Гражданское дело № 2-69/2022
УИД 75RS0030-01-2022-000197-19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Скубьевой С.А.,
при секретаре судебного заседания Емельяновой Л.М.,
с участием: представителя процессуального истца помощника прокурора Нерчинско-Заводского района Пыхалова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 мая 2022 года в с. Нерчинский Завод гражданское дело по иску прокурора Нерчинско-Заводского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ» об обязании произвести ремонт ограждения вокруг здания начальной школы МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>, администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» профинансировать мероприятия по ремонту ограждения вокруг здания начальной школы МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нерчинско-Заводского района Забайкальского края в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что в ходе прокурорской проверки законодательства о противодействии терроризму установлено, что ограждение вокруг здания начальной школы МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ», расположенной в <адрес> находится в неудовлетворительном состоянии (имеются повреждения ограждения, на некоторых участках территории ограждение отсутствует), в виду чего 30.12.2021 в адрес председателя Комитета образования администрации МР «Нерчинско-Заводский район» прокуратурой района внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, нарушения в части ремонта ограждения начальной школы МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ» не были устранены, заявление, поданное МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ» в администрацию муниципального района «Нерчинско-Заводский район» на открытие ассигнований указанных расходов не удовлетворено, финансирование не произведено.
Процессуальный истец прокурор Нерчинско-Заводского района просит обязать МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ» произвести ремонт ограждения вокруг здания начальной школы МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>, администрацию муниципального района «Нерчинско-Заводский район» профинансировать мероприятия по ремонту ограждения вокруг здания начальной школы МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>.
Представитель процессуального истца – помощник прокурора Пыхалов В.В. в судебном заседании иск поддержал по основаниям, указанным в нем, суду пояснил, что до настоящего времени ремонт ограждения вокруг здания начальной школы МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ», расположенной в <адрес>, не выполнен.
Представители ответчиков администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район», МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ», представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета образования администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район», при надлежащем извещении на судебное заседание не явились, не ходатайствовали об отложении слушания дела.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав помощника прокурора района, исследовав и оценив доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно п. «д» ст. 11 Конвенции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на основных принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритета мер предупреждения терроризма.
Согласно п. 4 ст. 5.2 вышеуказанного федерального закона органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. N 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Согласно п. «в» ст. 13 Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 г. N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" начальная школа МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ» относится к объектам третьей степени опасности.
В соответствии со ст. 17, п.п. «а, б» ст. 18 вышеуказанного постановления Правительства антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории). Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования.
Согласно требований статей 49 и 51 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ч. 6, п. 7 ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
В силу п. 8 ст. 41 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Нерчинско-Заводского района была проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму в МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ», согласно которой установлено, что ограждение вокруг здания начальной школы МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ», расположенной в <адрес>, находится в неудовлетворительном состоянии (имеются повреждения деревянного ограждения, на некоторых участках территории ограждение отсутствует). Согласно письменных объяснений директора МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ» было сделано заявление на открытие бюджетных ассигнований для устранения предписания Роспотребнадзора № 44 от 06.12.2019 года в размере 150000 руб. (оплата по договору за работу по строительству ограждения территорий двух зданий школы), 350690 руб. (доски, прожильник, гвозди, столбы).
Согласно Устава Муниципального района «Нерчинско-Заводский район» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района «Нерчинско-Заводский район» по решению вопросов местного значения относится в том числе создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (п. 3 ст. 10 Устава МР «Нерчинско-Заводский район»). Учредителем МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ» и собственником ее имущества является муниципальный район «Нерчинско-Заводский район» в лице Администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район», к компетенции которой относится осуществление финансового обеспечения деятельности Учреждения, в том числе выполнение муниципального задания ( п.п. 1.5, 5.13 Устава МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ»).
По выявленным нарушениям в адрес председателя Комитета образования администрации муниципального района "Нерчинско-Заводский район" 30.12.2021 прокуратурой Нерчинско-Заводского района внесено представление об устранении нарушений закона (л.д. 6-9), которое рассмотрено Комитетом образования и удовлетворено, однако нарушения не устранены в виду отсутствия финансирования, что подтверждается имеющимися в материалах дела ответами из Комитета образования администрации муниципального района "Нерчинско-Заводский район" от 27.01.2022 года № 20 (л.д. 10), МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ» от 27.01.2022 года № 3 (л.д. 11), заявлением директора МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ» на открытие бюджетных ассигнований на данные цели (л.д. 12). К материалам дела также приложены фототаблицы от 12.05.2022 года с изображением территории МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ», находящейся в неудовлетворительном состоянии (имеются повреждения деревянного ограждения, на некоторых участках территории ограждение отсутствует) (л.д. 13-16).
Как следует из материалов дела, на день рассмотрения дела в суде нарушения не устранены.
Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие ограждения территории не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, создает предпосылки беспрепятственного доступа третьих лиц на территорию начальной школы, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
На основании вышеизложенного, суд считает подлежащими удовлетворению заявленные исковые требования прокурора района об обязании МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ» произвести ремонт ограждения вокруг здания начальной школы МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ», расположенной в <адрес>.
Ввиду того, что в настоящее время ремонт ограждения образовательного учреждения не произведен учредителем МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ» является администрация муниципального района «Нерчинско-Заводский район», суд считает правомерным возложить обязанность на администрацию муниципального района «Нерчинско-Заводский район» профинансировать мероприятия по ремонту ограждения вокруг здания начальной школы МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ».
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ» не освобождено от взыскания государственной пошлины. Вместе с тем, суд, принимая во внимание тяжелое финансовое состояние бюджета образовательного учреждения, считает возможным освободить административного ответчика МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ» от уплаты государственной пошлины на основании ч. 2 ст. 333.20 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края удовлетворить.
Обязать МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ» произвести ремонт ограждения вокруг здания начальной школы МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию муниципального района «Нерчинско-Заводский район» профинансировать мероприятия по ремонту ограждения вокруг здания начальной школы МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение составлено 30 мая 2022 г.
Председательствующий С.А. Скубьева
Копия верна.
Судья Нерчинско-Заводского районного суда С.А. Скубьева
Решение не вступило в законную силу.
Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-69/2022
Нерчинско-Заводского районного суда Забайкальского края.