№
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 ноября 2023 года г. Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Точинова С.В.,
при секретаре Ханаевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Башкирова А.А. к администрации Красноборского сельского поселения о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Башкиров А.А. обратился в Пудожский районный суд РК с исковым заявлением к администрации Красноборского сельского поселения, в котором указал, что в октябре 2022 обращался к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения из маневренного фонда взамен утраченного в связи с тем, что муниципальная квартира по адресу: <адрес>, где он зарегистрирован, разобрана по решению собственника - администрации Красноборского сельского поселения. Его неоднократные обращения к ответчику оканчивались отпиской о необходимости предоставления документов, необходимых для постановки его семьи на учет. Решением администрации Красноборского сельского поселения от 27.12.2022 № истцу было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. С принятым решением он не согласен, поскольку не просил ставить в очередь на получение жилого помещения, а просил предоставить жилое помещение из маневренного фонда взамен утраченного. Отказом на предоставление жилого помещения нарушаются права истца и его семьи на жилище, поскольку он вынужден проживать в съемном помещении. Просил признать незаконным отказ администрации Красноборского сельского поселения Пудожского муниципального района в предоставлении истцу жилого помещения и обязать предоставить ему и членам его семьи двухкомнатное жилое помещение из маневренного фонда площадью не менее 40 кв.м взамен утраченного.
К участию в деле привлечены: в качестве соответчика - администрация Пудожского муниципального района; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - Зиновенко Е.Г., Башкиров А.Н.; в порядке ст.47 ГПК РФ – орган опеки и попечительства при администрации Пудожского муниципального района.
В отзыве на иск администрация Красноборского сельского поселения указала, что согласно акта обследования и заключения от 27.08.2010 дом непригоден для проживания; деформирован фундамент, искривлены стены, несущие конструкции, значительно повреждена кровля, лестничные пролеты на второй этаж рухнули, есть опасность обрушения. В 2010 дом был разобран. Постановления о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, акта о сносе не имеется. 19.09.2022 Башкиров А.А. обратился в администрацию поселения с заявлением о предоставлении информации о мерах по постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. 29.09.2022 администрацией Красноборского сельского поселения был предоставлен ответ о необходимости обращения с заявлением и предоставлении документов для постановки на учет, как нуждающегося в жилом помещении. 31.10.2022 Башкиров А.А. обратился с заявлением о предоставлении ему и членам семьи жилого помещения по договору социального найма из маневренного фонда. 02.11.2022 истцу был дан ответ о том, что для выделения жилого помещения маневренного фонда администрацией Пудожского муниципального района необходимо встать в очередь нуждающихся в жилом помещении и предоставить необходимые документы. 26.12.2022 Башкиров А.А. обратился в администрацию Красноборского сельского поселения с заявлением о постановке его и членов семьи на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения и обеспечении жилым помещением из маневренного фонда. В ответ на указанное заявление 29.12.2022 истцу был дан ответ об отказе в постановке в очередь нуждающихся в связи с непредоставлением необходимых документов, и повторно направлен список требуемых документов. 17.04.2023 Башкиров А.А. обращался в администрацию Красноборского сельского поселения с заявлением о предоставлении ему и членам семьи жилого помещения по договору социального найма из маневренного фонда, в ответ на которое был проинформирован об отсутствии в собственности Красноборского сельского поселения жилого фонда, его нахождении в собственности Пудожского муниципального района и необходимости постановки на учет нуждающихся в жилом помещении и предоставлении необходимых документов для предоставления жилого помещения администрацией Пудожского муниципального района. До настоящего времени документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, истцом не представлены. Предоставить жилое помещение или поставить Башкирова А.А. в очередь нуждающихся в 2010 не представлялось возможным, поскольку с 2005 он в д.Каршево не проживал, коммунальные услуги не оплачивал, содержанием квартиры не занимался, его место нахождения не было известно. В настоящее время выделить Башкирову А.А. жилое помещение не представляется возможным, поскольку жилые помещения в собственности поселения отсутствуют. Весь муниципальный жилой фонд находится в собственности Пудожского муниципального района и выделяются нуждающимся администрацией Пудожского муниципального района, для чего необходима постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с предоставлением необходимых документов. Ответчик просил отказать в удовлетворении иска к нему.
В отзыве на иск администрация Пудожского муниципального района, ссылаясь на положения ст.ст.92, 95, 99 Жилищного кодекса РФ, указала, что жилой дом по адресу: <адрес> реестре муниципальной собственности не состоит. Решение о признании указанного жилого дома непригодным для проживания, аварийным, не подлежащим ремонту или реконструкции в установленном порядке не принималось. По вопросу предоставления жилого помещения, постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Башкиров А.А. в адрес администрации не обращался.
Орган опеки и попечительства при администрации Пудожского муниципального района в отзыве на иск указал, что Башкиров А.А. не относится к лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Факт невозможности проживания Башкирова А.А. в ранее занимаемом жилом помещении не устанавливался, нуждающимся в предоставлении жилого помещения истец не признавался, в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые бы относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Пудожскому району, Башкиров А.А. не состоит. У истца отсутствуют основания предоставления жилого помещения, предусмотренные ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ.
Башкиров А.А. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела. Ходатайств и дополнений по иску не заявлял.
Ранее в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам иска. Сообщил, что в жилом помещении, где зарегистрирован истец, он не проживает примерно с 2005-2006. Кроме него там зарегистрированы отец Башкиров А.Н. и брат Зиновенко Е.Г. В собственности и найме жилого помещения истец не имеет. В настоящее время он проживает в квартире сожительницы, которую она приобрела своему сыну. Истец просит предоставить жилое помещение только в отношении себя и своей дочери Б., которая зарегистрирована в <адрес>.
Ответчик - администрация Красноборского сельского поселения своего представителя в судебное заседание не направил, извещен о времени и месте рассмотрения дела, которое просил рассматривать в свое отсутствие, поддержав ранее изложенные доводы.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика Подкопаева Л.В. с исковыми требованиями не согласилась, поддержав доводы отзыва. Сообщила, что с 07.10.2015 весь жилой фонд поселения передан в администрацию Пудожского муниципального района. Башкиров А.А неоднократно информировался о том, что для предоставления жилья необходимо обратиться с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставить соответствующие документы, списки которых направлялись в адрес истца, однако таковые в адрес администрации поселения не поступили. В квартире вместе с истцом также зарегистрированы его брат и отец, никто из них не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Ответчик - администрация Пудожского муниципального района своего представителя в судебное заседание не направил, извещен о времени и месте рассмотрения дела, которое просил рассматривать в свое отсутствие, указав о несогласии с иском.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика Парамонова С.Н. возражала против удовлетворения иска, поддержав доводы отзыва. Сообщила, что жилой дом по адресу: <адрес> в соответствии с Законом РК от 15.12.2007 №1144-ЗРК «О внесении изменений в закон Республики Карелия «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Пудожского муниципального района» был передан из собственности муниципального образования «Пудожский муниципальный район» в муниципальную собственность Красноборского сельского поселения и обратно в собственность муниципального образования «Пудожский муниципальный район» не передавался. В настоящее время указанный дом не числится в муниципальной собственности, не признавался аварийным, непригодным для проживания, для чего необходимо не только обследование межведомственной комиссией, но и заключение специализированной организации. За предоставлением жилого помещения и постановкой на учет в администрацию района истец не обращался.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Зиновенко Е.Г. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, которое просил рассматривать в свое отсутствие.
В отзыве на иск третье лицо полагало исковые требования подлежащими удовлетворению, указывая, что ст.57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Довод администрации Пудожского муниципального района об отсутствии решения о признании жилого дома непригодным для проживания, аварийным считает необоснованным, так как акт обследования жилого помещения и заключение от 27.08.2010 имеются, по факту дом разобран. Он также, как и истец, проживал по адресу: <адрес>, по настоящее время имеет регистрацию по данному адресу. Предоставление жилья по договору социального найма и регистрация в данном жилом помещении необходимы и ему, он имеет законные права на предоставление жилья.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Башкиров А.Н. в судебное заседание не явился, судебная корреспонденция, направлявшаяся по месту его жительства, возвращена за истечением срока хранения.
В соответствии с ч.2 ст.117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Как разъяснено в п.63 - 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 23.06.2015 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п.1 ст.165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
При таких обстоятельствах Башкиров А.Н. считается извещенным о слушании дела, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть его в отсутствие.
Орган опеки и попечительства своего представителя в судебное заседание не направил, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Закрепляя право на жилище, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции РФ).
Как следует из содержания ст.14 Жилищного Кодекса РФ (далее - ЖК РФ), к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Статьей 49 ЖК РФ установлено, что категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном жилищном кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 ЖК РФ).
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен ч.ч.3, 4 ст.57 ЖК РФ, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
Башкиров А.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>, вместе с ним зарегистрированы: Башкиров А.Н. – отец, Зиновенко Е.Г. – брат.
По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним истец не обладает правами собственности на жилье.
В соответствии с комиссионным актом от 27.08.2010 обследования жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что дом деревянный, брусчатый, 1964 года постройки, износ дома составляет 100 %, состояние неудовлетворительное.
Согласно заключению от 27.08.2010 о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодно для постоянного проживания.
На основании ч.2 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Учитывая полное разрушение многоквартирного дома, где ранее проживал и сохраняет регистрацию истец, подтверждено материалами дела, суд полагает установленным факт непригодности для проживания и ремонта или реконструкции соответствующего жилого помещения
Вместе с тем, вне зависимости от вышеуказанного обстоятельства, в силу ст.ст.49, 52, 57 ЖК РФ для возникновения права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении, которая, по общему правилу, подтверждается принятием граждан в установленном законом порядке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Однако истец и зарегистрированные с ним лица (Башкиров А.Н., Зиновенко Е.Г.) на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма не состоят, в связи с чем в настоящее время достаточных оснований для возложения на администрацию Пудожского муниципального района обязанности предоставить истцу и членам его семьи жилого помещения по договору социального найма взамен непригодного для проживания суд не усматривает.
Также суд не находит достаточных оснований для возложения обязанности на администрацию Красноборского сельского поселения предоставить истцу и членам его семьи жилого помещения из маневренного фонда исходя из следующего.
Вопросы местного значения городского, сельского поселения определены в ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.
В ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пп.1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 указанной статьи).
В силу ч. 4 ст. 14 этого же закона только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных ч. 1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Законом Республики Карелия от 22.12.2014 №1852-ЗРК «О закреплении за сельскими поселениями в Республике Карелия вопросов местного значения» за сельскими поселениями в Республике Карелия закреплены вопросы местного значения, предусмотренные п.п.5, 8, 33.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, действующее законодательство относит решение вопросов обеспечения нуждающихся в жилых помещениях граждан, проживающих в Пудожском районе РК, к компетенции администрации Пудожского муниципального района, в связи с чем оснований для возложения данной обязанности на администрацию Красноборского сельского поселения не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление Башкирова А.А. к администрации Красноборского сельского поселения и администрации Пудожского муниципального района о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09.11.2023.
Судья Точинов С.В.