№ 2-1670/2023 23 мая 2023 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магаданский городской суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Ли А.В.,
при секретаре Данильченко В.В.,
с участием:
законного представителя ответчика Самойленко О.П.,
представителя третьего лица Матяша И.В.,
прокурора Тимофеевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Бельмаса Вячеслава Васильевича к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Магадана «Детский сад комбинированного вида № 15» о взыскании задолженности по муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Бельмас В.В. обратился в Магаданский городской суд с настоящим иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Магадана «Детский сад комбинированного вида № 15» о взыскании задолженности по муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, судебных расходов.
В обоснование исковых требований указано, что между муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением города Магадана «Детский сад комбинированного вида №15» (далее - Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Северо-Восточная строительная компания» (далее - Подрядчик) в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) заключен контракт № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Контракт). В соответствии с п. 1.1. Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы «Восстановление и модернизация оконных блоков МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15» по адресу: г. Магадан, ул. Набережная реки Магаданки, д. 55, корп.5» (далее - работы) согласно ведомости объемов работ (Приложение № 1), являющейся неотъемлемой частью Контракта, и проектно-сметной документации (Шифр 22-062-АС, СМ).
Цена Контракта составила 15 000 000 (пятнадцать миллионов) рублей 00 копеек, НДС не облагается в соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 2.1. Контракта).
Основанием для оплаты фактически выполненных Подрядчиком работ является документ о приемке, оформленный в соответствии с требованиями Контракта и Закона № 44- ФЗ. В случае, если Подрядчик является плательщиком НДС, документ о приемке включает в себя счет-фактуру (п. 2.6. Контракта).
Форма оплаты - безналичный расчет. Оплата за выполненные работы производится Заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в Контракте. Моментом оплаты считается списание денежных средств со счета Заказчика (п. 2.7. Контракта).
Условиями контракта № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что в отношении частей обязательства Подрядчика контрактом устанавливается обязанность Заказчика обеспечить приемку выполненной работы с оформлением соответствующего документа о приемке, а также оплатить указанные части выполненного обязательства по контракту. Срок оплаты выполненной работы по контракту ставится в зависимость от каждого подписанного сторонами документа о приемке и рассчитывается отдельно.
В соответствии с п. 2.8. Контракта срок оплаты выполненных работ установлен не более 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке. В случае оформления документа о приемке без использования единой информационной системы (далее - ЕИС) срок оплаты составляет не более 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания документа о приемке.
Порядок сдачи-приемки работ указан в разделе 7 контракта.
Подрядчик не позднее, чем за 1 (один) день до сдачи выполненных работ формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в ЕИС документ о приемке. К документу о приемке прилагаются акт о приемке выполненных работ по форме КС-2, справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет информация, содержащаяся в документе о приемке (п. 7.2. Контракта).
В соответствии с указанным пунктом Подрядчиком были подписаны и опубликованы в ЕИС следующие документы: документ о приемке работ № 0001 от 14.10.2022 на сумму 7 250 502, 00 рублей подписан Подрядчиком и размещен в ЕИС 14.10.2022; документ о приемке работ № 0002 от 18.10.2022 на сумму 2 090 623, 00 рублей подписан Подрядчиком и размещен в ЕИС 18.10.2022; документ о приемке работ № 0004 от 16.11.2022 на сумму 4 372 655, 00 рублей подписан Подрядчиком и размещен в ЕИС 16.11.2022; документ о приемке работ № 0005 от 12.12.2022 на сумму 1 082 707, 00 рублей подписан Подрядчиком и размещен в ЕИС 12.12.2022.
Заказчик в течение 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС документ о приемке или формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего праводействовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа (п. 7.4. Контракта).
Заказчиком без замечаний и нареканий были приняты работы и подписаны следующие документы: акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 № 1 от 11.10.2022 на сумму 7 250 502, 00 рублей; акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 № 2 от 11.10.2022 на сумму 2 090 623, 00 рублей; акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 № 3 от 11.11.2022 на сумму 4 372 655, 00 рублей; акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 № 4 от 08.12.2022 на сумму 1 082 707, 00 рублей; справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 № 1 от 11.10.2022 на сумму 7 250 502, 00 рублей; справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 № 2 от 11.10.2022 на сумму 2 090 623, 00 рублей; справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 № 3 от 11.11.2022 на сумму 4 372 655, 00 рублей; справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 № 4 от 08.12.2022 на сумму 1 082 707, 00 рублей.
Для проверки предоставленных Подрядчиком результатов выполненных работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта и проектно- сметной документации Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ (п. 7.5. Контракта)
В соответствии с указанным пунктом Заказчиком на приемку выполненных работ по Контракту было приглашено муниципальное бюджетное учреждение <данные изъяты>. МБУ «<данные изъяты> подтвердило, что объем работ, указанный в актах о приемке выполненных работ по форме КС-2 № 1-4, соответствует фактически выполненным работам и объемам, предусмотренным условиям контракта, о чем имеется соответствующая запись в актах о приемке выполненных работ.
Таким образом, Подрядчиком надлежащим образом исполнены обязательства по Контракту.
Таким образом, стороны договорились, что контракт № от ДД.ММ.ГГГГ исполнен в полном объёме на сумму 14 796 487 (четырнадцать миллионов семьсот девяносто шесть тысяч четыреста восемьдесят семь) рублей 00 копеек. Претензий к качеству фактически исполненных Подрядчиком работ со стороны Заказчика и независимой профильной экспертной организации МБУ <данные изъяты> не имеется.
В соответствии с условиями п. 2.6., 7.4. Контракта сторонами были подписаны и опубликованы следующие документы о приемке: документ о приемке работ № 0001 от 14.10.2022 на сумму 7 250 502, 00 рублей подписан Заказчиком и размещен в ЕИС 08.11.2022; документ о приемке работ № 0002 от 18.10.2022 на сумму 2 090 623, 00 рублей подписан Заказчиком и размещен в ЕИС 08.11.2022; документ о приемке работ № 0004 от 16.11.2022 на сумму 4 372 655, 00 рублей подписан Заказчиком и размещен в ЕИС 05.12.2022; документ о приемке работ № 0005 от 12.12.2022 на сумму 1 082 707, 00 рублей подписан Заказчиком и размещен в ЕИС 16.12.2022.
Датой приемки выполненных работ считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного Заказчиком (п. 7.7. Контракта).
Условиями контракта (п. 2.8. Контракта) предусмотрено, что оплата выполненных работ в случае оформления документа о приемке с использованием единой информационной системы должна была быть переведена в срок не более 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке.
Соответственно, сроки оплаты выполненных работ по контракту № составляют: сумма 7 250 502, 00 рублей надлежит перечислению Заказчиком в срок до 29.11.2022; сумма 2 090 623, 00 рублей надлежит перечислению Заказчиком в срок до 29.11.2022; сумма 4 372 655, 00 рублей надлежит перечислению Заказчиком в срок до 26.12.2022; сумма 1 082 707, 00 рублей надлежит перечислению Заказчиком в срок до 13.01.2023.
Настоящий Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 01.12.2022, а в части взаиморасчетов - до полного исполнения Сторонами своих обязательств (п. 8.1. Контракта).
Прекращение (окончание) срока действия Контракта не влечет за собой прекращение обязательств Сторон по нему, не освобождает Стороны от ответственности за его нарушения, если таковые имели место при исполнении условий Контракта (п. 8.2. Контракта).
в порядке ст. 382, 384, 385, 388, 388.1. Гражданского кодекса РФ и согласно договору уступки требования (цессии) от 14.11.2022 общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> уступило, а Бельмас В.В. принял право будущего требования оплаты (денежного обязательства) в размере 3 235 557 (три миллиона двести тридцать пять тысяч пятьсот пятьдесят семь) рублей 50 копеек по контракту № 71/2022 от 02.08.2022 на выполнение работ по восстановлению и модернизации оконных блоков МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15» по адресу: г. Магадан, ул. Набережная реки Магаданки, д. 55, корп.5, заключенному между муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением города Магадана «Детский сад комбинированного вида №15» («Заказчик») и обществом с ограниченной ответственностью «Северо-Восточная строительная компания» («Подрядчик»),
Заказчиком получено уведомление об уступке требования (цессии) от 14.11.2022 нарочно этим же числом с отметкой о вручении.
Со дня надлежащего уведомления об уступке требования (цессии) 14.11.2022 новым кредитором по контракту № от 02.08.2022 в размере 3 235 557 (три миллиона двести тридцать пять тысяч пятьсот пятьдесят семь) рублей 50 копеек является Бельмас В.В.
В соответствии с актом сверки взаимных расчетов от 30.01.2023, подписанным обеими сторонами, задолженность МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15» перед Бельмас В.В. составляет 3 032 044 (три миллиона тридцать две тысячи сорок четыре) рублей 50 копеек.
Таким образом, исполнение денежного обязательства в размере 3 032 044 (три миллиона тридцать две тысячи сорок четыре) рублей 50 копеек по контракту № 71/2022 от 02.08.2022 должно быть произведено новому кредитору - Бельмасу В.В.
В настоящее время Заказчиком денежное обязательство по контракту № от ДД.ММ.ГГГГ перед правопреемником Бельмасом В.В. не исполнено.
сторонами было подписано Соглашение о расторжении Контракта, в соответствии с которым контракт № от ДД.ММ.ГГГГ считается расторгнутым с ДД.ММ.ГГГГ.
Стороны определили сумму исполненных обязательств Подрядчика по Контракту в размере 14 796 487 (четырнадцать миллионов семьсот девяносто шесть тысяч четыреста восемьдесят семь) рублей 00 копеек НДС не облагается в соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с условиями указанного Соглашения с момента расторжения Контракта прекращаются обязательства Сторон, предусмотренные Контрактом, за исключением гарантийных обязательств по Контракту и обязательств по оплате выполненных работ.
Стороны договорились об отсутствии взаимных претензий по вопросам исполнения обязательств, предусмотренного Контрактом, а также по вопросам возмещения убытков, связанных с расторжением Контракта.
В настоящее время у муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Магадана «Детский сад комбинированного вида №15» имеется задолженность по контракту № от ДД.ММ.ГГГГ перед Бельмасом В.В. в размере 3 032 044 (три миллиона тридцать две тысячи сорок четыре) рублей 50 копеек.
Неисполнение Заказчиком своих обязательств в части оплаты выполненных работ по контракту № от ДД.ММ.ГГГГ ущемляет имущественные права истца, правомерно рассчитывающего на причитающиеся ему денежные средства по договору, что и послужило обращением в Магаданский городской суд Магаданской области для защиты интересов в судебном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 307, 309-310, 314, 382, 384-385, 388, 388.1., 448, 711, 740, 746, 753, 763 ГК РФ, просит суд взыскать с ответчика в пользу истца Бельмаса В.В. денежные средства в размере 3 032 044 рублей 50 копеек по контракту № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по «Восстановлению и модернизации оконных блоков МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», расположенному по адресу: г. Магадан, ул. Набережная реки Магаданки, д. 55, корп.5; взыскать с ответчика в пользу истца Бельмас В.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 23 360 рублей 00 копеек.
Определением судьи от 25.04.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора и выступающих на стороне ответчика, привлечены ООО «Северо-Восточная Строительная Компания», Департамент образования мэрии города Магадана, Управление Федерального казначейства по Магаданской области, Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу.
Определением судьи от 25.04.2023 к участию в деле для дачи заключения привлечен прокурор г. Магадана.
Определением судьи от 25.04.2023 к участию в деле для дачи заключения привлечено Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу.
В судебное заседание истец Бельмас В.В. и его представитель Морозов А.И., представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительного предмета спора и выступающих на стороне ответчика, ООО «Северо-Восточная Строительная Компания», Департамента образования мэрии города Магадана, представитель Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу, не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Об отложении слушания дела не просили.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ, судом определено рассмотреть дело без участия не явившихся лиц, по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании законный представитель ответчика просила в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель УФК по Магаданской области просил отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на иск, согласно которому по условиям муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, он заключен между МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15» и ООО «Северо-Восточная строительная компания», с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ).
Из искового заявления следует, что 14.11.2022, согласно договору уступки требования (цессии), ООО «Северо-Восточная строительная компания» уступило, а Бельмас В.В. принял право требования оплаты (денежного обязательства) в размере 3 235 557 рублей 50 копеек по муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ. С учетом акта сверки от 30.01.2023г. сумма составила 3 032 044 рубля 50 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 388 Гражданского кодекса РФ уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону.
Поскольку муниципальный контракт № 71/2022 от 02.08.2022 заключен с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, оплата по нему производится поставщику (подрядчику, исполнителю) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 360- ФЗ).
Пунктом 20 статьи 241 БК РФ (введенной в действие с 29.11.2021 Федеральным законом от 29.11.2021 № 384-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году»), предусмотрено, что в случае оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения государственного (муниципального) контракта в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», денежного обязательства, возникшего на основании государственного (муниципального) контракта, допускается санкционирование оплаты такого денежного обязательства кроме поставщика (подрядчика и исполнителя) лишь следующим лицам:
- на счет, определенный арбитражным управляющим, в случае признания несостоятельным (банкротом) физического, юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществивших поставку товара, выполнение работы, оказание услуги (исполнение отдельного этапа исполнения государственного (муниципального) контракта);
- на счет юридического лица, являющегося правопреемником реорганизованного юридического лица, в случае правопреемства поставщика (подрядчика, исполнителя) по государственному (муниципальному) контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения;
- лицу, являющемуся наследником, в соответствии с гражданским законодательством в случае смерти физического лица, осуществившего поставку товара, выполнение работы, оказание услуги (исполнение отдельного этапа исполнения государственного (муниципального) контракта), и закрытия счета, указанного в государственном (муниципальном) контракте.
Отмечает, что согласно положению ст. 242.8 БК РФ автономные учреждения также являются участниками казначейских платежей, и, исходя из требования п. 3 ст. 242.18 БК РФ при распоряжении денежными средствами, находящимися на счетах открытых им в органе Федерального казначейства обязаны соблюдать требования законодательства Российской Федерации.
В своем заключении прокурор просил в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ между МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15» и ООО «Северо-Восточная строительная компания» заключен контракт №. Согласно условиям договора расчеты в рамках его исполнения осуществляются со счета, открытого заказчику в УФК по Магаданской области. Финансирование обязательств по договору осуществлялось за счет средств субсидии по виду расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44- ФЗ), при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.
Исходя из изложенного условия заключенного договора должны соответствовать требованиям Федерального закона № 44-ФЗ.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
Оплата государственного (муниципального) контракта является исполнением бюджета по расходам и определяется бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу п. п. 2, 4 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает, в том числе санкционирование оплаты денежных обязательств, а получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты.
Поскольку условия договора № от ДД.ММ.ГГГГ должны исполняться с учетом требований Федерального закона № 44-ФЗ, оплата по нему в соответствии с требованием п. 2 ч. 1 ст. 94 данного закона должна производиться подрядчику по договору.
Частью 20 статьи 241 БК РФ установлен исчерпывающий перечень случаев санкционирования оплаты денежных обязательств, возникших на основании государственного (муниципального) контракта третьим лицам.
В указанном перечне возможность оплаты денежных обязательств, возникших на основании государственного (муниципального) контракта, лицу, которому право требования исполнения денежного обязательства по государственному (муниципальному) контракту уступлено подрядчиком на основании договора уступки права требования, не предусмотрена.
Таким образом, выплата денежных средств по муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ Бельмасу В.В., не являющимся подрядчиком по договору, противоречит требованиям законодательства о контрактной системе и требованиям бюджетного законодательства.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательств и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 309, п. 1 ст. 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15» и ООО «Северо-Восточная строительная компания» заключен муниципальный контракт № (далее – Контракт).
Согласно п. 1.1. Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы «Восстановление и модернизация оконных блоков МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15» по адресу: г. Магадан, ул. Набережная реки Магаданки, д. 55, корп. 5» (далее по тексту - работы) согласно ведомости объемов работ (Приложение № 1), являющейся неотъемлемой частью Контракта, и проектно-сметной документации (шифр 22-062-АС, СМ).
В соответствии с п. 2.1. цена Контракта составляет 15 000 000 рублей 00 копеек, НДС не облагается в соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Срок оплаты выполненных работ – не более 15 рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке. В случае оформления документа о приемке без использования единой информационной системы (далее – ЕИС) срок оплаты составляет не более 10 рабочих дней с даты подписания документа о приемке (п. 2.8. Контракта).
Сроки выполнения работ: начало выполнения работ – с момента заключения муниципального контракта, окончание выполнения работ – в течение 60 календарных дней с начала выполнения работ (п. 3.1. Контракта).
Согласно п. 8.1 Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 01.12.2022, а в части взаиморасчетов - до полного исполнения Сторонами своих обязательств.
Подрядчиком Работы по Контракту были выполнены в полном объеме, претензий по качеству и объему выполненных работ от Заказчика в адрес Подрядчика не поступало.
Заказчиком работы были приняты и подписаны следующие документы:
- акт о приемке выполненных работ № 1 от 11.10.2022 на сумму 7250502 руб.; акт о приемке выполненных работ № 2 от 11.10.2022 на сумму 2090623 руб., акт о приемке выполненных работ № 3 от 11.11.2022 на сумму 4372655 руб., акт о приемке выполненных работ № 4 от 08.12.2022 на сумму 1082707 руб.
- справка стоимости выполненных работ и затрат № 1 от 11.10.2022 на сумму 7250502 руб., справка стоимости выполненных работ и затрат № 2 от 11.10.2022 на сумму 2090623 руб., справка стоимости выполненных работ и затрат № 3 от 11.11.2022 на сумму 4372655 руб., справка стоимости выполненных работ и затрат № 4 от 08.12.2022 на сумму 1082707 руб.
Основанием для оплаты фактически выполненных Подрядчиком работ является документ о приемке, оформленный в соответствии с требованиями Контракта и Закона № 44-ФЗ. В случае, если Подрядчик является плательщиком НДС, документ о приемке включает в себя счет-фактуру (п. 2.6. Контракта).
Форма оплаты - безналичный расчет. Оплата за выполненные работы производится Заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в Контракте. Моментом оплаты считается списание денежных средств со счета Заказчика (п. 2.7. Контракта).
Согласно акту сверки взаимных расчетов по состоянию на 30.01.2023 задолженность МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15» в пользу Бельмаса В.В. составляет 3032044 руб. 50 коп.
Согласно акту сверки взаимных расчетов по состоянию на 30.01.2023 задолженность МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15» в пользу ООО «Северо-Восточная строительная компания» составляет 4770202 руб. 15 коп.
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут.
14.11.2022 между ООО «Северо-Восточная строительная компания», в лице генерального директора Бельмаса В.В., и Бельмасом В.В. заключен договор уступки будущего права требования (цессии), согласно которому цедент уступил, а цессионарий принял право будущего требования частичной оплаты (денежного обязательства) в размере 3235557 руб. 50 коп. по муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ.
Представленными в дело уведомлениями подтвержден факт извещения ответчика о состоявшейся уступке будущего права требования.
В силу п. 1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 2).
Положениями п. 1 ст. 384 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.
Частью 1 ст. 388 ГК РФ предусмотрено, что уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону.
При этом, в судебном заседании установлено, что расчеты в рамках исполнения указанного Контракта Заказчик осуществляет с лицевого счета №, открытого ему в УФК по Магаданской области.
Пунктом 2 «Порядка санкционирования расходов муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений города Магадан, лицевые счета которым открыты в УФК по Магаданской области, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса РФ», утвержденного приказом комитета по финансам мэрии города Магадана от 27.12.2021 № 27 закреплено, что учет операций по санкционированию вышеуказанных расходов осуществляется на лицевых счетах учреждений, открытых в УФК по Магаданской области в порядке, установленном приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 № 21н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства» (далее по тексту - Приказ Казначейства № 21н).
Частью 4 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Федеральный закон № 44-ФЗ) предусмотрено, что при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1-3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.
Исходя из чего, условия заключенного Учреждением Контракта должны соответствовать требованиям Федерального закона от 05.04.2023 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Положениями ст. 6 БК РФ установлена обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
Оплата государственного (муниципального) контракта является исполнением бюджета по расходам и определяется бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктами 2, 4 ст. 219 БК РФ установлено, что исполнение бюджета по расходам предусматривает, в том числе санкционирование оплаты денежных обязательств, а получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты.
Поскольку, как указано выше, условия заключенного Контракта исполняются с учетом требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, оплата по нему в соответствии с требованием п. 2 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ, введенной в действие с 01.01.2022) должна производится непосредственно Подрядчику, указанному в Договоре.
Частью 20 ст. 241 БК РФ (в редакции Федерального закона от 29.11.2021 № 384-ФЗ) установлен исчерпывающий перечень случаев санкционирования оплаты денежного обязательства третьим лицам поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения государственного (муниципального) контракта в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Статьей 242.8 БК РФ установлено, что автономные учреждения также являются участниками казначейских платежей, и исходя из требования п. 3 ст. 242.18 БК РФ при распоряжении денежными средствами, находящимися на счетах открытых им в органе Федерального казначейства обязаны соблюдать требования законодательства Российской Федерации.
Приказом Комитета по финансам мэрии города Магадана от 27.12.2021 № 27 утвержден «Порядок санкционирования расходов муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений города Магадан, лицевые счета которым открыты в УФК по Магаданской области, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ» (далее по тексту - Порядок № 27).
Подпунктом 4 п. 12 Порядка № 27 установлено, что при санкционировании целевых расходов УФК по Магаданской области проверяет платежные документы и документы-основания на соответствие реквизитов (наименование, номер, дата, реквизиты получателя платежа) документа основания реквизитам, указанным в платежном документе. В пункте 13 Порядка № 27 указано, что в случае несоблюдения требований, установленных пунктами 11 и 12 настоящего Порядка УФК по Магаданской области в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, направляет учреждению или предприятию Протокол в электронном виде, в котором указывается причина отказа в санкционировании целевых расходов.
На основании вышеприведенных норм, 13.12.2022 УФК по Магаданской области было отказано в проведении платежа по Заявке МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15» на кассовый расход от 12.12.2022 № на сумму 3235557 руб. 50 коп. в пользу Бельмаса В.В.
15.12.2022 на основании документов, предоставленных Учреждением УФК по Магаданской области платежным поручением № 5716 произведено перечисление 3235557 руб. 50 коп. ООО «Северо-Восточная строительная компания».
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Бельмас В.В. не является подрядчиком по муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем законных оснований для перечисления ему денежных средств, на основании заключенного договора уступки будущего права требования (цессии) от 14.11.2022 (в размере 3235557,50 руб.), не имеется.
Денежные обязательства, являющиеся предметом спора, исполнены МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15» в полном объеме, в соответствии требованиями законодательства путем перечисления денежных средств в адрес подрядчика по Контракту - ООО «Северо-Восточная строительная компания», что подтверждается платежным поручением от 15.12.2022 № 5716.
В связи с вышеизложенным, заявленные исковые требования Бельмаса В.В. к МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15» о взыскании задолженности по муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, судебных расходов, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Бельмасу Вячеславу Васильевичу в удовлетворении исковых требований к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Магадана «Детский сад комбинированного вида № 15» о взыскании задолженности по муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 3032044 (три миллиона тридцать две тысячи сорок четыре) руб. 50 коп., судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, принесения апелляционного представления через Магаданский городской суд Магаданской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Дата принятия решения суда в окончательной форме – 29 мая 2023 года.
Судья А.В. Ли
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>