Дело № 12-81 (1)/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 августа 2015 года г. Вольск
Судья Вольского районного суда Саратовской области Щипунова М.В.,
с участием представителя Морцева В.П.,
Государственного инспектора труда Черевушко А.В.,
рассмотрев жалобу директора Закрытого акционерного общества «ХайдельбергЦемент Волга» Григорьева С. В. на постановление Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> Черевушко А. В. по делу об административном правонарушении по ст. 5.31 КоАП РФ,
установил:
Государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес> Черевушко А. В. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, в отношении генерального директора Закрытого акционерного общества « ХайдельбергЦемент Волга» Григорьева С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца села <адрес>, в связи с тем, что в нарушение требований ст. 8 ТК РФ, п. 5.10, 5.24, 13.3 коллективного договора ЗАО «Волга Цемент» снижен размер доплат на работах с вредными условиями труда. В качестве обоснования для снижения указано-«интересы трудового коллектива». Данные обстоятельства были установлены в ходе внеплановой проверки соблюдения законодательства о труде с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, проведенной по адресу: <адрес>.
На Григорьева С.В. указанным постановлением был наложен штраф в размере трех тысяч рублей.
Обжалуя указанное постановление, Григорьев С.В. ссылается на то, что в его действиях по внесению изменений в коллективный договор отсутствует состав указанного правонарушения, так как дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ к коллективному договору принималось в порядке, установленном трудовым законодательством, путем проведения коллективных переговоров, подписано оно уполномоченным представителем трудового коллектива- председателем первичной профсоюзной организации А.
Также в жалобе указано, что ДД.ММ.ГГГГ в Вольский районный суд <адрес> ЗАР «ХайдельбергЦемент Вольга» было подано заявление об оспаривании предписания Государственного инспектора труда Черевушко А.В. о признании его недействительным, в том числе, в части п.4-«Считать не подлежащим применению дополнительное соглашение № к коллективному договору на 2013-2016 годы от ДД.ММ.ГГГГ года, в части изменения п. 5.10 коллективного договора, как ухудшающего положение работников». Решением Вольского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанный пункт предписания признан недействительным и не подлежащим применению.
Григорьев С.В. просит отменить постановление Государственного инспектора труда от ДД.ММ.ГГГГ о наложении на него штрафа в размере трех тысяч рублей.
Григорьев С.В. в судебное заседание не явился. Его представитель Морцев В.П. жалобу поддержал. Он пояснил, что с 2013 года на предприятии произошли серьезные изменения. Ранее работа проводилась в старом здании одного цеха бывшего завода «<данные изъяты>». Производство цемента происходило по мокрому способу. Все работники работали в одном цехе, а значит, все подвергались одним и тем же вредным факторам. В мае 2014 года был выстроен новый цементный завод, который представляет собой комплекс различных сооружений, производит цемент по сухому способу. В связи с этим в настоящее время в цехах разные работники подвергаются различным вредным факторам (пыль, шум, температура). Было решено дифференцировать доплату в зависимости от воздействия на работников вредных факторов и их количества. Была проведена аттестация рабочих мест (специальная оценка труда). Карты специальной оценки рабочих мест были получены ДД.ММ.ГГГГ года. Из них следовало, что по ряду профессий условия работы в различной степени отличаются от нормальных условий. Было направлено письмо председателю первичной профсоюзной организации ЗАО «ХайдельбергЦемент Волга» А. с предложением начать процедуру коллективных переговоров и предложить делегатов для участия в них в составе трех человек.
В ходе процедуры коллективных переговоров делегаты с учетом специальной оценки рабочих мест согласились с предложенным перечнем профессий и предложенными надбавками. Было подписано дополнительное соглашение № к коллективному договору.
Государственный инспектор труда Черевушко А.В. возражал против удовлетворения жалобы и пояснил, что сама процедура подписания сторонами дополнительного соглашения № к коллективному договору им не оспаривается, так как она была соблюдена. Тем не менее, директором при подписании данного дополнительного соглашения был нарушен п. 5.24 коллективного договора, в котором сказано, что он обязуется не снижать заработную плату без достаточных оснований. Таким образом, директор предприятия нарушил условия коллективного договора, так как, по его мнению, снижение заработной платы путем подписания указанного дополнительного соглашения было необоснованным, так как было мотивировано интересами трудового коллектива, то есть, директором был нарушен п. 5.24 коллективного договора.
Судья, выслушав представителя Григорьева С.В., Государственного инспектора труда, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 5.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению -влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право: заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами, вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры.
В соответствии со ст. 40 Трудового кодекса Российской Федерации коллективный договор- правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Статьей 41 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателей по вопросам формы, системы и размера оплаты труда.
В статье 44 ТК РФ указано, что изменение коллективного договора производится в порядке, установленном настоящим кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором.
Согласно ст. 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Пунктом 5.10 коллективного трудового договора ЗАО «Волга-Цемент» была установлена на работах с вредными условиями труда работникам доплата в размере 15% от оклада ( часовой ставки).
Пунктом 5.24 коллективного договора установлено, что работодатель обязуется не допускать необоснованного снижения уровня заработной платы.
ДД.ММ.ГГГГ сторонами было принято дополнительное соглашение, согласно которого п.5.10 коллективного договора был изложен в следующей редакции: «установить на работах с вредными условиями труда работникам доплаты в размере не менее 4% от оклада (часовой ставки). Конкретный размер доплат по каждой должности устанавливается в зависимости от степени вредности и тяжести условий труда.
Также раздел 14 коллективного договора был дополнен пунктом 13: «Перечень работ, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на доплату ( с указанием размеров доплат по должностям)».
По мнению судьи, дополнительное соглашение к коллективному договору, изменяющее п. 5.10 указанного договора не противоречит закону, а именно статье 147 Трудового кодекса Российской Федерации, так как устанавливает доплату не менее 4% от оклада (часовой ставки). Таким образом, дополнительное соглашение права работников, установленные трудовым законодательством, не ограничивает, а значит, у Государственного инспектора труда не имелось законных оснований для того, чтобы считать дополнительное соглашение не подлежащим применению, как было указано в предписании от ДД.ММ.ГГГГ года.
Из текста дополнительного соглашения следует, что изменение оплаты труда обосновано не интересами трудового коллектива, а степенью вредности и тяжести условий труда, которые существенно изменились с момента заключения коллективного договора в первоначальной редакции.
Учитывая создание новых сооружений предприятия, изменение условий труда работников, наличие результатов аттестации рабочих мест, различную степень вредности и тяжести условий труда работников предприятия, суд не считает изменение условия коллективного договора, касающегося размера оплаты труда, необоснованным.
Пункт 5.24 коллективного договора обязывает работодателя не допускать необоснованного снижения уровня заработной платы, но не вводит безусловного запрета на ее снижение.
Судья приходит к выводу, что подписав указанное дополнительное соглашение, директор предприятия не нарушил п. 5.24 коллективного договора.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в действиях директора предприятия С.В. Григорьева отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно п. 3 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
Согласно п.2 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ <░░░░░> № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░. 5.31 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░