Дело №5-159/2024
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Волгоград 09 июля 2024 года
Судья Тракторозаводского районного суда г. Волгограда Шипаева Д.А.,
с участием:
представителя Облкультнаследия Акопяна А.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ООО «Ренессанс», адрес регистрации: АДРЕС ИЗЪЯТ, ИНН ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ ОГРН ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ,
установил :
20 мая 2024 года старшим консультантом отдела государственного надзора и контроля за объектами культурного наследия комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области ФИО3, уполномоченным приказом комитета от 27.03.2017г. ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ на составление протоколов об административных правонарушениях в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, составлен протокол об административном правонарушении ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, согласно которому юридическим лицом ООО «Ренессанс» допущено нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Представитель Облкультнаследия по доверенности Акопян А.В. в судебном заседании подтвердил факт и обстоятельства производства организованных ООО «Ренессанс» работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Ф.Э. Дзержинского, 1936г.», расположенного по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, с нарушением обязательных требований п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», на объекте отсутствовал прораб при производстве работ, а также общий журнал производства работ был заполнен не в полном объеме.
Надлежащим образом извещенный представитель ООО «Ренессанс» в судебное заседание не явился, пояснений по протоколу об административном правонарушении ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от ДАТА ИЗЪЯТА в отношении ООО «Ренессанс» не представил.
Выслушав представителя Облкультнаследия, изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия.
Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 26 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №73-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу п. 1 ст. 45 Федерального закона от 26 июня 2002г. №73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе правилами проведения работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (абз 2 п. 7 ст. 45 Федерального закона от 26 июня 2002 г. №73-ФЗ).
Пунктами 6.3, 6.4 и 6.5 ГОСТ Р 58169-2018 «Сохранение объектов культурного наследия. Положение о порядке производства и приемки работ по сохранению объектов культурного наследия» предусмотрено, что во время проведения работ по сохранению объекта культурного наследия прораб обязан постоянно присутствовать на реставрационной площадке. На рабочем месте у прораба должны находиться, в том числе, оригинал или копия разрешения на производство работ на объекте. Прораб обязан вести ежедневные записи в журнале производства работ.
Из содержания ч. 1 ст. 61 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ следует, что за нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия (внеплановый инспекционный визит от ДАТА ИЗЪЯТА, КНМ 34ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ) в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Ф.Э. Дзержинскому, 1936г.», расположенного по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, АДРЕС ИЗЪЯТ, должностным лицом комитета государственной охраны объектов культурного наследия АДРЕС ИЗЪЯТ установлено проведение ООО «Ренессанс» (ИНН ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ) работ по сохранению объекта с нарушением обязательных требований п. 1 ст. 45 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части выданного комитетом разрешения на проведение работ по сохранению от ДАТА ИЗЪЯТА ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и пунктов 6.3 и 6.5 ГОСТ Р 58169-2018 «Сохранение объектов культурного наследия. Положение о порядке производства и приемки работ по сохранению объектов культурного наследия» в части отсутствия прораба при производстве работ и заполнении не в полном объеме общего журнала производства работ (за весь срок проведения работ во втором столбце отсутствуют записи о должности, фамилии, инициалах ответственного лица, его подпись; отсутствуют записи о должности ответственного лица, контролирующего ведение журнала (столбец 3); в период с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА отсутствуют подписи ответственного лица, контролирующего ведение журнала (столбец 3). По результатам проверки ДАТА ИЗЪЯТА составлены акт внепланового инспекционного визита и протокол осмотра (л.д.13-21).
ДАТА ИЗЪЯТА председателем комитета государственной охраны объектов культурного наследия АДРЕС ИЗЪЯТ принято решение ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ о проведении внепланового инспекционного визита деятельности ООО «Ренессанс», предметом которой является подпункт 1 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», включающий соблюдение обязательных требований: к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, установленных пунктом 1 статьи 45 Федерального закона №73-ФЗ, в том числе о соответствии указанных работ согласованной комитетом государственной охраны объектов культурного наследия АДРЕС ИЗЪЯТ проектной документации «Проектная документация «Памятник Ф.Э. Дзержинскому, 1936.», расположенный по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ с наименованием «Памятник Ф.Э. Дзержинскому, 1936г.», расположенный по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, площадь им. Дзержинского состоящий на государственной охране в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от ДАТА ИЗЪЯТАг. ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, Указ Президента Российской Федерации от ДАТА ИЗЪЯТАг. ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ (Шифр ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ) и разрешению на проведение работ по сохранению от ДАТА ИЗЪЯТА ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ; содержащихся в разрешительных документах (разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от ДАТА ИЗЪЯТА ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ), выданных комитетом в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия.
В рамках проверки установлено, что 24.08.2023г. комитетом государственной охраны объектов культурного наследия АДРЕС ИЗЪЯТ ООО «Ренессанс» выдано разрешение ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения – «Памятник Ф.Э. Дзержинскому», расположенный по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ. Основание для выдачи разрешения: контракт на «Выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Ф.Э. Дзержинскому», расположенного по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 07.08.2023г. (заказчик – МБУ «Жилищно-коммунальное хозяйство АДРЕС ИЗЪЯТ Волгограда»).
К разрешению на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 24.08.2023г. приложена инструкция для организации, осуществляющей работы по настоящему разрешению (л.д.30), пунктами 1 и 7 которой предусмотрено, что на месте проведения работ организация должна иметь заверенное в установленном порядке настоящее разрешение и необходимую проектную документацию для выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия; вести общий журнал производства работ.
ООО «Ренессанс» имеет лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия №МКРФ 21429 от 24.06.2021г.
В соответствии с контрактом ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 07.08.2023г., ООО «Ренессанс» проводились работы на объекте культурного наследия федерального значения «Памятник Ф.Э. Дзержинскому», расположенный по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ. Так, протоколом осмотра от 10.10.2023г. установлено, что на момент осмотра произведен демонтаж скульптуры, постамента, ведутся работы по монтажу новой железобетонной конструкции постамента.
Вместе с тем, протоколом осмотра от ДАТА ИЗЪЯТА установлено, что на момент осмотра на объекте отсутствует прораб; общий журнал заполнен не в полном объеме: за весь срок проведения работ во втором столбце отсутствуют записи о должности, фамилии, инициалах ответственного лица, его подпись; отсутствуют записи о должности ответственного лица, контролирующего ведение журнала (столбец 3); в период с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА отсутствуют подписи ответственного лица, контролирующего ведение журнала (столбец 3).
Из представленного в качестве доказательства фото общего журнала работ (л.д.21) следует, что данный журнал заполнен не в полном объеме, за весь срок проведения работ во втором столбце отсутствуют записи о должности, фамилии, инициалах ответственного лица, его подпись; отсутствуют записи о должности ответственного лица, контролирующего ведение журнала (столбец 3); в период с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА отсутствуют подписи ответственного лица, контролирующего ведение журнала (столбец 3).
При таких обстоятельствах, ООО «Ренессанс» в нарушение п. 1 ст. 45 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части выданного комитетом разрешения на проведение работ по сохранению от 24.08.2023г. ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и пунктов 6.3 и 6.5 ГОСТ Р 58169-2018 «Сохранение объектов культурного наследия. Положение о порядке производства и приемки работ по сохранению объектов культурного наследия» в части отсутствия прораба при производстве работ и заполнении не в полном объеме общего журнала производства работ, выполнялись работы на объекте культурного наследия федерального значения «Памятник Ф.Э. Дзержинскому, 1936г.», расположенного по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные фактические обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ об административном правонарушении от ДАТА ИЗЪЯТА, в котором изложены обстоятельства административного правонарушения, направленным ДАТА ИЗЪЯТА в адрес ООО «Ренессанс» (л.д.7-9); уведомлением, направленным в ООО «Ренессанс», об участии в составлении ДАТА ИЗЪЯТА протокола об административном правонарушении (л.д.10 – 11); актом внепланового инспекционного визита ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от ДАТА ИЗЪЯТА (л.д.13-16); протоколом осмотра от ДАТА ИЗЪЯТА с фотоматериалом (л.д.17 – 21); решением о проведении внепланового инспекционного визита ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 03.10.2023г.(л.д.22-25); разрешением на проведение работ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 24.08.2023г. (л.д.26-29); инструкцией для организации, осуществляющей работы по настоящему разрешению (л.д.30); приказом Минкультуры России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ-р от 06.11.2015г. о регистрации объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Ф.Э.Дзержинскому» 1936г. (АДРЕС ИЗЪЯТ) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (л.д.31); приказом Облкультнаследия ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 30.08.2023г. об утверждении программы проверок объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Ф.Э.Дзержинскому» 1936г.», расположенного по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ (л.д.33); программой проверок объекта культурного наследия (л.д.34-35); контрактом ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Ф.Э.Дзержинскому» 1936г., расположенного по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ от 07.08.2023г. (л.д.36-37); выпиской из ЕГРЮЛ от ДАТА ИЗЪЯТА (л.д.42-43).
Совокупность вышеприведенных доказательств по делу сомнений в своей объективности не вызывают, получены в соответствии с административным законодательством, составлены уполномоченным на это должностным лицом, в рамках выполнения им своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, последовательны и непротиворечивы, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, в связи с чем, нахожу вышеуказанные доказательства относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными для разрешения настоящего дела, а потому считаю возможным положить их в основу постановления.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочным должностным лицом административного органа при надлежащем извещении о его составлении представителя ООО «Ренессанс», права которого при составлении протокола об административном правонарушении соблюдены, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол содержит.
При получении доказательств, каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на их оценку, должностным лицом допущено не было и оснований для признания недопустимыми вышеуказанных доказательств, не нахожу.
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, прихожу к выводу о том, что в процессе рассмотрения административного дела установлен и доказан факт совершения юридическим лицом ООО «Ренессанс» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку указанное юридическое лицо, будучи осведомленным о статусе Объекта, осуществляло работы в отсутствие прораба, и не в полном объеме заполнило общий журнал производства работ, что нарушает установленные законодательством требования по сохранению, использованию объекта культурного наследия.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности юридического лица – ООО «Ренессанс» суд не усматривает.
Исходя из фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения ООО «Ренессанс» от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
При назначении наказания юридическому лицу ООО «Ренессанс» в соответствии со статьями 4.1 - 4.3 КоАП РФ, учитывается характер совершенного им административного правонарушения, тогда как сведений об имущественном и финансовом положении привлекаемого к административной ответственности юридического лица, основной вид деятельности которого строительство жилых и нежилых зданий, последним не представлены, и прихожу к выводу, что в целях предупреждения совершения юридическим лицом – ООО «Ренессанс» новых правонарушений ему необходимо назначить наказание в виде административного штрафа, что будет соответствовать содеянному и обеспечит достижение целей административного наказания.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ носит формальный характер, то есть последствия совершенного деяния не являются признаком, образующим состав данного административного правонарушения. Административная ответственность установлена лишь за сам факт совершения правонарушения.
Кроме того, совершенное правонарушение имеет повышенную степень общественной опасности, поскольку связано с нарушением законодательства об охране объектов культурного наследия, направленного на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью культурного наследия.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (преамбула Федерального закона от 25.06.2022г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).
При назначении ООО «Ренессанс» административного наказания судья учитывает характер совершенного Обществом административного правонарушения и полагает возможным назначить ООО «Ренессанс» наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
При этом, каких-либо обстоятельств, являющихся основанием для применения положений ст. 2.9, ч. 3.2 ст. 4.1, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, по делу не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ч. 1 ст. 7.13, ст.ст.29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л :
признать ООО «Ренессанс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Уплату штрафа необходимо произвести в срок не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу по следующим реквизитам:
Единый казначейский счет – 4ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ; казначейский счет – 03ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, наименование банка – Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционной УФК АДРЕС ИЗЪЯТ, БИК банка – 024501901, ИНН/КПП получателя – 7705851331/770301001, наименование получателя – Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/с 04951000540), КБК – 05ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ (штрафы за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации), ОКТМО 45382000, назначение платежа – административный штраф по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, постановление ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от ДАТА ИЗЪЯТА.
Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что копия документа, свидетельствующего об уплате штрафа, должна быть представлена в Тракторозаводский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ; неуплата административного штрафа в вышеуказанный срок, в соответствии со ст. 20.25 КоАП РФ, влечет, в том числе наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Тракторозаводский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Д.А. Шипаева