Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3148/2023 ~ М-1810/2023 от 17.04.2023

Дело № 2-3148/2023

25RS0001-01-2023-003023-67

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    17 июля 2023 года                                                                         г. Владивосток

    Ленинский районный суд г.Владивостока в составе:

     председательствующего судьи Ящук С.В.,

    при секретаре Булима А.Р.,

    с участием представителя истца – помощника прокурора г. Владивостока Чуфичевой Т.А.,

    представителя ответчиков – Ващенко Е.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Владивостока в интересах Назаренко А. В., Назаренко А. А., Назаренко Д. А., Назаренко Г. А. к администрации города Владивостока, Управлению муниципальной собственности г. Владивостока о возложении обязанности предоставить земельный участок,

    УСТАНОВИЛ:

В Ленинский районный суд г. Владивостока поступило исковое заявление прокурора г. Владивостока в интересах Назаренко А. В., Назаренко А. А., Назаренко Д. А., Назаренко Г. А. к администрации города Владивостока, Управлению муниципальной собственности г. Владивостока о возложении обязанности предоставить земельный участок, в обоснование которого указано, что прокуратурой г. Владивостока проведена проверка доводов обращения Назаренко А.В. о нарушении земельного законодательства, в ходе которой были выявлены нарушения. Постановлением администрации г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ Назаренко А.В., Назаренко Д.А., Назаренко А.А., Назаренко Г.А. включены в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка как многодетная семья. Однако участок до сих пор не был предоставлен.

В исковом заявлении прокуратура г. Владивостока просит возложить обязанность на администрацию г. Владивостока предоставить бесплатно в общую долевую собственность Назаренко А.В., Назаренко Д.А., Назаренко А.А., Назаренко Г.А. земельный участок для индивидуального жилищного строительства в границах Владивостокского городского округа, с учетом очередности, установленной реестром граждан, имеющим право на получение земельного участка в соответствии с Законом Приморского края от 08.11.2011 № 837-КЗ.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора поддержала заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в отзыве.

    Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

    Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

В силу подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель принимал во внимание, в частности, цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе.

Исходя из этого Министерство регионального развития Российской Федерации, приказом от 9 сентября 2013 г. N 372 утвердило Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 17 которых, при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры.

    В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» основными задачами государственной семейной политики является предоставлением многодетным семьям земельных участков.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов РФ.

Согласно ч. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 9 ст. 2 Закона Приморского края от 18.11.2014 № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» на территории Приморского края образование земельных участков в целях реализации законов Приморского края «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае», является приоритетным в отношении образования земельных участков для иных целей.

В силу ч. 2 ст. 6 Закона Приморского края № 497-КЗ обязанности по управлению и распоряжению земельными участками, бесплатно предоставляемыми гражданам, имеющим трех и более детей, гражданам, имеющим двух детей, а также молодым семьям для индивидуального жилищного строительства возложены на администрацию Владивостокского городского округа.

Законом Приморского края от 08.11.2012 № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае» определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с частью 8 статьи 5 указанного Закона уполномоченный орган местного самоуправления в течение 180 календарных дней со дня включения гражданина в реестр принимает решение и направляет гражданину оригинал решения о предоставлении в собственность бесплатно гражданину и его детям земельного участка либо об отказе в предоставлении в собственность бесплатно гражданину, имеющему приемного ребенка, и его детям земельного участка в случае, если на дату принятия решения о предоставлении земельного участка бесплатно в собственность граждане не являются приемными родителями. Решение о предоставлении земельных участков принимается уполномоченными органами местного самоуправления по результатам проведения жеребьевки в соответствии со статьей 5(1) настоящего Закона (часть 8(1) указанной статьи). Статьей 5(1) Закона предусмотрено, что жеребьевка организуется и проводится уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном Администрацией Приморского края.

    Судом установлено, что на основании заявления Барабаш А.С., имеющего троих детей – Назаренко Д.А., Назаренко А.А., Назаренко Г.А., постановлением администрации г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ Назаренко А.В. включен в реестр граждан, подавших заявление о предоставлении земельного участка (граждане в составе четырех человек).

    Однако до настоящего времени земельный участок семье Барабаш А.С. не предоставлен, что явилось основанием для обращения прокурора г. Владивостока в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов Назаренко А.В. и членов его семьи.

Исходя из пояснений прокурора, не отрицалось представителем ответчиков в судебном заседании, земельный участок Назаренко А.В. и членам его семьи не предоставлен до настоящего времени в связи с не наступление очередности Назаренко А.В. для участия в жеребьевке, обязательность проведения которой предусмотрена установленным порядком.

Так, на жеребьевку приглашаются граждане в порядке очередности присвоенных реестровых номеров, как это предусмотрено Порядком организации и проведения жеребьевки в целях предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства, утвержденным Постановлением администрации Приморского края от 05.10.2012 № 277-па.

Между тем, администрацией г. Владивостока не учтено, что установленный порядок разработан в целях реализации положений Закона Приморского края № 837-КЗ, предусматривающего безусловную обязанность органа местного самоуправления в течение 180 календарных дней со дня включения гражданина в реестр принять решение и направить гражданину оригинал указанного решения о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка либо об отказе в предоставлении в собственность земельного участка в случае, прямо указанном в законе.

Предельное количество граждан, приглашаемых на жеребьевку, равно как количество заседаний жеребьевочной комиссии в тот или иной период времени ни Законом Приморского края № 837-КЗ, ни указанным Порядком не ограничено. При этом количество граждан, приглашаемых на жеребьевку, должно быть на одного меньше, чем земельных участков, предоставляемых на жеребьевке (пункт 8 Порядка).

Таким образом, орган местного самоуправления обязан организовать свою работу с учетом количества граждан, желающих получить земельные участки и с учетом требований закона.

Исполнение закрепленной статьей 5 Закона Приморского края "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае" обязанности в течение 180 календарных дней со дня включения гражданина в реестр принять решение о предоставлении земельного участка не ставится законодателем в зависимость от утвержденного Порядка. Исполнение этой обязанности напрямую зависит от количества земельных участков, сформированных органом исполнительной власти, что входит в его компетенцию.

При указанных обстоятельствах не предоставление администрацией г. Владивостока Назаренко А.В. земельного участка в собственность по истечении 180 календарных дней противоречит действующему законодательству, лишает Назаренко А.В. возможности реализации права на получение земельного участка в указанных целях в установленный законом срок.

К доводу представителя ответчиков о том, что в связи с ограниченным количеством земельных участков, расположенных в соответствующих территориальных зонах, не представляется возможным обеспечить всех граждан имеющих трех и более детей, состоящих в соответствующем реестре, в установленный срок, суд относится критически, поскольку указанные обстоятельства не освобождают ответчика от соблюдения установленных Земельным кодексом РФ и Законом Приморского края "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае" правовых норм.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В связи с чем, исковые требования прокурора г. Владивостока о возложении на администрацию обязанности предоставить бесплатно в общую долевую собственность Назаренко А.В. и членов его семьи земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах Владивостокского городского округа, с учетом очередности, установленной реестром граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с Законом Приморского края от 08.11.2011 № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей в Приморском крае», сформированным администрацией г. Владивостока, являются законными и обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора г. Владивостока в интересах Назаренко А. В. (<данные изъяты>), Назаренко А. А. (<данные изъяты>), Назаренко Д. А. (<данные изъяты>), Назаренко Г. А. (<данные изъяты>) к администрации города Владивостока, Управлению муниципальной собственности г. Владивостока о возложении обязанности предоставить земельный участок – удовлетворить.

    Возложить обязанность на администрацию г. Владивостока предоставить бесплатно в общую долевую собственность Назаренко А. В. (<данные изъяты>), Назаренко А. А. (<данные изъяты>), Назаренко Д. А. (<данные изъяты>), Назаренко Г. А. (<данные изъяты>) земельный участок для индивидуального жилищного строительства в границах Владивостокского городского округа, с учетом очередности, установленной реестром граждан, имеющим право на получение земельного участка в соответствии с Законом Приморского края от 08.11.2011 № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей в Приморском крае».

    Решение суда может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня вынесения решения, с 24.07.2023.

    Судья                                                                           С.В. Ящук

2-3148/2023 ~ М-1810/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Назаренко Антон Валерьевич
Информация скрыта
Прокурор г. Владивостока
Ответчики
УМС г. Владивостока
Администрация г. Владивостока
Суд
Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края
Судья
Ящук Светлана Васильевна
Дело на сайте суда
leninsky--prm.sudrf.ru
17.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2023Передача материалов судье
18.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2023Подготовка дела (собеседование)
29.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее