Мировой судья с/у № 37 Комина Е.В.
СОКОЛЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 декабря 2023 года № 11-28/2023
г. Сокол
Вологодская область
Сокольский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Новиковой С.Е.,
при секретаре Топорове Д.А.,
с участием ответчика Аронова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Аронова А.Н. на решение мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 37 от 18 августа 2023 года по иску общества с ограниченной ответственностью «АкваЛайн» к Аронову А.Н. о взыскании задолженности по оплате за оказанные коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
установил:
истец ООО «АкваЛайн» обратился в суд с иском к Аронову А.Н. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 апреля 2019 года по 31 января 2023 года в размере 4 120 рублей 95 копеек, пеней за период с 13 марта 2021 года по 21 апреля 2023 года в размере 467 рублей 01 копейки, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей 00 копеек.
Решением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 37 от 18 августа 2023 года исковые требования удовлетворены частично, с Аронова А.Н. в пользу общества с ограниченной ответственностью «АкваЛайн» взыскана задолженность по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 апреля 2019 года до 31 января 2023 года в размере 4 120 рублей 95 копеек, пени за период с 13 марта 2021 года по 31 марта 2022 года и со 02 октября 2022 года по 21 апреля 2023 года в размере 200 рублей 00 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей 00 копеек.
В апелляционной жалобе Аронов А.Н. выразил несогласие с принятым мировым судьей решением, просил решение мирового судьи отменить, в удовлетворении исковых требований ООО «АкваЛайн» отказать. В обоснование указывает, что коммунальными услугами ООО «АкваЛайн» не пользуется, утилизирует отходы самостоятельно, сжигает в печах, сдает в пункты приема, из органических отходов делает компост.
В возражениях ООО «АкваЛайн» просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, так как в соответствии с действующим законодательством складирование отходов должно осуществляться только в специализированных местах накопления, запрещено складирование, сжигание, хранение отходов в местах не предназначенных для этого. ООО «АкваЛайн» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказывает услуги по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов.
Представитель истца ООО «АкваЛайн» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовал.
Ответчик Аронов А.Н. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал, пояснил, что мусор утилизирует самостоятельно, сжигает в печах, закапывает в грунт, оплачивать услуги ООО «АкваЛайн» не желает, так как ими не пользуется.
Суд, заслушав Аронова А.Н., проверив законность и обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327, абзаца 1 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, полагает его принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Разрешая заявленные требования, мировой судья правильно руководствовался положениями статей 153, 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, установив факт оказания истцом ответчику услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, сложившиеся между сторонами договорные отношения, обосновано пришел к выводу о взыскании с Аронова А.Н. задолженности по оплате указанных услуг.
Как следует из материалов дела Аронов А.Н. зарегистрирован и проживает по адресу: Вологодская область, <адрес>, д. Замошье, <адрес>, собственником жилого дома является Григорьева С.Н.
Определением мирового судьи от 18 августа 2023 года производство по гражданскому делу по иску ООО «АкваЛайн» о взыскании задолженности по оплате за оказанные коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении ответчика Григорьевой С.Н. прекращено в связи с отказом от иска к указанному ответчику.
С 01 января 2019 года ООО «АкваЛайн» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории восточной зоны Вологодской области.
По информации администрации Сокольского муниципального округа Вологодской области ближайшая контейнерная площадка от <адрес> расположена примерно в 90 метрах.
В соответствии с расчетом истца задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: Вологодская область, <адрес>, д. Замошье, <адрес>, за период с 01 апреля 2019 года по 31 января 2023 года составляет 4 120 рублей 95 копеек.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Твердые коммунальные отходы (ТКО) согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).
С 01 января 2016 года собственник жилого дома или части жилого дома согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей указанного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра определен Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039.
Согласно пункту 3 названных Правил места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее Правила № 1156).
Положения данных Правил подлежат применению к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Аналогичное положение следует из пункта 5 Правил № 1156, согласно которому договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) Правил.
Потребителем согласно пункту 2 Правил № 1156 является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 9 Правил № 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
При этом в силу пункта 15 Правил № 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (статья 8); в целях обеспечения такого права отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 22).
Вопреки доводам апелляционной жалобы в силу действующего законодательства граждане не вправе самостоятельно осуществлять сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. Сжигание мусора, который образуется в результате человеческой деятельности, а также закапывание его в грунт, недопустимо, так как это приводит к загрязнению почвы, воды, воздуха, может привести к экологической катастрофе.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Ароновым А.Н. не представлено доказательств ненадлежащего оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором ООО «АкваЛайн».
Из материалов дела следует, что контейнерная площадка расположена вблизи жилого дома, ООО «АкваЛайн» регулярно осуществляет вывоз отходов в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, пунктами 5 и 7 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем начисление платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, равно как и выставление квитанций на оплату услуг, произведено ООО «АкваЛайн» правомерно.
При установленных обстоятельствах, суд полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 37 от 18 августа 2023 года по гражданскому делу по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «АкваЛайн» к Аронову А.Н. о взыскании задолженности по оплате за оказанные коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оставить без изменения, апелляционную жалобу Аронова А.Н. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Судья С.Е. Новикова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 декабря 2023 года.