Дело 5-338/2022
УИД: 13RS0019-01-2022-000738-44
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Рузаевка | 24 марта 2022 года |
Судья Рузаевского районного суда Республики Мордовия Грачев А.В.,
с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Дрожжиной О.В., выступающей на основании доверенности от 28 февраля 2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Управленец», расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, бульвар Горшкова, д. 6, кв.24, <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
протоколом об административным правонарушении № от 16 марта2022 г. обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «Управленец» (далее – ООО УК «Управленец») вменено в вину нарушение требований по управлению многоквартирным жилым домом № по ул. Кутузова г. Рузаевка Республики Мордовия.
Из протокола об административным правонарушении и приложенных к нему материалов усматривается, что в ходе административного расследования в отношении ООО УК «Управленец», проведенного на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 4 от 24 февраля 2022 г. установлено, что управляющая компания допустила несоответствие подвального помещения указанного многоквартирного жилого дома, а именно: подвальное помещение затоплено нечистотами (канализационными стоками), наблюдается скопление мусора (доски, обломки кирпичей), что является нарушением требований пунктов 133, 136 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В судебном заседании представитель ООО УК «Управленец» Дрожжина О.В. не оспаривала факт затопления подвального помещения второго подъезда многоквартирного <адрес>, Республики Мордовия сточными канализационными водами, между тем, считает, что затопление подвального помещения произошло по вине ООО «Рузканал», в связи с забоем канализационного колодца, что привело к нарушению проходимости линии. ООО УК «Управленец», как управляющая организация, принимала все необходимые меры для соблюдения договорах обязательств перед собственниками жилых помещений указанного многоквартирного дома, посредством неоднократных обращений в ООО «Рузканал» с заявками об аварийной ситуации, которые были последним проигнорированы; кроме того о сложившейся ситуации уведомлены администрация г.п. Рузаевка и Рузаевского муниципального района. Считает, что материалы дела не содержат данных, свидетельствующих о наличии вины ООО УК «Управленец». Оспаривает также захламление подвального помещения бытовым мусором, просит заменить административный штраф, предусмотренный санкцией статьи 6.4 КоАП – предупреждением.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении Артюшкин Д.В., извещенный своевременно и надлежащим образом в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Необходимости в опросе должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, других лиц судья районного суда не усматривает.
Согласно статье 24.1 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно ст. 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статей 41 (часть 1), 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Право граждан на благоприятную среду обитания закреплено также в статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 Г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона №52-ФЗ санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона №52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона №52-ФЗ).
Как усматривается из пункта 1 статьи 39 Федерального закона №52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона №52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. №3 с 1 марта 2021 г. утверждены и введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно пункту 133 СанПиН 2.1.3684-21 не допускается: хранение и использование в помещениях общего имущества многоквартирного дома опасных химических веществ, загрязняющих воздух; захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений.
В соответствии с пунктом 136 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие нежилые помещения в многоквартирном доме, инженерное оборудование и коммуникации, должны обеспечить соблюдение гигиенических нормативов.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу многоквартирного дома относятся подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, механическое и иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование, находящееся в данном доме.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. №290 утвержден минимальный перечень необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, в состав которого входят работы по проверке состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями.
В силу приведенных нормативных положений обязанность по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома возложена на управляющую организацию.
Как следует из материалов дела, 23 декабря 2021 г. приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты на селения Республики Мордовия № жилой многоквартирный <адрес> Республики Мордовия внесен в реестр лицензий ООО УК «Управленец», на основании договора управления, заключенного с Администрацией городского поселения Рузаевка в рамках открытого конкурса по выбору управляющей компании.
Таким образом, в силу принятых на себя обязательств по договору управления многоквартирным домом ООО УК «Управленец» является лицом, ответственным за соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в многоквартирном доме, управление которым осуществляет.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 3 марта 2022 г., при осмотре подвального помещения второго подъезда указанного жилого дома установлено затопление его сточными канализационными водами, скопление там строительного и бытового мусора (доски, обломки кирпичей).
Осмотр проводился в присутствии представителя юридического лица, о чем свидетельствуют его подпись в протоколе.
Протокол об административном правонарушении № от 24 февраля 2022 г. составлен уполномоченным на то лицом, с соблюдением норм и требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, суд полагает необходимым исключить из протокола об административном правонарушении указание на выявление должностным лицом нарушений, выразившихся в скоплении в подвальном помещении строительного и бытового мусора (доски, обломки кирпичей), поскольку не значительное количество бытового мусора не свидетельствует о захламлении подвального помещения. Не свидетельствуют о захламлении подвального помещения мусором и фото-таблицы к протоколу осмотра от 03.03.2022 г.
Обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении № от 24 февраля 2022 г. (л.д. 3-4); определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 4 от 24.02.2022 г. (л.д.5-6), определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 24.02.2022 г. (л.д.7), определением о назначении санитарно-эпидемиологической экспертизы от 24.02.2022 г. (л.д. 8-9), протоколом осмотра помещений в многоквартирном доме от 03.03.2022 г. с приложенной к нему фототаблицей (л.д.14-18); экспертным заключение № от 09.03.2022 г. (л.д.20-21), протоколом испытаний № от 03.03.2022 г. (л.д.22), Уставом ООО УК «Управленец» (л.д.26-42), приказом ООО УК «Управленец» № 1/л от 12.08.2021 г. (л.д.43), приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия № от 23.12.2021 г. (л.д.44), объяснениями представителя ООО УК «Управленец» (л.д.46).
Исходя из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО УК «Управленец» выразилась в том, что управляющая организация при предоставлении потребителям услуги по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома допустила затопление подвального помещения многоквартирного жилого дома. Данных, свидетельствующих о том, что ООО УК «Управленец», как организация, управляющая вышеуказанным многоквартирным домом, принимала все зависящие от нее меры по принятию мер по предотвращению затопления подвального помещения, материалы дела не содержат.
Доводы представителя юридического лица, что управляющей организацией принимались все необходимые меры для соблюдения обязательств перед собственниками жилых помещений указанного многоквартирного дома, посредством неоднократных обращений в ООО «Рузканал» с заявками об аварийной ситуации, которые были последним проигнорированы; в администрацию г.п. Рузаевка и Рузаевского муниципального района, отклоняются, поскольку несмотря на обращение жильца дома И от 16 февраля 2022 г. о затоплении подвального помещения дома, работы по откачке подвального помещения произведены управляющей организацией не были.
Сведений о том, что управляющей организацией ранее принимались все зависящие от нее меры по обеспечению надлежащего содержания подвального помещения, в материалах дела не имеется.
Характер совершенного ООО УК «Управленец» правонарушения и его роль в нем свидетельствует о грубом нарушении закона, поскольку Обществом не были выполнены установленные санитарные правила и нормы, что повлекло причинение вреда общему имуществу многоквартирного дома и создало угрозу здоровью граждан, проживающих в этом доме.
Доводы представителя ООО УК «Управленец» о виновности ООО «Рузканал» не подлежат обсуждению в рамках данного дела, поскольку по смыслу ст. ст. 25.1, 26.1, 29.10 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении, судья разрешает вопрос о наличии вины в совершении административного правонарушения, исключительно в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности. В связи с этим, постановление по делу об административном правонарушении не может содержать выводы о виновности иных лиц, производство по делу в отношении которых не осуществлялось.
Таким образом, исследовав все юридически значимые обстоятельства и представленные доказательства, оценив их в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу, что совокупность собранных по делу материалов неопровержимо свидетельствует о вине ООО УК «Управленец» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность ООО УК «Управленец», не установлено.
При назначении административного наказания ООО УК «Управленец» в соответствии с требованиями ст. ст. 2.10, 4.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, считаю возможным назначить ООО УК «Управленец» административное наказание в виде административного штрафа в минимальных пределах, предусмотренных санкцией ст. 6.4 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, является здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; состав правонарушения по ст. 6.4 КоАП РФ является формальным, и не требует наступления негативных последствий.
В этой связи, поскольку вследствие нарушения ООО УК «Управленец» санитарно-эпидемиологических требований возникла угроза причинения вреда здоровью граждан, охраняемым общественным отношениям в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения ООО УК «Управленец»от административной ответственности не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Управленец» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей.
Сумма штрафа подлежит уплате: УФК по Республике Мордовия (Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия, лицевой счет 04091788060), ИНН 1326193381, КПП 132601001, БИК 018952501, расчетный счет 03100643000000010900 в отделении НБ Республики Мордовия/УФК по Республике Мордовия г. Саранск, ОКТМО 89643000, КБК 14111601061010004140, УИН 14104130007300099703.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
На постановление может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия или непосредственно в верховный суд республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья