УИД 50RS0005-01-2023-008911-93
Дело №2-961/2024 (2-6398/2023)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2024 года г. Дмитров
Дмитровский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Скребцовой Е.А., при секретаре Цатурян А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Московской области в защиту неопределенного круга потребителей к МУП «Некрасовский водоканал» о прекращении противоправных действий,
УСТАНОВИЛ:
Роспотребнадзор по Московской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга потребителей к МУП «Некрасовский водоканал» о прекращении противоправных действий. В обоснование заявленных требований указал, что МУП «Некрасовский водоканал» на протяжении длительного времени подает населению д. Парамоново Дмитровского городского округа Московской области. Предприятие осуществляет свою деятельность на основании устава, утвержденного постановлением Главы Дмитровского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ Согласно п. 2.1 Устава предметом деятельности предприятия является обеспечение населения и организаций Дмитровского городского округа Московской области услугами водоснабжения и водоотведения. МУП «Некрасовский водоканал» согласно Постановления Администрации Дмитровского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ является гарантирующей организацией по водоснабжению и водоотведению на территории Дмитровского городского округа Московской области и эксплуатирует водозаборные узлы, сети водоснабжения, очистные сооружения и сети канализации по Дмитровскому городскому округу Московской области, в том числе в д. Парамоново. В адрес Дмитровского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области неоднократно поступили обращение граждан на неудовлетворительное качество питьевой воды, в д. Парамонове Дмитровского городского округа Московской области. В рамках рассмотрения одного из обращений специалистами Дмитровского территориального отдела был сделан запрос в МУП «Некрасовский водоканал» о предоставлении информации по качеству воды в д. Парамоново Дмитровского городского округа Московской области, полученной в рамках производственного контроля качества питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Согласно представленному протоколу лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» в г. Дубна, Лобня, Долгопрудный, Дмитровском, Талдомском районах, качество питьевой воды, отобранной из водопроводного крана в жилом доме № не соответствует гигиеническим нормативам по показателю - «железо общее», которое составило 0,91±0,23 мг/ дм3 при нормативе не более 0,3 мг/ дм3. В соответствии с ч. 1 ст. 49, п. 2 ст. 60 Федерального закона №248-ФЗ, требованиями Постановления Правительства РФ №336 от 10.03.2022 года «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в адрес МУП «Некрасовский водоканал» направлено Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований санитарного законодательств. В соответствии с Приложением № «Аналитической справки (уведомления) по состоянию водоснабжения на территории Дмитровского г.о. за 2022 год» от ДД.ММ.ГГГГ составленной и направленной в адрес Администрации Дмитровского городского округа Московской области и МУП «Некрасовский водоканал» согласно п.5 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» показатели качества питьевой воды (удельный вес) в разрезе населенных пунктов Дмитровского городского округа согласно представленным отчетам ресурсоснабжающих организаций и ФФБУЗ в <адрес>:
в 2022 году в 100% отобранных проб (3 пробы) не соответствовали гигиеническим нормативам по содержанию железа в воде в значениях до 5 ПДК,
в 2020 году 100% отобранных проб (2 пробы) не соответствовали гигиеническим нормативам по содержанию железа в воде в значениях до 5 ПДК,
Таким образом, на протяжении длительного времени (с 2020 года по настоящее время) ответчик подает населению <адрес> некачественную питьевую воду.
Учитывая, что МУП «Некрасовский водоканал» не исполняет рекомендации и предостережения Дмитровского ТО, а также тот факт, что пресекательным является только решение суда, Управление Роспотребнадзора по Московской области вынуждено обратиться с настоящим иском в суд.
На основании изложенного просят признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия МУП «Некрасовский водоканал», выразившееся в предоставлении потребителям д. Парамоново Дмитровского городского округа Московской области коммунальной услуги по холодному водоснабжению ненадлежащего качества по гигиеническим нормативам, обязать МУП «Некрасовский водоканал» в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить предоставление потребителям <адрес> коммунальную услугу по холодному водоснабжению в соответствии с нормируемыми показателями по мутности и железу согласно п. 5 таблицы 3.1 и п. 556 таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», обязать МУП «Некрасовский водоканал» в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу довести его до сведения потребителей через средства массовой информации.
Представитель Управление Роспотребнадзора по Московской области ФИО4 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика МУП «Некрасовский водоканал» ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, позицию изложенную в письменных возражал поддержал.
Третье лицо представитель Администрации Дмитровского городского округа Московской области в судебное заседание не явился, о явке извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив собранные доказательства в полном объеме, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон №416-ФЗ) регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем, холодного водоснабжения, устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
В силу ч. 1 ст. 23 Федерального закона №416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федерального закона №52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения определено как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В соответствии с п.1 ст. 2 Федерального закона №52-ФЗ предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона №52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статьей 11 Федерального закона №52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В силу ч. 3 ст. 39 указанного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ст. 19 Федерального закона №52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно п.п.1, 2 ст. 18 Федерального закона №52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
В соответствии с п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий» качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
В случае несоответствия гигиеническим нормативам качества воды водных объектов, используемых для целей питьевого водоснабжения населения, должна применяться водоподготовка, обеспечивающая качество и безопасность питьевой воды в распределительной сети в соответствии с гигиеническими нормативами (п.91).
В соответствии с п. 556 таблицы 3.13 Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения, воде подземных и поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, воде плавательных бассейнов, аквапарков СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» ПДК по показателю железо составляет не более 0,3 мг/дм3, согласно п.5 таблицы 3.1 «Органолептические показатели качества различных видов вод, кроме технической воды» СанПиН 1.2.3685-21 по показателю мутность составляет не более 1,5 мг/л.
Согласно ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В силу пп. «а» п. 33 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 (далее - Правил №354) потребитель имеет право на то, чтобы ему предоставлялись коммунальные услуги в полном объеме и надлежащего качества, соответствующие обязательным требованиям.
При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (п.98 Правил №354).
Исполнитель жилищно-коммунальных услуг обязан в соответствии с п.п. «а», «г», «к» п. 31 Правил №354 предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.
Согласно п.2 раздела I приложения №1 требования к качеству коммунальных услуг по холодному водоснабжению Правил №354 исполнителем должно быть обеспечено постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН). Отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства РФ о техническом регулировании не допускается. При несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства РФ о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил.
В силу п.17 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 МУП «Некрасовский водоканал» является ресурсоснабжающей организацией и исполнителем жилищно-коммунальных услуг по водоснабжению.
Из материалов дела следует, что на основании Постановления Администрации Дмитровского городского округа Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Некрасовский водоканал» наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения Дмитровского городского округа Московской области. Зоной деятельности гарантирующей организации установлена территория Дмитровского городского округа Московской области.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к качеству питьевой воды централизованного водоснабжения по адресу: <адрес>
Питьевая вода централизованного водоснабжения, образец отбора которой был произведен по адресу: <адрес>, согласно протоколу санитарно-гигиенических исследований № от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует по показаниям: железо общее – 0,91±0,23 мг/дм3 (при величине допустимого уровня - не более 0,3 мг/дм3), мутность – 1,79±0,36 мг/дм3 (при величине допустимого уровня - не более 1,5 мг/дм3).
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354, установлено, что коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с пп. «а» п. 31 указанных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, ответчик является лицом, ответственным за оказание потребителям услуг надлежащего качества, соответствующих требованиям санитарных правил.
Выявленные нарушения ущемляют права потребителей на получение ими питьевой воды надлежащего качества.
ДД.ММ.ГГГГ Дмитровским территориальным отделом Управление Ромпотребнадзора по Московской области в адрес МУП «Некрасовский водоканал» вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №. Однако допущенное нарушение устранено не было.
Указанные обстоятельства, подтвержденные представленными истцом письменными доказательствами, сомнения в достоверности не вызывают.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
По смыслу части первой настоящей статьи в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (ст. 1065 ГК РФ, ст. 46 настоящего Закона).
Об этом также разъяснено и в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
Таким образом, право Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (органа государственного надзора) на предъявление иска в суд о признании действий ответчика противоправными в отношении неопределенного круга потребителей предусмотрено законом.
Доводы ответчика, изложенные в возражениях на исковое заявление, опровергаются собранными по делу доказательствами, представленными в материалы дела.
Таким образом, допущенные ответчиком нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения представляют собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Несоблюдение ответчиком законодательства о защите прав потребителей, также как и несоблюдение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушает основные права потребителя, в частности, право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей.
Таким образом, противоправность действий ответчика в отношении неопределенного круга потребителей подтверждается материалами дела, в связи с чем исковые требования подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Московской области в защиту неопределенного круга потребителей к МУП «Некрасовский водоканал» о прекращении противоправных действий удовлетворить.
Признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия МУП «Некрасовский водоканал», выразившееся в предоставлении потребителям д. Парамоново Дмитровского городского округа Московской области коммунальной услуги по холодному водоснабжению ненадлежащего качества по гигиеническим нормативам.
Обязать МУП «Некрасовский водоканал» в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить предоставление потребителям д. Парамоново Дмитровского городского округа Московской области коммунальную услугу по холодному водоснабжению в соответствии с нормируемыми показателями по мутности и железу согласно п. 5 таблицы 3.1 и п. 556 таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Обязать МУП «Некрасовский водоканал» в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу довести его до сведения потребителей через средства массовой информации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца с подачей жалобы через Дмитровский городской суд Московской области.
Мотивированное решение изготовлено 16 февраля 2024 года.
Судья Дмитровского
городского суда
Московской области: Е.А. Скребцова