Дело № 2-319/2023
УИД 44RS0013-01-2023-000257-76
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июня 2023 года п. Красное-на-Волге
Красносельский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Артимовской А.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Красносельского района Костромской области Шишовой О.М.,
при секретаре Васильевой О. Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Красносельского района Костромской области к администрации Красносельского муниципального района Костромской об обязании привести дорожное покрытие проезжей части автомобильной дороги в соответствие с нормативными требованиями
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красносельского района Костромской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации Красносельского муниципального района Костромской области и администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области об обязании привести дорожное покрытие проезжей части автомобильной дороги «Подъезд к н.п. Елкотово-Нелидово» с <данные изъяты> км по <данные изъяты> км, от <адрес> до <адрес>. Елкотово, в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597- 2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст в срок до 01.08.2023 года.
Свои требования истец мотивирует тем, что в <данные изъяты> 2022 года на основании обращения П.Д.В. по вопросу ненадлежащего содержания автомобильной дороги, ведущей к д. Елкотово, прокуратурой района совместно с ОГИБДД ОМВД России по Красносельскому району проведено обследование проезжей части автомобильной дороги, в ходе которого выявлены недостатки в ее содержании. Установлено, что в нарушение требований п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, покрытие проезжей части имеет просадки, заполненные водой, колеи. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Боровиковского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого, администрацией сельского поселения предоставлена информация о заключении договора на выполнение работ по подсыпке автомобильной дороги строительным боем, осуществление которых запланировано на <данные изъяты> 2022 года. В <данные изъяты> 2022 года оценить выполнение требований, изложенных в представлении, не представилось возможным ввиду наличия снежного покрова. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ со сходом снежного покрова на личный прием в прокуратуру района поступило обращение П.Д.В. по вопросу неудовлетворительного состояния проезжей части подъезда к населенному пункту д. Елкотово ввиду наличия многочисленных просадок, колей, препятствующих проезду личного транспорта, транспорта специализированных служб. На основании обращения, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ совместно с ОГИБДД ОМВД России по Красносельскому району с <данные изъяты> ч. <данные изъяты> мин. до <данные изъяты> ч. <данные изъяты> мин. проведено обследование проезжей части автомобильной дороги, в ходе которого выявлены недостатки в ее содержании. Установлено, что в нарушение требований п.5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст, покрытие проезжей с <данные изъяты> км по <данные изъяты> км части имеет многочисленные дефекты в виде просадок глубиной более 25 см, шириной более 30 см; на участке от <адрес> до <адрес> - просадки глубиной более 15 см, шириной 50 см.
В свою очередь, непринятие мер по приведению дорожного полотна в нормативное состояние создает угрозу безопасности дорожного движения, а следовательно, жизни и здоровью граждан, участников дорожного движения, пользователей автомобильных дорог. В связи с вышеизложенным истец и обратился с исковым заявлением в суд.
В судебном заседании помощник прокурора Красносельского района Костромской области Шишова О. М. исковые требования уточнила, не поддержала исковые требования к администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, ходатайствуя об изменении их процессуального положения на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, а также уточнила срок исполнения решения суда, до 01.09.2023 года.
Представитель ответчика - администрации Красносельского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, отделения ГИБДД отд.МВД России по Красносельскому району Костромской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
Выслушав представителя прокуратуры Красносельского района Костромской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона "О прокуратуре РФ" от 17 января 1992 года № 2202-1 (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, в том числе органами местного самоуправления.
Согласно п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Право прокурора на обращение в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Анализируя данные положения закона в их совокупности, суд полагает, что исковое заявление подано прокурором в установленном законом порядке.
В соответствии со статьями 1, 3 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Как следует из ст. ст. 2, 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под обеспечением безопасности дорожного движения подразумевается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьями 3 и 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
В силу ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. По осуществлению деятельности по организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:
принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района;
ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п. 7 ст. 3 указанного Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ.
Таким образом, на местную администрацию как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года № 1245-ст.
В ГОСТ Р 50597-2017 указано, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин и иных повреждений (п. 5.2.4). Отдельные повреждения (выбоины) площадью 0,06 метра в квадрате и более на дорогах второй категории должны устраняться в срок не более пяти суток, третьей категории - в срок не более семи суток, четвертой категории - в срок не более десяти суток (таблица 5.3).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседаниипостановлением администрации Красносельского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень автомобильных дорог, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования Красносельский муниципальный район Костромской области.
В указанный перечень включена автомобильная дорога «Подъезд к н.п. Елкотово-Нелидово», идентификационный №, протяженностью <данные изъяты> км <данные изъяты> категории.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава Красносельского муниципального района Костромской области, утвержденного решением Собрания депутатов Красносельского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании соглашения №-с от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного на 2022 год между администрацией Красносельского муниципального района и администрацией Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, администрации сельского поселения переданы полномочия по содержанию автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района, в том числе, в отношении автомобильной дороги «Подъезд к Елкотово-Нелидово», протяженностью <данные изъяты> км, в грунтовом исполнении <данные изъяты> категории.
Из материалов дела также следует, что в <данные изъяты> 2022 года на основании обращения П.Д.В. по вопросу ненадлежащего содержания автомобильной дороги, ведущей к д. Елкотово, прокуратурой района совместно с ОГИБДД ОМВД России по Красносельскому району проведено обследование проезжей части автомобильной дороги, в ходе которого выявлены недостатки в ее содержании.
Установлено, что в нарушение требований п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, покрытие проезжей части имеет просадки, заполненные водой, колеи.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Боровиковского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого, администрацией сельского поселения предоставлена информация о заключении договора на выполнение работ по подсыпке автомобильной дороги строительным боем, осуществление которых запланировано на <данные изъяты> 2022 года.
В <данные изъяты> 2022 года оценить выполнение требований, изложенных в представлении, не представилось возможным ввиду наличия снежного покрова.
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ со сходом снежного покрова на личный прием в прокуратуру района поступило обращение П.Д.В. по вопросу неудовлетворительного состояния проезжей части подъезда к населенному пункту д. Елкотово ввиду наличия многочисленных просадок, колей, препятствующих проезду личного транспорта, транспорта специализированных служб.
На основании обращения, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ совместно с ОГИБДД ОМВД России по Красносельскому району с <данные изъяты> ч. <данные изъяты> мин. до <данные изъяты> ч. <данные изъяты> мин. проведено обследование проезжей части автомобильной дороги, в ходе которого выявлены недостатки в ее содержании.
Установлено, что в нарушение требований п.5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст, покрытие проезжей части с <данные изъяты> км по <данные изъяты> км имеет многочисленные дефекты в виде просадок глубиной более 25 см, шириной более 30 см; на участке от <адрес> до <адрес> - просадки глубиной более 15 см, шириной 50 см.
Суд признает доказанным факт того, что участок автомобильной дороги общего пользования местного значения Красносельского муниципального района «Подъезд к н.п. Елкотово-Нелидово» с <данные изъяты> км по <данные изъяты> км, от <адрес> до <адрес>. Елкотово находится в состоянии не соответствующем требованиям ГОСТ Р 50597-2017.
Указанные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.
Таким образом, указанный в иске участок автомобильной дороги общего пользования местного значения «Подъезд к н.п. Елкотово-Нелидово» с <данные изъяты> км по <данные изъяты> км, от <адрес> до <адрес>. Елкотово, имеет повреждения, размеры которых превышают предельно допустимые законом, то есть не отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-2017, что влечет нарушение требований безопасности дорожного движения, создает предпосылки повышения возможности возникновения дорожно-транспортных происшествий и, как следствие, угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что ответчик как лицо, на которое законом возложена обязанность по содержанию автомобильной дороги общего пользования местного значения «Подъезд к н.п. Елкотово-Нелидово», не в полной мере исполняет данные обязанности при осуществлении дорожной деятельности.
Доказательств, подтверждающих факт исполнения ответчиком возложенной на него законом обязанности осуществлять дорожную деятельность в соответствии с требованиями закона и факт содержания дороги в соответствии с требованиями ГОСТ, суду не представлено.
Таким образом, администрация Красносельского муниципального района Костромской области в рамках предоставленных ей законом полномочий меры по организации дорожной деятельности и обеспечению безопасности дорожного движения на спорном участке дороги не принимает.
Организация и проведение работ по капитальному ремонту и ремонту автомобильной дороги включает в себя оценку технического состояния автомобильных дорог, планирование работ по ремонту автомобильных дорог, разработку проектов работ или расчетов стоимости работ по ремонту автомобильных дорог, заключение муниципального контракта, проведение работ по ремонту автомобильных дорог, приемку работ по ремонту автомобильных дорог, для чего необходимо установление разумного срока.
Срок, который просит установить прокурор для исполнения данного решения, является достаточным и соизмеримым. Доказательств обратного ответчик суду не предоставил.
При таких обстоятельствах, с целью устранения допущенного ответчиком бездействия при организации дорожной деятельности, суд полагает необходимым возложить на администрацию Красносельского муниципального района Костромской области обязанность в срок до 01.09.2023 года устранить выявленные нарушения законодательства о дорожной деятельности и организовать мероприятия по приведению в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 участка автомобильной дороги общего пользования местного значения «Подъезд к н.п. Елкотово-Нелидово» с <данные изъяты> км по <данные изъяты> км, от <адрес> до <адрес>. Елкотово.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.09.2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░ ░ ░.░. ░░░░░░░░-░░░░░░░░» ░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░, ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░>. ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░ 50597- 2017. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 26.09.2017 № 1245-░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░.