№ 21-741/2023
УИД 38RS0001-02-2023-000293-25
РЕШЕНИЕ
г. Иркутск 26 октября 2023 г.
Судья Иркутского областного суда Полозова Н.Ф., с участием защитника ГБПОУ ИО «АПТ» - Овчинниковой Г.С., допущенной к участию в деле на основании доверенности от Дата изъята , рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника ОНД и ПР по Ангарскому городскому округу УНД и ПР Главного управления МЧС России по Иркутской области Лопатина А.А. на решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 21 июля 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Ангарский политехнический техникум»,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора Ангарского городского округа по пожарному надзору Лопатина А.А. от 15 февраля 2023 г. Номер изъят (резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 г.) юридическое лицо - Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Ангарский политехнический техникум» (согласно выписке из ЕГРЮЛ сокращенное наименование юридического лица – ГБПОУ ИО «АПТ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 21 июля 2023 г. постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление, - Лопатин А.А., не соглашаясь с решением судьи городского суда просит об его отмене, как незаконного и необоснованного, и оставлении без изменения вынесенного постановления. В обоснование доводов жалобы указывает о том, что плановая проверка в отношении ГБПОУ ИО «АПТ» проведена в соответствии с действующим законодательством: решение о проведении плановой выездной проверки принято на основании ежегодного сводного плана проведения проверок на 2023 г., а также в соответствии с положениями части 1 статьи 61 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», и была согласована с прокуратурой Иркутской области, при этом основанием для включения объектов защиты юридического лица в план проведения проверок послужил пункт 11(3) Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», поскольку объектам защиты ГБПОУ ИО «АПТ» присвоена категория высокого риска.
Одновременно с жалобой представлено решение заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области ФИО3 от 15 августа 2022 г. № 1 «Об утверждении перечня объектов надзора» и приложение к нему, которые исследованы в судебном заседании и приобщены к материалам дела.
В судебном заседании защитник Овчинникова Г.С. возражала против удовлетворения жалобы, указывая о том, что решение судьи городского суда принято в соответствии с действующим законодательством.
Законный представитель ГБПОУ ИО «АПТ» - директор Быков Э.Ю., должностное лицо – Лопатин А.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, о причинах неявки не сообщили. Учитывая, что защитник Овчинникова Г.С. не возражала против рассмотрения жалобы в отсутствие не явившихся лиц, а также того, что при подготовки жалобы к рассмотрению участие вышеуказанных лиц обязательным не признано, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административных правонарушениях Номер изъят, судебный материал по жалобе Номер изъят, проанализировав доводы жалобы, исследовав дополнительно представленные доказательства, выслушав защитника Овчинникову Г.С., явившуюся в судебное заседание, прихожу к следующим выводам.
Основанием для привлечения ГБПОУ ИО «АПТ» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили выводы должностного лица о нарушении юридическим лицом обязательных требований пожарной безопасности.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судья Ангарского городского суда Иркутской области пришел к выводу о том, что при производстве по настоящему делу были допущены существенные нарушения процессуальных требований, выразившиеся в проведении внеплановой проверки в отсутствие оснований для ее проведения, что согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 91 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ), является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), влекущим признание результатов проверки недействительными.
Между тем, с выводами судьи городского суда нельзя согласиться.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
В силу части 1 статьи 61 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого контрольным (надзорным) органом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
Положениями пункта 11(3) Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336) установлено, что до 2030 г. в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, планы проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.
Согласно решению заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области ФИО3 от 15 августа 2022 г. Номер изъят «Об утверждении перечня объектов надзора» и приложения к нему объектам защиты ГБПОУ ИО «АПТ» присвоена категория высокого риска.
Решение о проведение выездной проверки соблюдения ГБПОУ ИО «АПТ» обязательных требований пожарной безопасности (Номер изъят) принято главным государственным инспектором Ангарского городского округа по пожарному надзору Лопатиным А.А. 29 декабря 2022 г. в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ, в связи с исполнением ежегодного сводного плана проведения проверок на 2023 г. (номер плана Номер изъят), а также с учетом требований Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336. Проведение указанного контрольно-надзорного мероприятия было согласовано с Прокуратурой Иркутской области, что подтверждается данными, размещенными в свободном доступе в информационно-коммуникационной сети «Интернет».
Указанное свидетельствует, что основания проведения проверки соблюдения ГБПОУ ИО «АПТ» обязательных требований пожарной безопасности в полной мере соответствуют требованиям действующего законодательства.
Оснований полагать, что при производстве по настоящему делу нарушен порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), не имеется.
Между тем, при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица положения вышеприведенных норм оставлены судьей городского суда без должного внимания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае необходимости при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья истребует дополнительные материалы.
Таким образом, в случае возникновения сомнений относительно законности организации и проведения контрольно-надзорного мероприятия в отношении ГБПОУ ИО «АПТ» судья городского суда имел возможность истребовать соответствующие сведения, а также вызвать в судебное заседание должностное лицо для дачи пояснений относительно правомерности проведения проверки.
Между тем, из судебного материала не усматривается принятие судьей городского суда мер, направленных на истребование дополнительных доказательств для проверки законности проведения проверки.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судьей городского суда требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела не выполнены, в связи с чем решение судьи городского суда от 21 июля 2023 г. нельзя признать законным и обоснованным.
Нарушения процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенные по настоящему делу, являются существенными, влекущими отмену решения судьи городского суда.
При таких обстоятельствах, с учетом пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 21 июля 2023 г. подлежит отмене, а дело – возвращению в Ангарский городской суд Иркутской области на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении судье надлежит устранить допущенные нарушения, обеспечить всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств дела, исследовать необходимые документы, обеспечить возможность участникам процесса для представления доказательств, исследовать имеющиеся и вновь представленные доказательства с учетом доводов жалобы, и принять законное и обоснованное решение в установленный законом срок.
Требования автора жалобы относительно оставления без удовлетворения жалобы на постановление должностного лица от 15 февраля 2023 г. не основаны на требованиях действующего законодательства, поскольку Иркутский областной суд не наделен полномочиями по рассмотрения жалоб на вынесенные должностными лицами постановления.
При таких обстоятельствах жалоба должностного лица – Лопатина А.А. подлежит удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Жалобу начальника ОНД и ПР по Ангарскому городскому округу УНД и ПР Главного управления МЧС России по Иркутской области Лопатина А.А. удовлетворить частично.
Решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 21 июля 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Ангарский политехнический техникум» отменить, дело возвратить в Ангарский городской суд Иркутской области на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Н.Ф. Полозова