Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-20/2024 (2-1104/2023;) ~ М-1092/2023 от 13.11.2023

Дело № 2-20/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 января 2024 года с. Кабанск

Кабанский районный суд РБ в составе председательствующего судьи Баторовой Т.В., при секретаре Кадыровой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кабанского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городского поселения «Селенгинское», Министерству природных ресурсов и экологии Российский Федерации, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, обеспечить финансирование мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кабанского района РБ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным исковым заявлением к администрации муниципального образования городского поселения «Селенгинское» (далее МО ГП «Селенгинское», Министерству природных ресурсов и экологии Российский Федерации, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия.

Иск мотивирован тем, что в ходе проведённой прокуратурой Кабанского района РБ проверки исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления на территории МО ГП «Селенгинское» выявлены несанкционированные свалки на земельных участках государственная собственность, на которые не разграничена:

- в 500 м ю-в п. Селенгинск примерной площадью 0,4 га, объемом 7 м? (координаты 52°00?, 36.9?N, 106°54?02.7?Е). Отходы образованные от жизнедеятельности людей. Морфологический состав мусора разнообразен и включает в себя: битой стекло, полиэтиленовые мешки, пластик;

- в 450 м ю-в п. Селенгинск примерной площадью 0,4га, объемом 5 м? (координаты 52°00?, 42.2?N, 106°53?54.5?Е). Отходы образованные от жизнедеятельности людей. Морфологический состав мусора разнообразен и включает в себя: битой стекло, полиэтиленовые мешки, пластик;

- в 400 м ю-в п. Селенгинск примерной площадью 0,4га, объемом 9 м? (координаты 52°00?, 47.7?N, 106°53?47.5?Е). Отходы образованные от жизнедеятельности людей. Морфологический состав мусора разнообразен и включает в себя: битой стекло, полиэтиленовые мешки, пластик.

Полномочия по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена, принадлежат администрации, которая земельные участки, на которых расположены несанкционированные свалки в пользование иным лицам не передавала, в связи с чем ответственность за содержание земельных участков, включая организацию ликвидации несанкционированных свалок коммунальных отходов несет администрация МО ГП «Селенгинское».

На основании постановления Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 года №27П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области", исходя из полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российский Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия просил возложить на них обязанность не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить в равных долях финансирование мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории городского поселения «Селенгинское».

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Наумова К.А. от исковых требований к Министерству природных ресурсов и экологии Российский Федерации, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия о возложении обеспечить финансирование мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок отказалась. В остальной части исковые требования к администрации МО ГП «Селенгинское» поддержала.

В судебное заседание представители ответчиков администрации МО ГП «Селенгинское», Министерство природных ресурсов и экологии Российский Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ читает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Ходатайство представителя ответчика Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия об участии в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, поступившее в суд 10 января 2024 года отклонено судом, в связи с отсутствием объективной возможности предварительного согласования проведения судебного заседания в режиме видеоконференц-связи.

Представители третьих лиц Министерство финансов РФ, Министерство финансов РБ, Правительство РБ, УФК по РБ не явились. О времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежаще.

Суд, выслушав представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

В ходе проведенного 6 июня 2023 года прокуратурой Кабанского района совместно с Республиканской службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования обследования несанкционированных свалок на территории МО «Кабанский район» установлено:

- МО ГП «Селенгинское» несанкционированная свалка в 500 м ю-в п. Селенгинск примерной площадью 0,4 га, объемом 7 м? (координаты 52°00?, 36.9?N, 106°54?02.7?Е). Отходы образованные от жизнедеятельности людей. Морфологический состав мусора разнообразен и включает в себя: битой стекло, полиэтиленовые мешки, пластик;

- МО ГП «Селенгинское» несанкционированная свалка в 450 м ю-в п. Селенгинск примерной площадью 0,4га, объемом 5 м? (координаты 52°00?, 42.2?N, 106°53?54.5?Е). Отходы образованные от жизнедеятельности людей. Морфологический состав мусора разнообразен и включает в себя: битой стекло, полиэтиленовые мешки, пластик;

- МО ГП «Селенгинское» несанкционированная свалка в 400 м ю-в п. Селенгинск примерной площадью 0,4га, объемом 9 м? (координаты 52°00?, 47.7?N, 106°53?47.5?Е). Отходы образованные от жизнедеятельности людей. Морфологический состав мусора разнообразен и включает в себя: битой стекло, полиэтиленовые мешки, пластик.

Из ответа главы – руководителя Администрации МО ГП «Селенгинское» Бурьяна В.Н. (исх. №27 от 11 января 2024 года) следует, что согласно координатам, данная территория находится в границах МО ГП «Селенегинское», земли государственная собственность на которые не разграничена. На территории МО ГП «Селенгинское» в 2019 – 2020 годах проводились работы по ликвидации несанкционированных свалок в количестве 4-х штук, в том числе на данных территориях. Ограничить въезд на данную территорию не представляется возможным, так как на данной дороге расположены карты гидрозолоудаления ОАО «Селенгинский ЦКК». Администрация регулярно проводит мониторинг земель по выявлению несанкционированных свалок. Денежные средства на ликвидацию свалок в бюджете МО ГП «Селенгинское» на период 2023 – 2024 года не предусматривались. Администрация МО ГП «Селенгинское» ожидает поступление денежных средств от НВОС.

В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к основным принципам государственной политики в области обращения с отходами относятся охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. В соответствии с п. 1 ст. 13 указанного федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. С учетом изложенного несанкционированные свалки подлежат ликвидации в обязательном порядке.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливая, в частности, перечни вопросов местного значения городского поселения, относит к ним соответственно участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории городского поселения (пункт 18 части 1 статьи 14).

П. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 установлено, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий). Из правового анализа приведенной нормы следует, что за участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.

Судом установлено, что несанкционированные свалки расположены на земельных участках собственность, на которые не разграничена. Свалки в государственный реестр объектов размещения отходов не включены. Собственник отходов, расположенных на свалках не установлен.Из ответа директора ООО «ЭкоАльянс» следует, что с администрацией МО ГП «Селенгинское» договор на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок не заключался.

Принимая во внимание, что несанкционированные свалки отходов находятся на земельных участках на территории МО ГП «Селенгинское», которое в силу приведенных выше положений законодательства несет ответственность по их надлежащему содержанию, суд полагает необходимым возложить на орган местного самоуправления городского поселения обязанность ликвидировать несанкционированные свалки.

Определением суда от 12 января 2024 года производство по делу в части исковых требований Прокурора Кабанского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Российский Федерации, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия о возложении обязанности обеспечить в равных долях финансирование мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок прекращено, в связи с отказом истца от иска.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области" разъяснено, что органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора), из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях), если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, ответчик администрация МО ГП «Селенгинское» после исполнения решения, имеет право на возмещение части расходов, фактически понесенных им на ликвидацию мест несанкционированных свалок из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) (вопрос 35 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13 декабря 2023 года).Такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения ТКО вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок для устранения выявленных нарушений в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, который является разумным и достаточным для исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» (░░░ 0309005910) ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░»:

- ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 500 ░ ░-░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 0,4 ░░, ░░░░░░░ 7 ░? (░░░░░░░░░░ 52°00?, 36.9?N, 106°54?02.7?░);

- ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 450 ░ ░-░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 0,4░░, ░░░░░░░ 5 ░? (░░░░░░░░░░ 52°00?, 42.2?N, 106°53?54.5?░);

- ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 400 ░ ░-░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 0,4░░, ░░░░░░░ 9 ░? (░░░░░░░░░░ 52°00?, 47.7?N, 106°53?47.5?░).

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░ 2024 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-20/2024 (2-1104/2023;) ~ М-1092/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кабанского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация МО ГП " Селенгинское"
Министерство природных ресурсов и экологии РФ
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия
Другие
Министерство финансов РФ
Правительство Республики Бурятия
УФК по Республике Бурятия
Министерство финансов РБ
Суд
Кабанский районный суд Республики Бурятия
Судья
Баторова Татьяна Викторовна
Дело на сайте суда
kabansky--bur.sudrf.ru
13.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.11.2023Передача материалов судье
16.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2023Подготовка дела (собеседование)
30.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.12.2023Судебное заседание
12.01.2024Судебное заседание
19.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2024Дело оформлено
15.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее