клетки, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проведенной прокуратурой Облученского района ЕАО проверки соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации установлено, что капитальный ремонт помещений администрации Бирского городского поселения, с даты их эксплуатации, контрольные проверки и мониторинг технического состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения здания администрации, не проводились.
По информации администрации Бирского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ помещения администрации Бирского городского поселения эксплуатируются с ДД.ММ.ГГГГ года, текущие ремонты в здании администрации проводились в ДД.ММ.ГГГГ году, в ДД.ММ.ГГГГ году, однако суду доказательства проведения ремонтов в нарушение статьи 56 ГПК РФ ответчиком не представлены.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что до настоящего времени нарушения, указанные прокурором, администрацией Бирского городского поселения не устранены, проверка и (или) мониторинг технического состояния оснований, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения здания администрации не проведены, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Осуществление деятельности администрацией Бирского городского поселения в отсутствие указанных прокурором мероприятий не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе эксплуатации помещений, принадлежащих администрации Бирского городского поселения.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего иска требования действующего законодательства не исполнены, администрация Бирского городского поселения признала исковые требования суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные прокурором требования о возложении на администрацию Бирского городского поселение Облученского муниципального района ЕАО обязанности провести контрольную проверку и (или) мониторинг технического состояния оснований, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения здания администрации в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Согласно статье 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок для исполнения ответчиком решения суда, принимая во внимание, что для проверки и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения здания требуется, в том числе привлечение специалистов на платной основе, учитывая порядок формирования бюджета, объем необходимых работ, требуемых для исполнения обязательств, суд считает установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу подпунктов 9 и 19 пункта 1 статьи 33.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, освобождается: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
С учетом изложенного государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден прокурор при подаче настоящего иска, не подлежит взысканию с ответчика администрации Бирского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО, как органа местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Облученского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бирского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Обязать администрацию Бирского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения здания администрации Бирского городского поселения, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В. Будченко
мотивированное решение составлено 22.08.2022