55RS0016-01-2023-000979-95
Дело № 2-574/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Кормиловка 11 сентября 2023 года
Кормиловский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Дементьевой Е.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО2, при участии в подготовке дела к рассмотрению помощнике судьи ФИО3,
с участием помощника прокурора Кормиловского района Асадуллиной С.Р., представителя администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области Солодовниковой И.В., представителя МУП «Кормиловский «Водоканал» Шишебаровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кормиловского района Омской области к Администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области о возложении обязанности произвести замену сетей водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Изначально Прокурор Кормиловского района Омской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области, Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал».
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района в деятельности администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области и МУП «Кормиловский «Водоканал» проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации и ремонте водопроводных сетей, обеспечивающих водоснабжение населения р.п. Кормиловка, которой установлено, что водопроводные сети, в том числе обеспечивающие водоснабжение улиц Гагарина, Ленина, Советская, Маяковского переданные в собственность МУП «Кормиловский «Водоканал» администрацией Кормиловского городского поселения, имеют существенный износ (более 80%). В связи с неоднократными повреждениями на указанных водопроводных сетях, проводились работы по ремонту аварийных участков данных водопроводов, что влечет за собой приостановление подачи коммунальных ресурсов населению, холодное водоснабжение которых обеспечивается посредством указанных водопроводных сетей. Неисполнение собственником обязанности по проведению капитального ремонта водопроводных сетей влечет нарушение жилищных прав граждан на обеспечение бесперебойного водоснабжения. Длительное непринятие мер по ремонту водопроводных сетей нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку приводит к ухудшению их технических характеристик, увеличению времени проведения ремонтных работ, что в свою очередь может привести к длительному отключению потребителей от коммунальных услуг, создать угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, угрозу жизни и здоровью людей при возникновении аварийных ситуаций, не позволяет повысить качество коммунальных услуг, предоставляемых потребителям. Водопроводные сети на территории р.п. Кормиловка построены в 1980 году, ввиду чего эксплуатационный срок труб истек и дальнейший их ремонт нецелесообразен. Неприятие администрацией Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района, МУП «Кормиловский «Водоканал» мер по замене сетей водоснабжения по указанным улицам создает предпосылки к возникновению чрезвычайных ситуаций, что повлечет нарушение прав граждан. Просили возложить обязанность на администрацию Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района, МУП «Кормиловский «Водоканал» в срок до 31 декабря 2023 произвести замену сетей водоснабжения по улицам Гагарина, Ленина, Советская, Маяковского в р.п Кормиловка Кормиловского района Омской области.
В судебном заседании помощник прокурора Кормиловского района Асадуллина С.Р. уточнила заявленные исковые требования, просила исключить из ответчиков МУП «Водоканал», привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области Солодовниковой И.В. исковые требования признала частично, в судебном заседании пояснила, что в бюджете администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района в 2023 году бюджетные ассигнования на замену водопроводных сетей не запланированы. 05 сентября 2023 Администрация обратилась к Министру энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области с просьбой о включении в отбор муниципальных образований Омской области для предоставления субсидий из областного бюджета. Отбор муниципальных образований будет проходить в период с марта по июнь 2024 года.
Представитель МУП «Кормиловский «Водоканал» Шишебарова А.В. суду пояснил, что замена водопроводных сетей необходима, общество осуществляет текущий ремонт, аварийные отключения происходят регулярно.
На основании ст. 167 ГПК РФ для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав помощника прокурора, представителя администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области Солодовникову И.В., представителя МУП «Кормиловский «Водоканал» Шишебарова А.В., исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, с учетом мнений участвующих лиц, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно пп. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 50 ФЗ № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно ч. 1 ст. 49 ФЗ № экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регулируются отношения в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Закон № 416-ФЗ).
На основании пп.4, 5, 25, 29 ч.1 ст. 2 Закона № 416-ФЗ водоснабжение -водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - оценка технических характеристик объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Пунктом 14 статьи 2 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что объектом централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения установленных для обеспечения надлежащего санитарного и пропускного режима на охраняемых закрепленных территориях.
С целью защиты прав потребителей коммунальных услуг постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления коммунальных услуг, которые регулируют отношения между исполнителем и потребителями коммунальных услуг, в том числе по вопросам водоснабжения (далее Правила).
В соответствии с п.п. «в,г» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении №, а также предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг. Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП ДД.ММ.ГГГГ-84*).
Судом установлено, что водопроводные сети, в том числе обеспечивающие водоснабжение улиц Гагарина, Ленина, Советская, Маяковского переданные в собственность МУП «Кормиловский «Водоканал» на праве хозяйственного ведения администрацией Кормиловского городского поселения, имеют существенный износ (более 80%).
В соответствии с информацией о количестве аварий на сетях МУП Кормиловский «Водоканал» за 2022 по р.п. Кормиловка произошло 53 аварии, в том числе на водопроводах, расположенных по спорным улицам – 13. В соответствии с информацией о количестве аварий на сетях МУП Кормиловский «Водоканал» за ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по р.<адрес> произошло 11 аварий, в том числе на водопроводах, расположенных по спорным улицам – 1.
Согласно письмам МУП Кормиловский «Водоканал» на имя Главы Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, водопроводные сети и сети водоотведения, расположенные на территории Кормиловского городского поселения, находятся в изношенном состоянии, износ сетей составляет свыше 80%, требуется капитальный ремонт и замена водоподводящих и водоотводящих коммуникаций. Водопроводные сети, требующие немедленной замены в том числе на следующих улицах: ул. Гагарина, ул. Советская.
Согласно плану финансирования мероприятий по подготовке объектов ЖКК и социальной сферы Кормиловского МР Омской области в отопительный период 2023/2024 МУП Кормиловский «Водоканал», мероприятия по замене водопроводных сетей не запланированы.
В соответствии с пунктами 2,4 Устава МУП «Водоканал», утвержденного Решением совета Кормиловского 7городского поселения Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником на праве хозяйственного ведения. Учредителем и собственником Предприятия является Администрация Кормиловского городского поселения (далее - Собственник, Учредитель). Функции и полномочия учредителя и собственника Предприятия выполняет администрация Кормиловского городского поселения.
В силу пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 294 Гражданского кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ установлено, что унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).
Согласно пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Из содержания пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ следует, что полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ).
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ, органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В данном случае обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью обеспечения жилищных прав граждан на бесперебойное водоснабжение, поскольку непринятие администрацией Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района, мер по замене водопроводных сетей, создает предпосылки к возникновению чрезвычайных ситуаций, что повлечет нарушение прав граждан.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Рассматривая вопрос об установлении срока исполнения решения суда, суд полагает возможным указанный срок установить до 01 октября 2024 года. Так как стоимость проведение работ по замене водопроводных сетей существенная, и требует финансирования из областного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кормиловского района Омской области к Администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области о возложении обязанности произвести замену сетей водоснабжения - удовлетворить в полном объеме.
Возложить обязанность на администрацию Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района в срок до 01 октября 2024 произвести замену сетей водоснабжения по улицам Гагарина, Ленина, Советская, Маяковского в р.п Кормиловка Кормиловского района Омской области.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кормиловский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.Т. Дементьева
Решение суда изготовлено в окончательной форме 12 сентября 2023 года
Судья Е.Т. Дементьева