дело № 2-1-346/2021
12RS0016-01-2021-000834-21
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 29 июня 2021 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Шабалиной В.Н.,
с участием истца Смирнова И.Е., его представителя Кудряшова А.Г.,
представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) Рипановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова И.Е. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
установил:
Смирнов И.Е. обратился с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в котором просит признать незаконным решение ответчика № от 09.02.2021 в части невключения в специальный стаж периода работы в Козьмодемьянском ДРСУ с 19.08.1988 по 04.10.1994, возложить на ответчика обязанность включить указанный период работы в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно в связи с работой в тяжелых условиях, и назначить страховую пенсию по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда досрочно со 02 февраля 2021 года. В обоснование заявленных требований указано, что решением ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) от 09 февраля 2021 г. истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости досрочно в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа работы с тяжелыми условиями труда. В специальный стаж, в том числе не был включен период работы истца асфальтобетонщиком в Козьмодемьянском ДРСУ Марийского государственного производственного предприятия по строительству, ремонту и содержанию дорог общего пользования с 19 августа 1988 г. по 04 октября 1994 г. Полагает, что у ответчика не имелось оснований для отказа во включении спорного периода работы в специальный стаж, поскольку в трудовой книжке занимаемая истцом в спорный период должность указана ошибочно: вместо «асфальтобетонщик» - «асфальтоукладчик», что подтверждается представленными работодателем книгой приказов по личному составу Козьмодемьянского ДРСУ, а также справкой, уточняющей особый характер работы Смирнова И.Е.
В суде истец Смирнов и его представитель Кудряшов А.Г., поддержали исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, ссылаясь на представленные доказательства.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонного) Рипанова М.В., оставляя разрешение спора на усмотрение суда, пояснила, что на момент принятия решения об отказе в назначении Смирнову И.Е. страховой пенсии по старости досрочно ответчик не располагал сведениями работодателя о допущенной в изложении должности, занимаемой истцом в спорный период, ошибки. В то время как наименование указанной в трудовой книжке и сведениях индивидуального лицевого счета должности «асфальтоукладчик» не соответствует Списку № 2.
Привлеченное к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика АО «Марий Эл Дорстрой» Козьмодемьянский филиал представителя в суд не направило, о времени и месте судебного разбирательства извещено.
Выслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ).
Как закреплено в части 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ (в редакции, действующей с 1 января 2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Приведенной выше нормой закона в редакции, действовавшей по 31 декабря 2018 года, было установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу положений пункта 2 части 1, частей 3 и 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 02 февраля 2021 года по достижении возраста 55 лет Смирнов И.Е. обратился в государственное учреждение - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда.
Решением ответчика от 09 февраля 2021 года № 14748/21 в назначении досрочной пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 12 лет 6 месяцев. По расчету ответчика, стаж работы истца с тяжелыми условиями труда (по Списку № 2) на 02.02.2021 составил 06 лет 08 месяцев 23 дня.
В специальный стаж не был засчитан, в том числе период работы истца в Козьмодемьянском ДРСУ Марийского государственного производственного предприятия по строительству, ремонту и содержанию дорог общего пользования должности асфальтобетонщика с 19 августа 1988 г. по 04 октября 1994 г. продолжительностью 06 лет 1 месяц 15 дней, поскольку в трудовой книжке Смирнова И.Е. занимаемая им должность в спорный период указана как «асфальтоукладчик».
В целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в части 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, согласно которой списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Реализуя указанные правомочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». Подпунктом «б» пункта 1 этого постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда - Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», а также Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, в разделе ХХVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» в числе прочих предусмотрены пенсионные льготы асфальтобенщикам, асфальтобенщикам-варильщикам, машинистам смесителей асфальтобетона передвижных.
В соответствии с ранее действовавшим Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, правом на льготное пенсионное обеспечение пользовались асфальтобенщики (асфальтировщики, автогудронаторщики, битумизаторы, варильщики, гудронаторщики, операторы, гудронаторы, форсунщики), занятые в сфере строительства зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций.
Должность «асфальтоукладчик» в Списке № 2 не значится.
В то же время из представленных истцом и третьим лицом справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для начисления льготной пенсии, и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе АО «Марий Эл Дорстрой» Козьмодемьянский филиал от 26 января 2021 года № 4, копии книги приказов по личному составу Козьмодемьянского ДРСУ на 1987-1988 г.г. следует, что во внесенном в трудовую книжку Смирнова И.Е. и сведения его лицевого счета наименовании занимаемой им в спорный период должности допущена ошибка: вместо «асфальтобетонщик» указан «асфальтоукладчик». При этом согласно содержащему в названной книге приказов приказу №-к от 18.08.1988 каменщик Смирнов И.Е. с 19.08.1988 переведен асфальтобенщиком. Как указано в справке АО «Марий Эл Дорстрой» от 26 января 2021 г. № 4, в период с 19 августа 1988 г. по 04 октября 1994 г. истец работал асфальтобетонщиком 4 разряда полный рабочий день при пятидневной рабочей неделе.
По сведениям настоящего работодателя истца - АО «Марий Эл Дорстрой», 29 июля 1996 г. Козьмодемьянское ДРСУ реорганизовано в Козьмодемьянское ДРСГУП, на базе которого создан Козьмодемьянский филиал открытого акционерного общества «Марий Эл Дорстрой».
Таким образом, у суда не имеется оснований сомневаться в том, что, работая в Козьмодемьянском ДРСУ Марийского государственного производственного предприятия по строительству, ремонту и содержанию дорог общего пользования в период с 19 августа 1988 г. по 04 октября 1994 г., истец в течение полного рабочего дня был занят именно в качестве асфальтобетонщика. Следовательно, ввиду соответствия производства, в котором был занят истец в спорный период, и занимаемой им должности требованиям Списка № 2 работа Смирнова И.Е. указанный период подлежит включению в льготный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку включение в специальный стаж спорного периода продолжительностью 6 лет 1 месяц 15 дней с учетом периодов зачтенных ответчиком продолжительностью 6 лет 8 месяцев 23 дня превышает на момент обращения в пенсионный орган необходимую продолжительность стажа, дающего истцу, достигнувшему возраста 55 лет, право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (12 лет 6 месяцев), суд полагает обоснованным признать отказ во включении спорного периода и назначении страховой пенсии по старости досрочно незаконным и обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) назначить истцу страховую пенсию по старости с момента обращения за ее назначением, т.е. со 02 февраля 2021 г.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. Следовательно, понесенные истцом при обращении в суд расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей подлежат возмещению ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Смирнова И.Е. удовлетворить.
Признать содержащийся в решении от 09 февраля 2021 г. № отказ Смирнову И.Е. во включении периода работы в Козьмодемьянском ДРСУ Марийского государственного производственного предприятия по строительству, ремонту и содержанию дорог общего пользования с 19 августа 1988 г. по 04 октября 1994 г. и назначении страховой пенсии по старости досрочно незаконным.
Возложить на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) обязанность включить Смирнову И.Е. в специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда период работы асфальтобетонщиком в Козьмодемьянском ДРСУ Марийского государственного производственного предприятия по строительству, ремонту и содержанию дорог общего пользования с 19 августа 1988 г. по 04 октября 1994 г. назначить Смирнову И.Е. страховую пенсию по старости досрочно с момента обращения с заявлением о назначении пенсии, т.е. со 02 февраля 2021 года.
Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) в пользу Смирнова И.Е. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Шахова К.Г.
решение принято в окончательной форме 30 июня 2021 г.